"Покажи, как рисовать": обучение для начинающих

В наши дни благодаря интернету любой желающий может научиться рисовать, не посещая художественную школу и не нанимая персонального учителя. В сети представлено множество бесплатных видеоуроков и мастер-классов от опытных художников.

Обучение рисованию онлайн имеет ряд преимуществ: вы занимаетесь в удобное для вас время, изучаете материал в индивидуальном темпе, возвращаетесь к непонятным моментам. Кроме того, онлайн-уроки, как правило, намного дешевле офлайн-занятий.

В данной статье представлен план и черновой набросок материала на тему обучения рисованию для начинающих. Рассмотрены основные инструменты, приемы и техники, а также даны практические советы по созданию рисунков для новичков.

Выбор инструментов

Для того, чтобы начать рисовать, вам потребуется минимальный набор инструментов. Самое основное - это бумага и средства для рисования. Один из самых распространенных и доступных вариантов - простые карандаши.

  • Графитовые (карандаши разной жесткости от 9H до 9B). Они позволяют наносить линии разной толщины и интенсивности.
  • Цветные карандаши для создания цветных рисунков.
  • Кисть и краски (акварель, гуашь) для живописных работ.
  • Ластик для исправления ошибок.

Также стоит иметь инструменты для измерения пропорций и перспективы на бумаге, такие как линейка, транспортир и циркуль. Для создания сложных рисунков может потребоваться планшет, стилус и графический редактор на компьютере.

Качество материалов не столь важно на начальном этапе обучения. Главное - покажи как рисовать простые вещи, набить руку и развивать глазомер. По мере развития навыков можно переходить на более профессиональные инструменты.

Карандаши Штриховка, линии, тени
Кисти, краски Живопись, цвет, мазки
Компьютер, планшет Цифровое рисование

Не забывайте о том, что для разной техники покажи как нарисовать потребуются разные инструменты. Выбирайте их под поставленную задачу.

Набор карандашей, ручек и углей на столе рядом с альбомом для набросков

Основы перспективы

Перспектива - это иллюзия глубины на плоской поверхности рисунка. Понимание перспективы позволяет передать реалистичное пространство и объем предметов, что важно при изучении, как рисовать правдоподобные объекты и сцены.

Существует несколько видов перспективы. Линейная перспектива основана на том, что параллельные линии на изображении сходятся к одной или нескольким точкам схода на линии горизонта. Воздушная перспектива передает глубину с помощью изменения цветов и оттенков в зависимости от расстояния. Тональная перспектива показывает удаление объемных предметов путем затемнения их контуров.

Чтобы правильно изобразить перспективу, необходимо определить линию горизонта и точки схода. Далее строятся лучи, исходящие из точек схода к предметам на переднем плане. По этим направляющим линиям легко выстраивать объекты так, что они будут казаться объемными и находящимися в правильной перспективе.

При рисовании интерьеров важно учитывать точку зрения наблюдателя. Если мы смотрим сверху вниз - это верхняя перспектива, снизу вверх - нижняя. Фронтальную перспективу можно увидеть, стоя напротив предмета. Каждый ракурс требует соблюдения принципов линейной и воздушной перспективы.

  1. Определить линию горизонта
  2. Наметить точки схода
  3. Провести лучи из точек схода
  4. Построить объекты по перспективным линиям

Перспектива требует внимательной практики, но результат того стоит. Рисунки приобретут реалистичность и глубину, а ваши навыки рисования значительно улучшатся.

Приемы затенения

Затенение - один из ключевых приемов, который необходимо освоить, чтобы научиться рисовать объемные и реалистичные объекты. Правильное использование света и тени придает рисункам глубину и передает фактуру поверхностей.

Основными источниками света при рисовании являются солнце и искусственные осветительные приборы. Свет создает на поверхности объекта блики, освещенные и затемненные области. Форма объекта зависит от направления падающего на него света.

При затенении выделяют собственные и падающие тени. Собственная тень возникает на объекте со стороны, противоположной источнику света, а падающая тень - это проекция объекта на фон или другие поверхности.

Для создания реалистичного изображения необходимо правильно расставить акценты света и тени. Сначала определяется направление источника света, затем намечаются основные световые блики и глубокие тени. После этого прорабатываются полутона, плавно переходящие из светлых зон в темные.

  • Штриховка и растушевка для светотеневой проработки формы
  • Использование разных оттенков от белого к черному для создания объемности
  • Работа в технике «от общего к частному» при моделировании источников света

Освоив азы затенения, попрактикуйтесь рисовать объемные предметы разной формы. Это поможет понять, как воспринимают свет гладкие и фактурные поверхности, правильно передавать тени от нескольких источников освещения.

Рука человека с карандашом над рисунком вазы со светотенью

Текстуры и фактуры

Текстуры и фактуры - важные элементы изображения, которые придают реалистичность объектам и делают рисунок более выразительным. При изучении необходимо уделять внимание передаче разнообразных поверхностей.

Фактура - это особенность какого-либо материала или поверхности, которая определяет его внешний вид и ощущение при прикосновении. Различают гладкие (стекло, эмаль), грубые (бетон, камень), пушистые (мех, шерсть) и другие фактуры. Текстура создается визуальным имитированием этих свойств материала на бумаге.

Существует несколько основных приемов рисования текстур: Штриховка - коротких, средних и длинных штрихов разной насыщенности для передачи неровностей поверхности. Растяжение и заливка - для гладких или мягких поверхностей, требующих равномерного заполнения тоном. Ватное тампонирование - мягкие круговые штрихи, имитирующие ворс ткани или меха. Точечная техника - множество близкорасположенных друг к другу точек для создания образа пористого или зернистого материала.

  • Деревянные поверхности: параллельные штрихи, имитирующие волокна и годичные кольца
  • Металл: гладкое покрытие с отблесками бликов для имитации глянца
  • Камень: жесткая грубая штриховка, передающая шероховатость и трещины
  • Вода: плавные растяжки тонов от светлого к темному для водной глади

Тренируйтесь рисовать разные материалы, используя разные штрихи и техники штриховки. Внимательно изучайте реальные фактуры и их визуальное воспроизведение на рисунках мастеров. Это поможет научиться грамотно передавать текстуры в своих работах.

Правила композиции

Композиция - это грамотная организация элементов внутри рисунка, которая позволяет сделать его гармоничным и выразительным. Знание основ композиции критически важно для любого художника, который хочет рисовать профессионально.

Композиция начинается с определения формата и размера рисунка. При горизонтальном формате акцент делается на ширину картинной плоскости, а при вертикальном - на ее высоту. Квадратный формат ровно уравновешивает оба измерения.

Центр рисунка считается статичным и неинтересным. Поэтому главный объект изображения следует размещать чуть левее или правее центральной оси, выше или ниже средней линии. Это создаст зрительное напряжение и внесет динамику.

Важно использовать контраст и выделение главного относительно второстепенных элементов. Тональный, цветовой и размерный контрасты очень эффективны: крупные темные формы притягивают взгляд больше светлых мелких деталей вокруг.

  • Перспектива и глубина пространства
  • Движение и направленность масс предметов
  • Равновесие симметричных и ассиметричных форм
  • Использование золотого сечения и правила третей

Для ритмичного заполнения листа следует опираться на правило третей - мысленно разделить изображение на 9 равных частей двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями. Ключевые элементы стоит располагать вдоль этих линий либо на их пересечении.

Не стоит забывать про жанровую специфику. В пейзажах обычно господствует горизонтальный формат и пониженная линия горизонта. Портреты подразумевают доминирование вертикали и равную линию глаз. Покажите, как рисовать повествовательную сцену - включи визуальный ритм и направленное движение.

Впрочем, всегда ищите возможность экспериментировать и нарушать правила! Консервативные композиции могут казаться скучными, а нестандартные приемы способны эмоционально поразить зрителя. Главное - сохранять стройность, баланс и смысловой акцент.

Пропорции фигуры человека

Человеческое тело имеет строгие пропорциональные соотношения между частями, знание которых критически важно, чтобы рисовать реалистичных персонажей. Эти канонические пропорции основаны на средних измерениях и отношениях между различными частями тела.

Классический метод измерения пропорций - деление фигуры на модульные единицы, как правило берется размер головы. В среднем человеческая фигура укладывается в 7-8 высот головы. Широкие плечи равны примерно 2,5 ширинам головы.

Длина рук человека должна быть примерно равна его росту. Нижняя часть руки — от локтя до кончиков пальцев — составляет около 3 ширин головы. Ширина плеч примерно равна ширине бедер у мужчин и заметно уже у женщин.

При рисовании человека важно учитывать его позу и анатомическое строение. Мышцы и суставы меняют свою форму под нагрузкой, а перспективные сокращения осложняют пропорции. Поэтому рекомендуется начинать практику с рисования стоящего человека в статичных позах.

  • 7-8 голов - рост фигуры
  • 3 головы - длина ног от колена до стопы
  • 2 головы - длина бедра от промежности до колена
  • 1 голова - длина туловища от паха до подбородка

Не ограничивайтесь общими пропорциями - следите за тем, как рисовать характерные пропорции конкретных людей. У каждого человека есть индивидуальные особенности телосложения и анатомии, будь то спортсмен, модель или пожилой человек.

Помните, классические каноны носят лишь рекомендательный характер. Допустимы небольшие вариации, особенно когда речь идет о персонажах-карикатурах. Но для реалистичного изображения людей знание правильных пропорций - залог успеха.

Основы цветоведения

Цветоведение - это наука о цветах, изучающая принципы их сочетаемости и гармоничного использования. Понимание основ цветовой теории поможет рисовать яркие и выразительные иллюстрации.

Основными характеристиками цвета являются цветовой тон, насыщенность и светлота. Тон - это сама окраска, например красный, синий, зеленый. Насыщенность определяет интенсивность оттенка, а светлота - его близость к черному или белому цветам.

Все цвета можно получить из трех базовых (первичных) цветов: красного, синего и желтого. Вторичные цвета образуются путем их смешивания: оранжевый из красного и желтого, фиолетовый из красного и синего, зеленый из синего и желтого. Оттенки становятся теплыми при добавлении желтого или красного, холодными с синим.

Теплые и холодные цвета противоположны друг другу по своей природе. Контрастное их сочетание дает ярко выраженный колористический эффект. Монохромная гамма строится на оттенках одного цветового тона. Она спокойная и целостная.

  • Колесо цветов помогает находить гармоничные сочетания родственных или контрастных оттенков
  • Нейтральные цвета: черный, белый, серый - хорошо дополняют яркую палитру
  • Природные палитры отличаются сдержанностью и выглядят гармонично

Помните, что при смешивании красок необходимо учитывать разницу между цветами на палитре и на бумаге. Опытным путем находите требуемые оттенки. Старайтесь использовать чистые цвета, богатые полутонами - они выглядят ярче и реалистичнее.

Освойте разнообразие цветовых техник: акварель, гуашь, масляные и акриловые краски. Экспериментируйте с различными способами нанесения красок. Это будут более интересные и оригинальные работы.

Рисование головы человека

Рисование головы человека является одним из важнейших навыков для художника-портретиста. Чтобы научиться рисовать голову, нужно знать основы анатомии и пропорций лица.

  1. Начните с наброска основной формы головы - овала. Обратите внимание на пропорции, положение глаз, носа и рта.
  2. Наметьте черты лица - брови, глаза, нос, губы. Старайтесь рисовать их в правильном месте согласно пропорциям.
  3. Добавьте детали - зрачки, складки век, ноздри, морщинки. Придайте лицу выражение с помощью мимики.

Теперь можно нарисовать волосы, уши, шею. Затените рисунок, чтобы придать объем. Не забывайте об освещении, которое создает блики и тени на лице. Тренируйтесь рисовать головы людей разного возраста и пола, используя фотографии для изучения особенностей строения.

Изображение эмоций

Один из важнейших навыков для художника - умение передавать эмоции на лицах персонажей. Чтобы рисовать разные эмоциональные состояния, нужно понимать, как меняется мимика и как это влияет на черты лица.

Радость выражается приподнятыми бровями, широко раскрытыми глазами, улыбкой. Грусть - опущенными бровями и уголками губ, взглядом вниз. Гнев - нахмуренными бровями, прищуром, сжатым ртом. Испуг - расширенными зрачками и ртом. Удивление - приподнятыми бровями и раскрытым ртом.

Чтобы нарисовать эмоцию убедительно, обращайте внимание на морщины на лбу, вокруг глаз и рта. Изучайте фотографии лиц людей с разными эмоциями. Старайтесь передавать эмоции через позы, жесты, а не только черты лица. Тренируйте наблюдательность - эмоции окружающих людей можно рисовать прямо с натуры.

Овладев основами, можно экспериментировать - преувеличивать эмоции до карикатурности или смешивать противоречивые эмоции для создания сложных образов. Главное при рисовании эмоции - наблюдательность и практика.

Животные и птицы

Рисование животных и птиц требует внимательного изучения их анатомии и поведения. Чтобы рисовать разные виды животных, нужно сначала разобраться в строении их тела.

У млекопитающих туловище делится на голову, шею, торс и конечности. У птиц - на голову, шею, туловище и крылья. Важно правильно передавать пропорции, позвоночник, мышцы. Наблюдайте, как животное двигается, чтобы нарисовать его в естественной позе.

Для передачи характера животного обращайте внимание на детали - форму ушей, глаз, хвоста, клюва. Изучайте окрас, текстуру шерсти или перьев. Тренируйте наблюдательность - рисуйте домашних питомцев, птиц в парке, зоопарке.

Помните, что животные выражают эмоции через позы, мимику, движения. Экспериментируйте с ракурсами, композицией. Со временем получится добиться реалистичности и выразительности в изображении любых животных при рисовании их с натуры или по памяти.

Пейзаж и архитектура

Пейзаж и архитектуру можно научиться рисовать, следуя простым советам. Чтобы рисовать убедительный пейзаж, важно правильно передать перспективу, композицию, освещение.

Начните с определения переднего, среднего и дальнего планов. Передний план прорисовывается детально, дальний - размыто. Используйте линию горизонта, точку схода. Помните про воздушную перспективу - удаленные объекты кажутся бледнее и синее.

Для композиции используйте правило третей или золотое сечение. Располагайте ключевые объекты на пересечении линий. Свет и тени создают настроение; изучайте, как солнце освещает пейзаж в разное время дня.

Для архитектурных сооружений важны пропорции и перспектива. Фотографируйте здания, чтобы рисовать их с натуры. Тренируйте глазомер, рисуя улицы города. Изучайте стили архитектуры, чтобы передать характерные детали.

Рисунок по памяти и воображению

Способность рисовать без наглядного примера - важный навык для художника. Чтобы научиться создавать изображения по памяти и воображению, нужно потренировать визуальное мышление.

Сначала рисуйте простые предметы по памяти - фрукты, мебель, посуду. Внимательно рассматривайте объект перед рисованием, запоминайте детали. Зарисовывайте объекты в блокноте для тренировки памяти.

Постепенно усложняйте задачи - рисуйте людей, животных, пейзажи по памяти. Используйте фотографии и книги как опору. Тренируйте воображение, изменяя запомненные образы - придумывайте несуществующие предметы и существ.

Визуализируйте образы в уме перед тем, как рисовать их. Экспериментируйте с композицией, ракурсами, кадрированием. Рисунок по воображению позволяет проявить творчество и развить художественное мастерство.

Упражнения на развитие навыка

Чтобы стать хорошим художником, одного желания мало - нужно регулярно тренироваться. Вот полезные упражнения, которые помогут развить навык рисования:

  • Зарисовки с натуры - каждый день уделяйте время скетчингу разных объектов, животных, людей. Это разовьет наблюдательность.
  • Копирование работ мастеров - изучайте и копируйте рисунки художников, анализируя их технику.
  • Рисование по памяти - тренируйте визуальную память, воспроизводя по памяти объекты, людей, ситуации.

Выполняйте упражнения на владение инструментами - проведение разных линий, штриховка, работа с тоном и цветом. Совершенствуйте умение рисовать отдельные части тела, пейзажи, драпировки.

Ищите вдохновение в окружающем мире, музеях, книгах. Наблюдайте, как рисуют другие художники. Практикуйтесь ежедневно - главное, не бросать занятия даже если что-то не получается. Терпение и регулярность - залог успеха!

Распространенные ошибки начинающих

Многие начинающие художники допускают типичные ошибки, которые мешают прогрессу. Вот основные из них:

  • Неверные пропорции и перспектива из-за незнания основ анатомии и геометрии.
  • Однообразные позы и ракурсы персонажей, отсутствие динамики.
  • Проблемы с композицией - «зависание» объектов, пустое пространство.

Чтобы исправить ошибки, нужно понять их причины. Изучайте основы перспективы и композиции. Анализируйте работы мастеров, ищите образцы для подражания. Больше рисуйте с натуры и по памяти.

Не бросайте рисование при неудачах. Попросите друзей или учителя показать, как рисовать правильно. Со временем ошибки будут встречаться все реже. Главное - регулярно практиковаться и учиться на собственном опыте.

Советы художников для новичков

Один из главных советов для начинающих художников - не бояться пробовать новое. Экспериментируйте с различными инструментами, техниками и стилями, чтобы найти то, что вам нравится. Это отличная возможность для новичков открыть для себя новые приемы рисования.

  • Рисуйте по 30-60 минут в день. Регулярная практика важнее всего.
  • Не сравнивайте свои рисунки с работами мастеров. Сравнивайте с собственными предыдущими работами.

Другой полезный совет для начинающих - рисовать с натуры как можно чаще простые вещи вокруг вас - яблоко, чашку, цветы. Это поможет развить наблюдательность и практические навыки.

Не сдавайтесь, если рисунок не получился с первого раза Продолжайте пробовать снова и снова

В заключение, не забывайте получать удовольствие от процесса рисования. Наслаждайтесь, экспериментируйте и не бойтесь ошибок.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.