Государственная граница России определяет пределы ее территории и действия государственного суверенитета. Ее протяженность составляет более 60 тысяч километров, из которых 22,5 тысячи километров приходится на сухопутный участок, а 38 тысяч - на морской. По данным ФСБ, Россия граничит по суше с 14 странами, среди которых как государства-члены ООН, так и непризнанные республики. Также имеются участки границы по морю с 8 странами в разных акваториях.
Охрана производится разными структурами
Охрана государственной границы России осуществляется разными структурами. Пограничная служба ФСБ России отвечает за охрану границы на суше в пределах приграничной территории. Вооруженные силы РФ (войска ПВО и ВМФ) охраняют границу в воздушном пространстве и морской акватории. Министерство транспорта РФ занимается обустройством пограничных пунктов пропуска.
Таким образом, за безопасность государственной границы в различных сферах отвечают ФСБ, армия и другие ведомства. Их эффективное взаимодействие крайне важно для надежной охраны границы России во всех аспектах. В рамках международного сотрудничества Россия также активно участвует в охране границ в форматах СНГ, ОДКБ, ШОС и других. Это позволяет координировать усилия соседних государств по обеспечению безопасности общих рубежей.
Сухопутная граница проходит в основном по рекам и озерам
Большая часть сухопутной границы России проходит по рекам и озерам. Из общей протяженности сухопутной границы 22 530 км около 7600 км приходится на реки и 475 км - на озера. Таким образом, более трети сухопутной границы является водной. Основные реки, по которым проходит государственная граница России: Амур, Уссури, Аргунь (на границе с Китаем), Нарва (Эстония), Даугава (Латвия), Неман (Литва), Буг (Польша и Беларусь), Дунай (Украина), Кубань (Украина), Терек (Грузия), Самур (Азербайджан).
Крупнейшие пограничные озера - Ханка, Байкал, Иссык-Куль, Селигер, Имандра, Иневит. Прохождение границы по водным объектам обусловлено исторически и позволяет четко разграничить территории сопредельных государств. В то же время это создает дополнительные сложности с точки зрения охраны «границы России» и контроля за ее неприкосновенностью. Для России как крупнейшей по площади страны мира характерно наличие длинных сухопутных, морских и речных границ. Их протяженность и географические особенности предъявляют высокие требования к пограничной инфраструктуре и ее развитию с учетом природных факторов.
За последние годы произошли некоторые изменения границы
За последние десятилетия государственная граница России претерпела ряд изменений. Эти процессы связаны с распадом СССР, урегулированием пограничных вопросов с сопредельными странами, а также с присоединением Крыма. Важным событием стала делимитация и демаркация российско-китайской границы в 2004-2008 гг. Россия уступила Китаю небольшие территории в Забайкалье и Приморье общей площадью около 340 кв. км. Это позволило окончательно урегулировать пограничные вопросы.
В 2014 году после присоединения Крыма протяженность государственной границы РФ увеличилась почти на 800 км. Появился новый участок сухопутной границы с Украиной в районе Крымского перешейка. Украина не признает изменение границ и считает Крым своей территорией. Также в последние годы Россия активизировала работу по заключению и ратификации пограничных договоров с Эстонией, Латвией, Норвегией. Это позволяет четко определить линию государственной границы и исключить территориальные споры в будущем.
Остается спорный вопрос с Японией по Курилам
Одним из нерешенных вопросов в отношении государственной границы России остается территориальный спор с Японией по Южно-Курильским островам. Россия считает эти острова (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи) неотъемлемой частью своей территории и не признает территориальных претензий Японии. С точки зрения Японии, эти острова должны быть переданы ей на основании итогов Второй мировой войны. Однако в 1956 году СССР и Япония подписали Совместную декларацию, согласно которой спор по принадлежности островов должен быть урегулирован путем заключения мирного договора. Такой договор до сих пор не подписан.
Несмотря на разногласия, Россия и Япония продолжают переговорный процесс. Обсуждаются различные варианты компромисса, в том числе совместное освоение островов, передача Японии лишь двух малых островов. Однако позиции сторон пока далеки от сближения. Таким образом, в ближайшей перспективе вряд ли стоит ожидать кардинальных подвижек по вопросу принадлежности Южных Курил. Скорее всего, это останется одним из камней преткновения в российско-японских отношениях и фактором неопределенности в восприятии государственной границы России в этом регионе.
Граница нуждается в обустройстве и модернизации
Несмотря на предпринимаемые усилия, инфраструктура государственной границы России во многом остается устаревшей и нуждается в масштабной модернизации. Требуется строительство современных пунктов пропуска, оснащенных передовыми техническими средствами контроля. Необходимо обновление парка техники пограничников, средств связи и наблюдения.
Важно развивать приграничную транспортную инфраструктуру, дорожную сеть, что повысит доступность отдаленных участков государственной границы. Целесообразно расширить применение беспилотных летательных аппаратов для мониторинга обстановки.
Перспективы изменения границы в будущем
В обозримой перспективе не просматривается высокая вероятность существенных изменений государственной границы России. Скорее всего, в ближайшие годы она сохранит нынешние очертания. Однако нельзя исключать появления новых спорных ситуаций, связанных с делимитацией Arctic Ocean в Арктике, статусом Северного морского пути, разграничением исключительных экономических зон. Это может привести к осложнениям в отношениях с США, Канадой, Норвегией.
Также сохраняют потенциал обострения проблемы с определением границ на Кавказе, в частности, в зонах грузино-осетинского и армяно-азербайджанского конфликтов. Здесь России важно придерживаться сбалансированной позиции. В целом же в интересах России стабильность ее границ и укрепление добрососедских отношений с приграничными странами. Этому должна способствовать взвешенная внешняя политика, опирающаяся на нормы международного права.
Границы зон территориальных вод и исключительных экономических зон
Помимо сухопутной границы, Россия обладает обширными морскими пространствами, которые также имеют четкие границы. Граница территориальных вод РФ проходит на расстоянии 12 морских миль (22,2 км) от береговой линии или от внутренних морских вод. Эта зона полностью контролируется Россией.
Граница исключительной экономической зоны находится в 200 морских милях (370 км) от исходных линий территориального моря. В ИЭЗ Россия обладает правами на рыболовство, разработку ресурсов. Установление четких границ этих морских зон позволяет России реализовывать свои экономические интересы, охранять биоресурсы, обеспечивать экологическую безопасность морей, омывающих ее берега.
Международные договоры определяют границы на море
Морская государственная граница России определяется по внешней границе территориальных вод на расстоянии 12 морских миль (22,2 км) от сухопутной территории согласно федеральному законодательству. Также граница с сопредельными странами определяется международными договорами. Например, граница с Норвегией в Баренцевом море, с Украиной в Черном море, с Азербайджаном и Казахстаном в Каспийском море.
Кроме того, Россия имеет границы исключительных экономических зон в нескольких морях. Согласно законодательству, внешняя граница ИЭЗ находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий территориального моря. Таким образом, протяженность морских границ России регулируется как национальным законодательством, так и международными договорами с сопредельными странами.
Условные обозначения границ на карте
На картах границы Российской Федерации обозначаются условными линиями и знаками. Эти условные обозначения позволяют четко определить, где проходят государственные границы страны. Для обозначения сухопутной границы используется пунктирная линия красного цвета. Она обозначает линию прохождения государственной границы России с сопредельными странами на суше. Толщина линии может варьироваться.
Морские границы на карте обозначаются сплошной линией голубого цвета. Она показывает внешнюю границу территориальных вод Российской Федерации в морях. Границы исключительной экономической зоны России в океанах и морях обозначаются пунктирной линией голубого цвета. Она проводится параллельно линии внешней границы территориальных вод на расстоянии 200 морских миль.
Для территорий с неурегулированным правовым статусом, таких как Крым или острова на Дальнем Востоке, на картах используется штрихпунктирная линия красного цвета. Она указывает на спорные или неопределенные участки государственной границы. Также на картах могут использоваться дополнительные условные обозначения, такие как стрелки, определяющие направление границы в сложных случаях ее прохождения, или специальные значки в местах пограничных переходов и контрольно-пропускных пунктов.
Таким образом, система условных картографических обозначений позволяет достаточно наглядно отразить сложную конфигурацию государственных границ России с ее сухопутными, морскими и неопределенными участками.