В наши дни благодаря интернету любой желающий может научиться рисовать, не посещая художественную школу и не нанимая персонального учителя. В сети представлено множество бесплатных видеоуроков и мастер-классов от опытных художников.
Обучение рисованию онлайн имеет ряд преимуществ: вы занимаетесь в удобное для вас время, изучаете материал в индивидуальном темпе, возвращаетесь к непонятным моментам. Кроме того, онлайн-уроки, как правило, намного дешевле офлайн-занятий.
В данной статье представлен план и черновой набросок материала на тему обучения рисованию для начинающих. Рассмотрены основные инструменты, приемы и техники, а также даны практические советы по созданию рисунков для новичков.
Выбор инструментов
Для того, чтобы начать рисовать, вам потребуется минимальный набор инструментов. Самое основное - это бумага и средства для рисования. Один из самых распространенных и доступных вариантов - простые карандаши.
- Графитовые (карандаши разной жесткости от 9H до 9B). Они позволяют наносить линии разной толщины и интенсивности.
- Цветные карандаши для создания цветных рисунков.
- Кисть и краски (акварель, гуашь) для живописных работ.
- Ластик для исправления ошибок.
Также стоит иметь инструменты для измерения пропорций и перспективы на бумаге, такие как линейка, транспортир и циркуль. Для создания сложных рисунков может потребоваться планшет, стилус и графический редактор на компьютере.
Качество материалов не столь важно на начальном этапе обучения. Главное - покажи как рисовать простые вещи, набить руку и развивать глазомер. По мере развития навыков можно переходить на более профессиональные инструменты.
Карандаши | Штриховка, линии, тени |
Кисти, краски | Живопись, цвет, мазки |
Компьютер, планшет | Цифровое рисование |
Не забывайте о том, что для разной техники покажи как нарисовать потребуются разные инструменты. Выбирайте их под поставленную задачу.
Основы перспективы
Перспектива - это иллюзия глубины на плоской поверхности рисунка. Понимание перспективы позволяет передать реалистичное пространство и объем предметов, что важно при изучении, как рисовать правдоподобные объекты и сцены.
Существует несколько видов перспективы. Линейная перспектива основана на том, что параллельные линии на изображении сходятся к одной или нескольким точкам схода на линии горизонта. Воздушная перспектива передает глубину с помощью изменения цветов и оттенков в зависимости от расстояния. Тональная перспектива показывает удаление объемных предметов путем затемнения их контуров.
Чтобы правильно изобразить перспективу, необходимо определить линию горизонта и точки схода. Далее строятся лучи, исходящие из точек схода к предметам на переднем плане. По этим направляющим линиям легко выстраивать объекты так, что они будут казаться объемными и находящимися в правильной перспективе.
При рисовании интерьеров важно учитывать точку зрения наблюдателя. Если мы смотрим сверху вниз - это верхняя перспектива, снизу вверх - нижняя. Фронтальную перспективу можно увидеть, стоя напротив предмета. Каждый ракурс требует соблюдения принципов линейной и воздушной перспективы.
- Определить линию горизонта
- Наметить точки схода
- Провести лучи из точек схода
- Построить объекты по перспективным линиям
Перспектива требует внимательной практики, но результат того стоит. Рисунки приобретут реалистичность и глубину, а ваши навыки рисования значительно улучшатся.
Приемы затенения
Затенение - один из ключевых приемов, который необходимо освоить, чтобы научиться рисовать объемные и реалистичные объекты. Правильное использование света и тени придает рисункам глубину и передает фактуру поверхностей.
Основными источниками света при рисовании являются солнце и искусственные осветительные приборы. Свет создает на поверхности объекта блики, освещенные и затемненные области. Форма объекта зависит от направления падающего на него света.
При затенении выделяют собственные и падающие тени. Собственная тень возникает на объекте со стороны, противоположной источнику света, а падающая тень - это проекция объекта на фон или другие поверхности.
Для создания реалистичного изображения необходимо правильно расставить акценты света и тени. Сначала определяется направление источника света, затем намечаются основные световые блики и глубокие тени. После этого прорабатываются полутона, плавно переходящие из светлых зон в темные.
- Штриховка и растушевка для светотеневой проработки формы
- Использование разных оттенков от белого к черному для создания объемности
- Работа в технике «от общего к частному» при моделировании источников света
Освоив азы затенения, попрактикуйтесь рисовать объемные предметы разной формы. Это поможет понять, как воспринимают свет гладкие и фактурные поверхности, правильно передавать тени от нескольких источников освещения.
Текстуры и фактуры
Текстуры и фактуры - важные элементы изображения, которые придают реалистичность объектам и делают рисунок более выразительным. При изучении необходимо уделять внимание передаче разнообразных поверхностей.
Фактура - это особенность какого-либо материала или поверхности, которая определяет его внешний вид и ощущение при прикосновении. Различают гладкие (стекло, эмаль), грубые (бетон, камень), пушистые (мех, шерсть) и другие фактуры. Текстура создается визуальным имитированием этих свойств материала на бумаге.
Существует несколько основных приемов рисования текстур: Штриховка - коротких, средних и длинных штрихов разной насыщенности для передачи неровностей поверхности. Растяжение и заливка - для гладких или мягких поверхностей, требующих равномерного заполнения тоном. Ватное тампонирование - мягкие круговые штрихи, имитирующие ворс ткани или меха. Точечная техника - множество близкорасположенных друг к другу точек для создания образа пористого или зернистого материала.
- Деревянные поверхности: параллельные штрихи, имитирующие волокна и годичные кольца
- Металл: гладкое покрытие с отблесками бликов для имитации глянца
- Камень: жесткая грубая штриховка, передающая шероховатость и трещины
- Вода: плавные растяжки тонов от светлого к темному для водной глади
Тренируйтесь рисовать разные материалы, используя разные штрихи и техники штриховки. Внимательно изучайте реальные фактуры и их визуальное воспроизведение на рисунках мастеров. Это поможет научиться грамотно передавать текстуры в своих работах.
Правила композиции
Композиция - это грамотная организация элементов внутри рисунка, которая позволяет сделать его гармоничным и выразительным. Знание основ композиции критически важно для любого художника, который хочет рисовать профессионально.
Композиция начинается с определения формата и размера рисунка. При горизонтальном формате акцент делается на ширину картинной плоскости, а при вертикальном - на ее высоту. Квадратный формат ровно уравновешивает оба измерения.
Центр рисунка считается статичным и неинтересным. Поэтому главный объект изображения следует размещать чуть левее или правее центральной оси, выше или ниже средней линии. Это создаст зрительное напряжение и внесет динамику.
Важно использовать контраст и выделение главного относительно второстепенных элементов. Тональный, цветовой и размерный контрасты очень эффективны: крупные темные формы притягивают взгляд больше светлых мелких деталей вокруг.
- Перспектива и глубина пространства
- Движение и направленность масс предметов
- Равновесие симметричных и ассиметричных форм
- Использование золотого сечения и правила третей
Для ритмичного заполнения листа следует опираться на правило третей - мысленно разделить изображение на 9 равных частей двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями. Ключевые элементы стоит располагать вдоль этих линий либо на их пересечении.
Не стоит забывать про жанровую специфику. В пейзажах обычно господствует горизонтальный формат и пониженная линия горизонта. Портреты подразумевают доминирование вертикали и равную линию глаз. Покажите, как рисовать повествовательную сцену - включи визуальный ритм и направленное движение.
Впрочем, всегда ищите возможность экспериментировать и нарушать правила! Консервативные композиции могут казаться скучными, а нестандартные приемы способны эмоционально поразить зрителя. Главное - сохранять стройность, баланс и смысловой акцент.
Пропорции фигуры человека
Человеческое тело имеет строгие пропорциональные соотношения между частями, знание которых критически важно, чтобы рисовать реалистичных персонажей. Эти канонические пропорции основаны на средних измерениях и отношениях между различными частями тела.
Классический метод измерения пропорций - деление фигуры на модульные единицы, как правило берется размер головы. В среднем человеческая фигура укладывается в 7-8 высот головы. Широкие плечи равны примерно 2,5 ширинам головы.
Длина рук человека должна быть примерно равна его росту. Нижняя часть руки — от локтя до кончиков пальцев — составляет около 3 ширин головы. Ширина плеч примерно равна ширине бедер у мужчин и заметно уже у женщин.
При рисовании человека важно учитывать его позу и анатомическое строение. Мышцы и суставы меняют свою форму под нагрузкой, а перспективные сокращения осложняют пропорции. Поэтому рекомендуется начинать практику с рисования стоящего человека в статичных позах.
- 7-8 голов - рост фигуры
- 3 головы - длина ног от колена до стопы
- 2 головы - длина бедра от промежности до колена
- 1 голова - длина туловища от паха до подбородка
Не ограничивайтесь общими пропорциями - следите за тем, как рисовать характерные пропорции конкретных людей. У каждого человека есть индивидуальные особенности телосложения и анатомии, будь то спортсмен, модель или пожилой человек.
Помните, классические каноны носят лишь рекомендательный характер. Допустимы небольшие вариации, особенно когда речь идет о персонажах-карикатурах. Но для реалистичного изображения людей знание правильных пропорций - залог успеха.
Основы цветоведения
Цветоведение - это наука о цветах, изучающая принципы их сочетаемости и гармоничного использования. Понимание основ цветовой теории поможет рисовать яркие и выразительные иллюстрации.
Основными характеристиками цвета являются цветовой тон, насыщенность и светлота. Тон - это сама окраска, например красный, синий, зеленый. Насыщенность определяет интенсивность оттенка, а светлота - его близость к черному или белому цветам.
Все цвета можно получить из трех базовых (первичных) цветов: красного, синего и желтого. Вторичные цвета образуются путем их смешивания: оранжевый из красного и желтого, фиолетовый из красного и синего, зеленый из синего и желтого. Оттенки становятся теплыми при добавлении желтого или красного, холодными с синим.
Теплые и холодные цвета противоположны друг другу по своей природе. Контрастное их сочетание дает ярко выраженный колористический эффект. Монохромная гамма строится на оттенках одного цветового тона. Она спокойная и целостная.
- Колесо цветов помогает находить гармоничные сочетания родственных или контрастных оттенков
- Нейтральные цвета: черный, белый, серый - хорошо дополняют яркую палитру
- Природные палитры отличаются сдержанностью и выглядят гармонично
Помните, что при смешивании красок необходимо учитывать разницу между цветами на палитре и на бумаге. Опытным путем находите требуемые оттенки. Старайтесь использовать чистые цвета, богатые полутонами - они выглядят ярче и реалистичнее.
Освойте разнообразие цветовых техник: акварель, гуашь, масляные и акриловые краски. Экспериментируйте с различными способами нанесения красок. Это будут более интересные и оригинальные работы.
Рисование головы человека
Рисование головы человека является одним из важнейших навыков для художника-портретиста. Чтобы научиться рисовать голову, нужно знать основы анатомии и пропорций лица.
- Начните с наброска основной формы головы - овала. Обратите внимание на пропорции, положение глаз, носа и рта.
- Наметьте черты лица - брови, глаза, нос, губы. Старайтесь рисовать их в правильном месте согласно пропорциям.
- Добавьте детали - зрачки, складки век, ноздри, морщинки. Придайте лицу выражение с помощью мимики.
Теперь можно нарисовать волосы, уши, шею. Затените рисунок, чтобы придать объем. Не забывайте об освещении, которое создает блики и тени на лице. Тренируйтесь рисовать головы людей разного возраста и пола, используя фотографии для изучения особенностей строения.
Изображение эмоций
Один из важнейших навыков для художника - умение передавать эмоции на лицах персонажей. Чтобы рисовать разные эмоциональные состояния, нужно понимать, как меняется мимика и как это влияет на черты лица.
Радость выражается приподнятыми бровями, широко раскрытыми глазами, улыбкой. Грусть - опущенными бровями и уголками губ, взглядом вниз. Гнев - нахмуренными бровями, прищуром, сжатым ртом. Испуг - расширенными зрачками и ртом. Удивление - приподнятыми бровями и раскрытым ртом.
Чтобы нарисовать эмоцию убедительно, обращайте внимание на морщины на лбу, вокруг глаз и рта. Изучайте фотографии лиц людей с разными эмоциями. Старайтесь передавать эмоции через позы, жесты, а не только черты лица. Тренируйте наблюдательность - эмоции окружающих людей можно рисовать прямо с натуры.
Овладев основами, можно экспериментировать - преувеличивать эмоции до карикатурности или смешивать противоречивые эмоции для создания сложных образов. Главное при рисовании эмоции - наблюдательность и практика.
Животные и птицы
Рисование животных и птиц требует внимательного изучения их анатомии и поведения. Чтобы рисовать разные виды животных, нужно сначала разобраться в строении их тела.
У млекопитающих туловище делится на голову, шею, торс и конечности. У птиц - на голову, шею, туловище и крылья. Важно правильно передавать пропорции, позвоночник, мышцы. Наблюдайте, как животное двигается, чтобы нарисовать его в естественной позе.
Для передачи характера животного обращайте внимание на детали - форму ушей, глаз, хвоста, клюва. Изучайте окрас, текстуру шерсти или перьев. Тренируйте наблюдательность - рисуйте домашних питомцев, птиц в парке, зоопарке.
Помните, что животные выражают эмоции через позы, мимику, движения. Экспериментируйте с ракурсами, композицией. Со временем получится добиться реалистичности и выразительности в изображении любых животных при рисовании их с натуры или по памяти.
Пейзаж и архитектура
Пейзаж и архитектуру можно научиться рисовать, следуя простым советам. Чтобы рисовать убедительный пейзаж, важно правильно передать перспективу, композицию, освещение.
Начните с определения переднего, среднего и дальнего планов. Передний план прорисовывается детально, дальний - размыто. Используйте линию горизонта, точку схода. Помните про воздушную перспективу - удаленные объекты кажутся бледнее и синее.
Для композиции используйте правило третей или золотое сечение. Располагайте ключевые объекты на пересечении линий. Свет и тени создают настроение; изучайте, как солнце освещает пейзаж в разное время дня.
Для архитектурных сооружений важны пропорции и перспектива. Фотографируйте здания, чтобы рисовать их с натуры. Тренируйте глазомер, рисуя улицы города. Изучайте стили архитектуры, чтобы передать характерные детали.
Рисунок по памяти и воображению
Способность рисовать без наглядного примера - важный навык для художника. Чтобы научиться создавать изображения по памяти и воображению, нужно потренировать визуальное мышление.
Сначала рисуйте простые предметы по памяти - фрукты, мебель, посуду. Внимательно рассматривайте объект перед рисованием, запоминайте детали. Зарисовывайте объекты в блокноте для тренировки памяти.
Постепенно усложняйте задачи - рисуйте людей, животных, пейзажи по памяти. Используйте фотографии и книги как опору. Тренируйте воображение, изменяя запомненные образы - придумывайте несуществующие предметы и существ.
Визуализируйте образы в уме перед тем, как рисовать их. Экспериментируйте с композицией, ракурсами, кадрированием. Рисунок по воображению позволяет проявить творчество и развить художественное мастерство.
Упражнения на развитие навыка
Чтобы стать хорошим художником, одного желания мало - нужно регулярно тренироваться. Вот полезные упражнения, которые помогут развить навык рисования:
- Зарисовки с натуры - каждый день уделяйте время скетчингу разных объектов, животных, людей. Это разовьет наблюдательность.
- Копирование работ мастеров - изучайте и копируйте рисунки художников, анализируя их технику.
- Рисование по памяти - тренируйте визуальную память, воспроизводя по памяти объекты, людей, ситуации.
Выполняйте упражнения на владение инструментами - проведение разных линий, штриховка, работа с тоном и цветом. Совершенствуйте умение рисовать отдельные части тела, пейзажи, драпировки.
Ищите вдохновение в окружающем мире, музеях, книгах. Наблюдайте, как рисуют другие художники. Практикуйтесь ежедневно - главное, не бросать занятия даже если что-то не получается. Терпение и регулярность - залог успеха!
Распространенные ошибки начинающих
Многие начинающие художники допускают типичные ошибки, которые мешают прогрессу. Вот основные из них:
- Неверные пропорции и перспектива из-за незнания основ анатомии и геометрии.
- Однообразные позы и ракурсы персонажей, отсутствие динамики.
- Проблемы с композицией - «зависание» объектов, пустое пространство.
Чтобы исправить ошибки, нужно понять их причины. Изучайте основы перспективы и композиции. Анализируйте работы мастеров, ищите образцы для подражания. Больше рисуйте с натуры и по памяти.
Не бросайте рисование при неудачах. Попросите друзей или учителя показать, как рисовать правильно. Со временем ошибки будут встречаться все реже. Главное - регулярно практиковаться и учиться на собственном опыте.
Советы художников для новичков
Один из главных советов для начинающих художников - не бояться пробовать новое. Экспериментируйте с различными инструментами, техниками и стилями, чтобы найти то, что вам нравится. Это отличная возможность для новичков открыть для себя новые приемы рисования.
- Рисуйте по 30-60 минут в день. Регулярная практика важнее всего.
- Не сравнивайте свои рисунки с работами мастеров. Сравнивайте с собственными предыдущими работами.
Другой полезный совет для начинающих - рисовать с натуры как можно чаще простые вещи вокруг вас - яблоко, чашку, цветы. Это поможет развить наблюдательность и практические навыки.
Не сдавайтесь, если рисунок не получился с первого раза | Продолжайте пробовать снова и снова |
В заключение, не забывайте получать удовольствие от процесса рисования. Наслаждайтесь, экспериментируйте и не бойтесь ошибок.