Биография Ивана Андреевича Крылова, великого русского баснописца

Иван Андреевич Крылов - один из самых известных русских баснописцев. Его остроумные басни, высмеивающие пороки человеческого общества, пользовались огромной популярностью при жизни автора и не потеряли актуальности по сей день. Крылов сумел создать яркие образы животных, наделенных чертами характера людей. Его басни - это зеркало, в котором отразились радости и печали, достоинства и недостатки человечества.

Крылов прошел долгий жизненный путь от сына небогатого армейского офицера до всенародно признанного классика. В его биографии - драматические события, неудачи в личной жизни, но главное - неустанный творческий труд, благодаря которому сегодня мы знаем Крылова как великого русского писателя. В этой статье мы кратко расскажем о самых важных этапах жизни и творчества Ивана Андреевича Крылова, чтобы лучше понять, как формировался его писательский талант.

баснописец крылов биография

Детство Крылова в осажденной крепости

Иван Крылов родился в 1769 году в семье офицера русской армии. В возрасте четырех лет его вместе с матерью перевезли в Яицкую крепость, где служил отец. Там маленький Крылов пережил драматические события - осаду крепости отрядами Емельяна Пугачева. "Биография Крылова" рассказывает, что его вместе с матерью чуть не повесили мятежные казаки. Их тайно вывезли в Оренбург, где семья пережила голод во время осады.

Эти события наложили отпечаток на характер и творчество будущего «баснописца Крылова». В частности, пережитый в детстве голод сформировал нездоровое отношение писателя к еде. Биография Ивана Андреевича Крылова отмечает, что к старости он весил уже 168 килограммов. Таким образом, детство в осажденной бунтовщиками крепости стало переломным моментом в судьбе Крылова. Эти события отразились и в его творчестве, в частности в сатирическом осмыслении политических потрясений того времени.

Юность: начало литературной деятельности

После драматических событий детства Иван Крылов вместе с семьей перебрался в Тверь. Его отец вышел в отставку и служил в местном магистрате. Средств на полноценное образование сыновей не хватало. Биография Крылова отмечает, что будущий писатель по большей части учился самостоятельно по книгам из отцовского сундука.

Тем не менее, юный Крылов проявлял большой интерес к литературе и драматургии. Его литературный дебют состоялся в 15 лет - тогда он написал пьесу «Кофейница». Произведение отличалось остроумием и демократичностью, отвечало духу времени. В 18 лет Крылов оставил службу в канцелярии, чтобы целиком посвятить себя литературной деятельности. Он переехал в Санкт-Петербург, где в то время появились первые общедоступные театры. Это вдохновило молодого драматурга на новые опыты в жанре комедии и комической оперы. Так начиналась литературная карьера великого баснописца.

Первые опыты в драматургии

Несмотря на успех ранней комедии «Кофейница», первые серьезные опыты Крылова в драматургии не имели успеха у публики и критиков. Так, его пьесы «Филомела» и «Клеопатра» в духе французской классицистской традиции оставили зрителей равнодушными. Как отмечено в "биографии Крылова", более популярными оказались его комические оперы - "Проказники" и "Бешеная семья". Однако по-настоящему талант драматурга раскрылся позже, когда Крылов стал писать пьесы для домашнего театра князя Голицына. Среди них комедии «Подщипа» и «Пирог», отличавшиеся остроумием и сатирическим взглядом на нравы эпохи. Таким образом, на начальном этапе драматургические опыты Крылова были во многом экспериментальными и не всегда находили отклик у публики. Но со временем его талант комедиографа раскрылся в полной мере.

Сатирические журналы Крылова

Настоящую известность Крылову принесла его деятельность как издателя сатирических журналов. По данным "биографии Крылова", в 1786 году он опубликовал первую эпиграмму, высмеивающую нравы современного ему общества. Успех этого опыта в сатире вдохновил Крылова на новые проекты.

В 1789 году он начал издавать журнал «Почта духов», где под вымышленными именами гномов и волшебников высмеивал пороки своих современников. Издание пользовалось большой популярностью, но было закрыто по распоряжению властей. После этого Крылов начал выпускать альманах «Меркурий», а затем еще один сатирический журнал - «Зритель». Последний стал известен остротой критики литературных оппонентов Крылова, в частности Н.М. Карамзина. Однако и «Зритель» просуществовал недолго.

Переводы басен Лафонтена

Важнейшим этапом в творческой биографии Крылова стала его работа над переводами басен французского баснописца Жана Лафонтена. Согласно сведениям из биографии Крылова, первые такие переводы относятся к 1805 году. Увлекшись этой работой, Крылов перевел огромное количество басен Лафонтена. В процессе он не просто переводил оригинальные тексты, но и творчески перерабатывал их - менял или дополнял сюжетные линии, вводил новых персонажей, придавал басням русский национальный колорит. Так, в переводах Крылова французские реалии нередко заменялись приметами русского быта; иностранные имена персонажей русифицировались. Благодаря этому произведения Лафонтена обрели новую жизнь и популярность у русских читателей.

Расцвет творчества: создание оригинальных басен

Переводы басен Лафонтена послужили для Крылова отличной школой в освоении жанра басни. Вскоре он начал создавать и собственные оригинальные басенные произведения, которые и принесли ему подлинную славу классика жанра. По свидетельству биографии Крылова, его перу принадлежат около 200 басен. Среди наиболее известных - "Стрекоза и Муравей", "Ворона и Лисица", "Свинья под Дубом" и многие другие. Басни Крылова отличались доходчивостью языка, меткостью характеристик персонажей и поучительным смыслом.

Создавая свои басни, Крылов как правило использовал уже известные сюжеты, восходящие к творчеству Эзопа, Лафонтена или русских баснописцев XVIII века. Но при этом он перерабатывал их в соответствии со своим творческим методом, вкладывая в них новые смыслы.

Портрет Ивана Андреевича Крылова, великого русского баснописца

Образы животных в баснях Крылова

Одной из важнейших особенностей басенного творчества Крылова является использование образов животных. Практически в каждой его басне действуют звери, птицы, насекомые, наделенные человеческими чертами характера и повадками. Как отмечено в биографии Крылова, за этими образами обычно стоят сатирические портреты современников писателя. Так Стрекоза и Муравей олицетворяют определенные черты характера; Ворона и Лисица демонстрируют разные человеческие пороки в действии. Мастерски созданные Крыловым зооморфные образы стали поистине культурным достоянием русского народа. Многие выражения из его басен вошли в разговорный язык как устойчивые метафоры.

Острая сатира на пороки общества

В период с 1789 по 1803 годы Крылов активно занимался журналистикой и издавал сатирические журналы «Почта духов» и «Зритель», в которых высмеивал пороки современного ему общества. Это вызвало недовольство властей, и журналы периодически закрывали. Но Крылов не оставлял острой сатиры и продолжал бичевать человеческие слабости и пороки, в том числе «Законодательное невежество», «Невзгоды от разврата нравов», «Охота поживиться» и многие другие («Свинья под дубом», «Ворона и Лисица»). Часто в сатирическом ключе он описывал и текущие политические события («Волк на псарне», «Кот и Повар»). Таким образом, острая социальная сатира стала важной частью творчества Крылова.

  • Высмеивание человеческих пороков и слабостей
  • Критика законодательства и властей
  • Отклик на текущие политические события

Благодаря остроумной и меткой сатире Крылов стал очень популярным автором. Он сумел разоблачить многие недостатки общественного устройства, не впадая при этом в прямую конфронтацию с властью. Это позволило ему избежать серьезных преследований.

Признание при дворе императрицы

Несмотря на свою острую сатиру, Крылов сумел завоевать расположение при императорском дворе. В 1807 году он был представлен императрице Марии Федоровне и стал читать ей свои новые басни. Они произвели на императрицу настолько благоприятное впечатление, что она пожелала регулярно слышать новые произведения Крылова. С тех пор Крылов стал постоянным гостем литературно-музыкальных вечеров великой княгини Елены Павловны, где он читал свои сатирические басни.

Такое расположение императорского двора свидетельствовало о признании таланта Крылова. Басни Крылова, несмотря на их острую социальную направленность, не вызывали гнева властей, поскольку их сатира была достаточно тонкой и завуалированной. Кроме того, сами представители власти были заинтересованы в обличении пороков общества, пусть и в мягкой форме. Поэтому произведения Крылова пользовались успехом и почетом при дворе. Это сыграло важную роль в признании Крылова как выдающегося литератора его времени.

В 1811 году в честь Крылова был дан торжественный вечер в высшем свете Санкт-Петербурга по случаю 20-летия его литературной деятельности. А еще через 10 лет, в 1821 году, когда Крылову исполнилось 50 лет, его юбилей широко отмечался по всей России. Эти события знаменовали поистине императорское признание таланта и заслуг Крылова-баснописца. Так благодаря своему мастерству Крылов сумел завоевать любовь и уважение всех слоев общества - от простого люда до императорской фамилии.

Личная жизнь Крылова

Личная жизнь Крылова сложилась драматично. В молодости он полюбил дочь священника Анну, но ее родители долго не давали согласия на брак из-за незавидного положения Крылова. Когда же согласие было получено, Крылов, сославшись на безденежье, не смог приехать за невестой в Брянск. Это оскорбило родителей Анны, и брак расстроился. Эта история надломила Крылова, и он так никогда и не женился.

Вместо этого у Крылова была длительная связь с кухаркой по имени Феня. От нее у Крылова родилась дочь Александра, которую Крылов обеспечил хорошим образованием и передал ей права на все свои произведения. Но семейного счастья у Крылова так и не сложилось.

Крылов отличался невоздержанностью в еде и пристрастием к азартным играм. Из-за обжорства к старости Крылов достиг веса около 160 кг при росте 160 см. Это подвергало его насмешкам в обществе. Кроме того, Крылов имел склонность к лени, что мешало ему вести упорядоченный образ жизни. Он часто откладывал дела, предавался праздности и комфорту.

В то же время, когда речь заходила о творчестве и самообразовании, Крылов проявлял удивительное рвение. Он самостоятельно выучил французский и итальянский языки, научился играть на скрипке, много читал, совершенствуя свое литературное мастерство. Таким образом, несмотря на свои слабости, Крылов обладал ярким талантом и целеустремленностью в творчестве, что и вывело его в ряд великих русских писателей.

Последние годы

Последние годы жизни Крылова были ознаменованы признанием его заслуг перед отечественной литературой. Несмотря на преклонный возраст и ухудшающееся здоровье, Крылов продолжал активно работать и публиковать новые произведения вплоть до самой смерти.

В 1838 году 70-летний юбилей Крылова праздновался еще более торжественно, чем предыдущий. По этому случаю Крылов был награжден орденом Святого Владимира 2-й степени. Это была высочайшая награда для гражданского лица в Российской империи. Кроме того, император пожаловал Крылову пожизненную пенсию в размере полного оклада обер-секретаря Сената (около 4000 рублей в год).

Признанием заслуг Крылова стало и избрание его почетным членом Российской академии наук в 1841 году. Это звание присваивалось выдающимся деятелям отечественной культуры и науки. Крылов был первым литератором, удостоенным этого звания. Это еще более упрочило авторитет Крылова как классика русской литературы.

Несмотря на почтенный возраст, Крылов сохранял ясность ума и творческую активность. В 1843 году вышло новое издание его басен, куда он добавил несколько новых произведений. Это были последние басни, написанные великим русским баснописцем.

21 ноября 1844 года Крылов скончался в возрасте 76 лет от воспаления легких. Его кончина вызвала большой общественный резонанс. Газеты поместили некрологи, прославлявшие Крылова как великого национального поэта. Похороны Крылова на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры превратились в народную манифестацию, собравшую огромную толпу поклонников таланта Крылова.

Так завершился жизненный путь великого русского баснописца, чьи произведения были по достоинству оценены уже при его жизни. Последние годы Крылова прошли под знаком всеобщего признания его выдающихся заслуг в развитии отечественной литературы и утверждения реалистического направления в ней. Имя Крылова навсегда вошло в пантеон классиков русской литературы.

Наследие Крылова

Крылов оставил огромное наследие, оказавшее большое влияние на развитие русской литературы. Всего им было создано около 200 басен, 9 книг которых были опубликованы при его жизни. Басни сразу же получили широкую известность и любовь читателей благодаря меткому языку и глубокому постижению народного характера.

Язык басен Крылова стал образцом русского литературного языка того времени. Крылов широко использовал пословицы, поговорки, просторечия, что придавало его произведениям народный колорит. Его басни можно назвать энциклопедией народной мудрости.

Басни Крылова отличались глубоким психологизмом в изображении характеров, меткостью, яркими образами животных как олицетворений человеческих пороков и слабостей. Это подняло жанр басни на новую высоту, превратив ее в оружие обличительного реализма.

Произведения Крылова оказали большое влияние на последующих русских баснописцев - И. Хемницера, А. Измайлова, Л. Неелова. Они стремились подражать крыловской простоте и меткости языка, глубине создаваемых характеров. Творчество Крылова утвердило басню как один из ведущих жанров русской литературы.

Многие выражения и образы из басен Крылова вошли в русский язык в качестве пословиц и поговорок. Такие крылатые выражения, как «Слона-то я и не приметил», «А Васька слушает да ест», «Лебедь, Щука и Рак» и многие другие обогатили русскую речь яркими афоризмами. Басни Крылова до сих пор изучаются в школах и являются классикой русской литературы.

Значение Крылова для русской литературы

Значение Крылова для русской литературы трудно переоценить. Он внес огромный вклад в развитие реалистического направления в литературе, утверждение принципов народности и обличительного пафоса. Крылов писал в переломную эпоху - на рубеже XVIII-XIX веков, когда русская литература только формировалась и искала свое лицо. Творчество Крылова помогло определить ее национальную самобытность. Он обратился к устному народному творчеству, использовал просторечия, пословицы, поговорки. Это придало его произведениям подлинно народный характер.

В жанре басни Крылов достиг небывалых высот, поставив его в один ряд с крупными литературными жанрами. Его басни отличались живым языком, меткими характерами, глубоким психологизмом. Он вывел басню на качественно новый уровень, превратив ее в острое оружие сатиры.

Творчество Крылова оказало огромное влияние на последующих писателей. Его считали своим учителем Пушкин и Грибоедов. Обличительный пафос и сатирическое начало проявилось в творчестве Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Щедрина. Крылов во многом предопределил развитие реализма в русской литературе. Крылов сумел поднять авторитет русской литературы, добившись признания при дворе. Его произведения полюбились и простому народу, и в высшем свете, что свидетельствовало об их подлинной художественной силе. Имя Крылова по праву стоит в одном ряду с величайшими русскими писателями. Его наследие является гордостью отечественной культуры.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.