Ангелы херувимы: тайна небесных посланников

Херувимы упоминаются в Библии как крылатые существа, близкие к Богу, выполняющие Его волю. В данной статье мы разберем их происхождение, функции и особенности изображения в религиозном искусстве. Херувимы впервые появляются в Книге Бытия, где один херувим с "пламенным мечом" охраняет вход в Эдемский сад после изгнания из него Адама и Евы. В дальнейшем они упоминаются в связи с Ковчегом Завета, Скинией, Иерусалимским Храмом, выполняя охранительные и символические функции.

Происхождение херувимов

В иудаизме согласно мидрашам на Книгу Бытия, херувимы были созданы Богом на третий день творения. В то время, как, согласно другому источнику, они были первыми живыми существами, созданными в мире. В Талмуде говорится, что четыре существа, которых Иезекииль видел около трона Божия, первоначально были человек, лев, бык и орел, но что Иезекииль упросил Бога взять вместо быка херувима.

Предание рассказывает, что, когда фараон погнался за евреями к Красному морю, Бог взял ангел херувим из колес Своего трона и полетел к тому месту. Талмуд упоминает херувима среди пяти предметов, находившихся в Первом, но не во Втором Храме.

В то же время, в мидраше на Экклезиаст говорится, что когда человек спит, тело говорит душе (нешама), что оно делало в течение дня; душа передает эти сведения духу (нефеш), последний — ангелу, ангел — херувим, херувим — серафиму, который, наконец, делает доклад Богу.

Изображение херувимов времен Византии на потолке церкви

Функции херувимов в Ветхом Завете

Херувимы упоминаются в Ветхом Завете в нескольких ключевых эпизодах. В Книге Бытия херувим с «пламенным мечом» охраняет вход в Эдемский сад после изгнания из него Адама и Евы. Этот херувим выступает в роли стража, преграждающего путь к Древу Жизни.

Важнейшая функция херувимов в Ветхом Завете - их присутствие в Скинии завета, а затем и в Иерусалимском Храме. Два золотых изваяния херувимов с распростертыми крыльями помещались по обе стороны Ковчега Завета, являясь символами Божественного присутствия. Согласно библейскому описанию, Бог общался с Моисеем «из средины херувимов» (Чис. 7:89).

В псалмах и пророческих книгах херувимы описываются как средство передвижения Бога, Его «колесница»: «Он воссел на херувимов и полетел» (Пс. 17:11). Этот образ подчеркивает могущество и величие Бога, херувимы выступают как Его слуги.

Также в Ветхом Завете встречаются упоминания херувимов как небесных существ, окружающих престол Бога на небесах. Они принадлежат к высшим чинам ангелов, наряду с серафимами. Их главные качества - мудрость, знание и созерцание Божественной славы.

Образ херувима в религиозном искусстве

Херувимы часто изображались в произведениях религиозного искусства на протяжении многих веков. Это связано с их важной ролью в библейских текстах и представлении о них как о высших ангельских чинах, окружающих Бога.

Одна из наиболее ранних традиций изображения херувимов сложилась в Византии. Здесь херувимов рисовали в виде крылатых существ с человеческими лицами в окружении других ангелов на фресках храмов и мозаиках. Такие композиции символизировали небесный мир.

Особое внимание в византийском искусстве уделялось «Херувимской песни» - церковному гимну, который поется во время литургии. Его текст гласит: «Иже херувимы тайно образующе...». На иконах херувимы часто изображались в сценах «Херувимской песни» - их фигуры окружали Христа или Богоматерь с младенцем.

В европейской живописи эпохи Средневековья и Возрождения херувимы также присутствуют во многих произведениях на библейские сюжеты. Особенно часто их рисовали в сценах Благовещения, Вознесения, а также в изображениях Рая. Кроме того, фигуры херувимов можно увидеть в росписях соборов того времени.

Образ херувима как ангела часто использовался в скульптуре. Статуи крылатых херувимов украшали как экстерьер, так и интерьер многих храмов. Крылатые херувимы также помещали на надгробия в знак охраны усопшего.

Фреска работы Фра Анджелико, изображающая херувимов среди облаков

Херувим или серафим: в чем различие?

Херувимы и серафимы - два наиболее возвышенных ангельских чина, упоминающиеся в Библии. Оба они тесно связаны с образом Бога и находятся в непосредственной близости от Него. Тем не менее, есть ряд различий между херувимами и серафимами.

Главное отличие заключается в их функциях. Серафимы воспевают хвалу Богу и пребывают в постоянном поклонении. «Серафим стоял вверху над Ним... и взывали друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис. 6:2-3). Серафим в переводе с древнееврейского означает «пылающий», «огненный». Это отражает их пламенную любовь к Богу.

Херувимы же являются носителями Божественной мудрости и знания. Их имя происходит от слова «знание» на древнееврейском языке. Если серафимы символизируют любовь, то херувимы - мудрость. Они созерцают тайны Божественного мироустройства.

Кроме того, в Ветхом Завете херувимы выполняют функцию защитников священных мест и Божественного присутствия. Херувим охраняет вход в Эдемский сад, а изваяния херувимов в Скинии завета являются стражами Ковчега Завета с двух сторон.

Образы серафимов и херувимов также различаются в иконописи и религиозной живописи. Серафимы традиционно изображаются в виде крылатых ангелов с шестью крыльями. Два крыла укрывают их лицо, два - ноги, а двумя они летят. Херувимы же чаще имеют четыре крыла и иногда множество ликов - человека, льва, тельца и орла.

Но, несмотря на различия, херувимы и серафимы воспринимаются как наиболее приближенные к Богу ангелы, исполняющие Его волю. Оба чина являются олицетворением высшей чистоты, святости и служения Творцу. Поэтому в искусстве и богослужении их образы часто сближаются и даже отождествляются.

Херувимы в христианской и иудейской традиции

Херувимы занимают важное место как в христианской, так и в иудейской религиозной традиции. Однако представления о них в этих традициях имеют свои особенности:

  • В христианстве херувимы почитаются как один из высших ангельских чинов, наряду с серафимами, престолами, господствами и другими. Согласно «Ареопагитикам» Дионисия Ареопагита, херувимы занимают второе место в ангельской иерархии после серафимов. Они олицетворяют знание и созерцание Бога.
  • В православной и католической традиции херувимы часто изображаются в иконописи и церковном искусстве. Песнопения, обращенные к херувимам, входят в богослужение. Херувимы символизируют ангельский мир, окружающий Бога.
  • В иудаизме херувимы также рассматриваются как ангелы, но их образ трактуется неоднозначно. В Талмуде их описывают как юных существ или духов без определенного облика. Главная роль херувимов в Ветхом Завете - охрана священных мест и Ковчега Завета.

Если в христианстве херувимы - часть небесной иерархии, то в иудаизме они не имеют четкого места в ангельской иерархии. Их образ остается таинственным и малоопределенным. Изображать херувимов в иудаизме запрещено из-за запрета на изображение ангелов.

Изображение херувимов на иконах и фресках

Херувимы часто изображались в православной иконописи и монументальной живописи - на фресках и мозаиках храмов. Эти изображения отражали библейские тексты и религиозные представления о херувимах как ангелах, пребывающих у престола Божия.

На иконах херувимов писали среди других ангелов или отдельно в виде крылатых существ с человеческими лицами. Иногда у них было по нескольку пар крыльев. Также херувимов изображали в сценах «Херувимской песни» и «Сошествия Святого Духа».

В монументальной живописи образ херувима использовался для символического изображения небесного мира. Фрески и мозаики с херувимами украшали купола и своды храмов. Особенно много таких изображений можно увидеть в византийских храмах.

Иногда херувимов рисовали в виде шестикрылых существ, совмещая их образ с традиционным изображением серафимов. Это подчеркивало общую символику этих ангельских чинов как наиболее приближенных к Богу.

Херувимы в литературе и музыке

Образ херувимов также нашел отражение в литературе и музыкальных произведениях, вдохновленных библейскими мотивами. Упоминания херувимов можно встретить у таких авторов, как Данте, Мильтон, Гете.

В «Божественной комедии» Данте херувимы охраняют райский сад в земном раю. У Мильтона в поэме «Потерянный рай» они также появляются как стражи Эдема после изгнания Адама и Евы.

В музыке образ херувимов часто использовался в произведениях духовной тематики. «Херувимская песнь» легла в основу одноименных хоровых сочинений многих композиторов. Тема херувимов звучит в ораториях Генделя, Баха, Шуберта.

Представление о херувимах как олицетворении ангельского мира вдохновляло творцов на создание высокохудожественных произведений в самых разных жанрах искусства.

Херувимы сегодня: ангелы в современном мире

Несмотря на распространение научных взглядов в современном обществе, образы ангелов, в том числе херувимов, продолжают играть определенную роль в культуре и духовных представлениях многих людей:

  • Для верующих христиан херувимы по-прежнему остаются реальными небесными существами, которые присутствуют в богослужении и духовной жизни. Согласно православному и католическому вероучению, херувимы вместе с другими ангелами окружают престол Бога и исполняют Его волю.
  • В то же время для многих современных людей, даже не считающих себя религиозными, образы ангелов, в том числе библейских херувимов, становятся частью духовных исканий. Они воспринимаются как символы чистоты, невинности, охраны и заступничества.
  • Мотивы херувимов можно встретить в современном изобразительном искусстве и литературе. Чаще всего они появляются в произведениях, так или иначе обращенных к духовной сфере бытия или библейским сюжетам. Но иногда херувимы могут приобретать и совсем неожиданное звучание.

Несмотря на изменившийся духовный климат в обществе, традиционные представления о херувимах как ангелах, близких к Богу, продолжают в той или иной форме существовать и поныне, вдохновляя верующих и ищущих людей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.