Шмитовский проезд: тайны заброшенного тоннеля в самом сердце Москвы

Недавно во время ремонтных работ на Шмитовском проезде рабочие случайно наткнулись на вход в подземный тоннель. Он был замурован и забыт много лет назад. Когда открыли вход, то увидели лестницу, уходящую глубоко под землю в кромешную тьму. Что это за тоннель? Как он там оказался и для чего был построен?

В этой статье мы попытаемся ответить на эти вопросы и рассказать всю доступную информацию об этой находке.

История проезда и района

Шмитовский проезд расположен в центре Москвы, в районе Пресня. Он начинается от Трехгорного Вала и идет на запад до Шелепихинской набережной через весь район. «Москва шмитовский проезд» до революции назывался Смитовским - по фамилии шотландца Ричарда Смита, основавшего здесь в 1856 году арматурный завод. Рядом жили рабочие в ветхих домах без всяких удобств. Половину территории занимали мусорные свалки.

В 1920-х годах проезд застроили многоквартирными домами для рабочих Трехгорной мануфактуры. Появились трамвай, асфальт, освещение. В 1931 году проезд переименовали в честь Николая Шмита, революционера 1905 года, погибшего в тюрьме. Его мебельная фабрика находилась неподалеку.

Современные границы проезд обрел в 1967 году, когда к нему присоединили 1-ю Красногвардейскую улицу до платформы Тестовская. В 2000 году ликвидировали трамвайную линию. Сейчас Шмитовский проезд разделен на две части Третьим транспортным кольцом.

Старая карта района начала 20 века с отмеченным местом нахождения тоннеля

Версии о назначении тоннеля

В Шмитовском проезде под землей находится заброшенный тоннель длиной около 300 метров. Он проложен вдоль проезда между домами 14 и 16. У тоннеля два входа с обеих сторон. Сверху закрыт бетонными плитами. «Шмитовский проезд» на протяжении многих лет хранит тайну о предназначении этого подземного сооружения.

Существует несколько версий, для чего он был построен. Одна из самых распространенных - во время Второй мировой войны здесь располагалось бомбоубежище для жителей близлежащих домов. Однако эксперты сомневаются в этом, поскольку конструкция тоннеля не соответствует стандартам таких убежищ.

Есть мнение, что тоннель является частью подземного хода, ведущего к бункеру Сталина в районе Кутузовского проспекта. Однако документальных подтверждений этому пока нет. Кроме того, очевидцев, видевших выход тоннеля на Кутузовский, тоже не нашлось.

Некоторые полагают, что тоннель должен был стать частью метро, но строительство не завершили. Однако метро в этих местах никогда не планировали. Ближайшие станции - «Смоленская» и «Киевская» - располагаются достаточно далеко.

Еще одна версия гласит, что подземный ход предназначался для прокладки коммуникаций или кабельной линии, которая так и не была проложена. Это объясняет прямолинейную конструкцию тоннеля без ответвлений. Однако документального подтверждения этой версии тоже пока не найдено.

Истинное назначение таинственного тоннеля в «Шмитовском проезде» до сих пор неизвестно. Эксперты и краеведы продолжают изучать вопрос в надежде разгадать эту многолетнюю загадку подземелья в самом центре Москвы.

Описание тоннеля и что там находится

Тоннель в Шмитовском проезде представляет собой прямой подземный ход шириной около 2 метров и высотой примерно 2,5 метра. Он расположен на глубине 5-7 метров под землей между домами 14 и 16. «Шмитовский проезд» в этом месте проходит под небольшим уклоном с востока на запад. Соответственно, один вход в тоннель находится чуть выше по склону, а другой - ниже.

Конструкция тоннеля выполнена из железобетона. Стены, пол и потолок бетонные. Сверху тоннель на всем протяжении закрыт массивными бетонными плитами. Доступ осуществляется через два люка - металлические крышки диаметром около 50 см. Люки расположены прямо на тротуаре в местах входов в тоннель с двух сторон.

Внутри тоннель не оштукатурен и не покрашен. Бетонные стены, пол и потолок грубо заглажены, местами видна опалубка. Освещения нет. Из коммуникаций имеются трубы канализации под потолком. По всей длине тоннеля тянутся два массивных металлических рельса у основания стен, предназначение которых непонятно.

Большую часть тоннеля занимают горы строительного и бытового мусора. Здесь можно встретить куски бетона, кирпичей, ржавые металлические конструкции, покореженные велосипеды, сломанную мебель, тряпки и прочие отходы. Поэтому передвигаться приходится с трудом, перелезая через завалы.

Помимо мусора в тоннеле обитают бездомные. Они устраивают здесь временные пристанища, о чем свидетельствуют валяющиеся грязные матрасы, одеяла, остатки еды и костров. Антисанитарные условия и неприятные запахи затрудняют исследование подземелья. Также в тоннеле встречаются крысы.

По всей видимости, тоннель никогда полноценно не эксплуатировался по прямому назначению. Скорее всего, его строили, но так и не довели до ума, после чего подземный ход в «Шмитовском проезде» был заброшен и постепенно превратился в свалку.

Тем не менее, несмотря на антисанитарию и запустение, это сооружение представляет несомненный интерес для историков и городских исследователей, поскольку может хранить тайну своего происхождения и оригинального предназначения.

Фотография изнутри заброшенного подземного тоннеля, ведущего в темноту

Что будет с тоннелем дальше

Подземный тоннель в Шмитовском проезде уже много лет привлекает внимание горожан и экспертов. Однако конкретных планов по его реконструкции и использованию пока не выдвинуто. Существует несколько вариантов дальнейшей судьбы этого загадочного сооружения.

Наиболее вероятно, что власти вскоре закроют оба входа в тоннель, чтобы исключить туда доступ людей. Это поможет решить проблему скопления мусора и появления бездомных. Однако данное решение не будет способствовать выяснению истории и оригинального предназначения тоннеля.

Еще один путь – полностью засыпать тоннель грунтом или бетоном. Это исключит все риски, связанные с его существованием, но при этом безвозвратно похоронит все шансы узнать тайну этого подземелья в «Шмитовском проезде».

Наиболее перспективным выглядит вариант проведения исторического исследования сооружения с последующей музеефикацией. Это позволит сохранить уникальный объект, изучить его предназначение и сделать частью туристического показа Москвы.

В любом случае, для определения дальнейшей судьбы тоннеля необходимы дополнительные исследования историков, археологов, а также изыскания грунта и конструкций. Это поможет убедиться в безопасности подземелья и выбрать оптимальный вариант использования уникального исторического объекта в самом центре российской столицы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.