Анализ "Весенней грозы" Тютчева: особенности стихотворения

Стихотворение "Весенняя гроза" принадлежит перу выдающегося русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Оно было создано им в 1828 году и опубликовано в следующем, 1829 году на страницах журнала. Через много лет, в 1854 году, Тютчев вернулся к этому произведению и значительно его переработал, дописав вторую строфу. Так появилась окончательная версия "Весенней грозы", которая вошла в золотой фонд русской лирики.

В стихотворении автор живописует картину весенней грозы. Однако гроза здесь не просто природное явление – Тютчев наделяет ее человеческими чертами, олицетворяет. Гроза у него резвится, играет, смеется. Поэт проводит параллель между грозой и молодостью, которая тоже заявляет о себе громко и ярко. Так воплощается философская мысль об единстве человека и природы. Материал статьи посвящен анализу "Весенней грозы" Тютчева, особенностям стихотворения.

Композиция трехчастная

Стихотворение «Весенняя гроза» Ф.И. Тютчева имеет трехчастную композицию. Первая часть, состоящая из одной строфы, открывает произведение и вводит основной образ - грозу, определяя тему стихотворения. Вторая часть содержит две строфы, в которых разворачиваются сменяющие друг друга картины грозы. Здесь Тютчев создает яркую звуковую и зрительную картину. Третья, заключительная часть вновь состоит из одной строфы. Здесь поэт обращается к образу древнегреческой богини Гебы, проливающей дождь, гром и молнии с Олимпа. Это придает всему стихотворению философский характер, подчеркивает цикличность мироздания.

Таким образом, композиционно произведение выстроено очень четко: зачинающая и заключающая строфы рамочные, а две центральные строфы раскрывают основной образ грозы во всей мощи ее движения и развития.

Ноты и текст "Весенней грозы"

Тютчев использует разнообразные художественные средства

Для создания яркого поэтического образа грозы в стихотворении «Весенняя гроза» Ф.И. Тютчев использует богатый арсенал выразительных средств. Прежде всего, это эпитеты: «весенний, первый гром», «небо голубое», «раскаты молодые», «перлы дождевые» и другие. Они придают картине конкретность и зримость.

Также важную роль играют метафоры, передающие стремительное движение грозы: «пыль летит», «поток бежит», «солнце нити золотит». Поэт широко использует олицетворения, наделяя явления природы чертами живых существ. Так, гром в его стихотворении «резвится и играет», а «поток проворный льется». Это помогает передать ощущение мощи и энергии разбушевавшейся стихии.

Чтобы усилить звуковое впечатление, Тютчев применяет аллитерацию – повторение согласных «г» и «р» («гремят раскаты», «гром грохочет»). Обилие динамичных глаголов воссоздает стремительное движение грозы. Таким образом, все использованные поэтом художественные средства работают на создание многогранного яркого образа весенней грозы.

анализ стихотворения весенняя гроза тютчева

Ритм задает четырехстопный ямб

В стихотворении «Весенняя гроза» Тютчев использует традиционный для русской поэзии четырехстопный ямб с пиррихием. Этот размер придает стиху легкость, музыкальность. Пиррихии – двусложные стопы без ударения – вносят ощущение непрерывного движения, что очень точно передает характер развивающейся грозы.

Кроме того, текст написан четырехстрочными строфами с перекрестной женской и мужской рифмовкой – АБАБ. Такая рифмовка создает упорядоченную композицию, четкость звучания. В ней также отражается идея гармонии, единства человека и природы. Ритмический рисунок стихотворения в целом отличается стройностью и уравновешенностью.

Особую выразительность придает обилие звукоподражательных слов, передающих раскаты грома, шум дождя, «гам лесной». Это создает мощный звуковой фон, усиливает эффект присутствия. Таким образом ритмически-звуковая организация стихотворения полностью подчинена раскрытию основного образа, передаче стремительности и мощи разыгравшейся стихии.

Философская идея единства человека и природы

Несмотря на небольшой объем, стихотворение «Весенняя гроза» несет в себе глубокий философский подтекст. Поэт раскрывает идею неразрывного единства человека и окружающего мира. Это проявляется в приеме олицетворения, когда Тютчев наделяет явления природы человеческими чертами.

Так, в его изображении гроза предстает резвящимся, играющим ребенком. Она по-детски непосредственна и в то же время мощна в своих порывах, подобно юношескому задору и страсти. Этот образ грозы поэт явно соотносит с порой человеческой молодости, когда душа полна сил, а впереди – бескрайние просторы для реализации мечты.

Так Тютчев тонко проводит параллель между миром природы и миром людей. Их объединяет вечное обновление, движение, становление. Как гроза несет перемены в жизни земли, так и человек в пору своей молодости тянется к переменам, к обретению «нового неба и новой земли». И в том, и в другом случае заявляет о себе порыв к жизни, мощь творческих сил.

Заключение

Стихотворение "Весенняя гроза" Ф.И. Тютчева - одно из самых известных его произведений раннего периода творчества. Оно было впервые опубликовано в 1829 году, а в 1854 году автор внес в него правки. В стихотворении Тютчев описывает весеннюю грозу, наделяя ее чертами живого существа. Гроза у него играет, резвится, смеется. Поэт проводит параллель между грозой и молодостью, которая тоже заявляет о себе громко и ярко. Так реализуется идея единства человека и природы. Композиционно стихотворение состоит из трех частей: завязка, развитие действия, философское обобщение. Для создания образов Тютчев использует олицетворение, эпитеты, метафоры, аллитерацию. Ритмически стихотворение организовано четырехстопным ямбом с пиррихиями.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.