Линкор "Бисмарк": описание, характеристики, история создания и гибели

В начале 20-го века процветающие державы соревновались в строительстве как можно более крупных и совершенных кораблей. Легендой гражданского кораблестроения стал круизный лайнер «Титаник», а среди военных судов особый почет заслужил линкор «Бисмарк». В нем была воплощена индустриальная и инженерная мощь Германии. В сочетании с высокими морально-волевыми качествами экипажа и его не менее высокой выучкой, судно становилось серьезнейшей проблемой для противника. Сегодня мы с вами познакомимся с историей линкора «Бисмарк» и его техническими характеристиками.

Краткая характеристика

Класс «Бисмарк» (всего было выпущено два судна: непосредственно «Бисмарк» и более поздний «Тирпиц») изначально позиционировался как наследник «карманных линкоров» и предназначался в основном для перехвата торговых судов. Его топливный резерв скорее был характерен для линкоров тихоокеанского флота, а скорость в 30,1 узла стала едва ли не лучшим показателем в классе. Когда на воду был спущен французский линейный корабль «Дюнкерк», проект линейного корабля типа «Бисмарк» доработали. Главным изменением было еще большее увеличение размеров. Судно стало первым германским линейным кораблем, спущенным на воду после Первой мировой войны. Вооружение линкора «Бисмарк» позволяло оказывать достойное сопротивление любому линкору тех лет. Во времена непродолжительной службы судна оно было самым большим линейным кораблем в мире. Класс «Бисмарк» по сей день остается третьим по величине после «Ямато» и «Айова».

Строительство

Киль корабля был заложен 1 июля 1936 года на германской верфи Blohm & Voss. 14 февраля 1939 года линкор сошел со стапелей. При спуске судна на воду присутствовала внучка князя Бисмарка (в честь него корабль получил свое название), которая по традиции «окрестила» корабль бутылкой шампанского, а также действующий Адольф Гитлер. 24 августа следующего года на должность капитана линкора «Бисмарк» был назначен Эрнест Линдеманн. Испытания судна и его оснащение продолжались вплоть до начала 1941 года.

Капитан линкора "Бисмарк"

Технические характеристики

Габариты корабля впечатляют: длина – 251 м, ширина – 36 м, высота от киля до первой палубы на миделе – 15 м. Стандартное водоизмещение линкора «Бисмарк» составляло 41,7, а полное – 50,9, тысяч тонн. Не менее внушительным было бронирование судна: 70 % его длины было покрыто главным бронепоясом толщиной от 170 до 320 мм. Рубка и орудийные башни главного калибра линкора «Бисмарк», получили еще более толстую броню – 220-350 и 360 мм соответственно.

Вооружение судна было не менее серьезным. Оно состояло из восьми 380-миллиметровых орудий главного калибра, 12 вспомогательных орудий калибром 150 мм и большого количества зенитной артиллерии. У каждой из башен главного калибра было свое имя: носовые назывались Антон и Брюн, а кормовые – Цезарь и Дора. Несмотря на то что у английских и американских линкоров тех времен главный калибр был немного крупнее, орудие «Бисмарка» представляло для них серьезную угрозу. Совершенная система прицеливания и управления огнем, а также высокое качество пороха позволяли «Бисмарку» с 20 километров пробивать 350-мм броню.

Энергетическая установка судна была представлена двенадцатью паровым котлами системы Вагнера и четырьмя турбозубчатыми агрегатами. Ее суммарная мощность составляла более 150 тысяч лошадиных сил, что позволяло судну разгоняться до 30 узлов. Экономным ходом корабль мог пройти более 8,5 тысяч морских миль. Такие характеристики линкора «Бисмарк» были выдающимся достижением немецких инженеров. Экипаж судна составляли 2200 матросов и офицеров.

Линейный корабль типа "Бисмарк"

Выход в Атлантику

Согласно плану операции «Рейнские учения», «Бисмарк» вместе с крейсером «Принц Ойген» должен был выйти в Атлантический океан, пройдя через Датский пролив. Целью похода был перехват торговых кораблей, курсирующих по британским морским коммуникациям. Предполагалось, что линкор отвлечет на себя внимание конвоя, чтобы «Принц Ойген» смог приблизится к торговым судам. Командир операции адмирал Гюнтер Лютьенс попросил вышестоящее руководство отложить начало операции и дождаться присоединения к ней еще одного линкора. Гросс-адмирал Эрих Редер – Главнокомандующий германского флота - отказал Лютьенсу. 18 мая 1941 года линкор «Бисмарк» и крейсер «Принц Ойген» вышли с Готенхафена (ныне польский порт Гдыня)

20 мая самый большой в мире линкор был замечен экипажем шведского крейсера «Готланд». В тот же день немецкую эскадру идентифицировали члены норвежского Сопротивления. 21 мая сведения о нахождении двух больших кораблей в проливе Каттегат попали в британское Адмиралтейство. На следующий день судна стали на стоянку во фьордах близ города Берген (Норвегия), где их перекрасили. Там же «Принц Ойген» был дозаправлен. Во время стоянки суда были замечены британским самолетом-разведчиком. Получив от него снимки, британское руководство точно идентифицировало «Бисмарк». Вскоре на место стоянки отправились бомбардировщики, но к моменту их прибытия немецкие корабли уже отплыли. «Бисмарку» и «Принцу Ойгену» удалось пройти незамеченными через Норвежское море и Северный полярный круг.

Командующий британским флотом Метрополии адмирал Джон Тови отправил линкор «Принц Уэльский» и крейсер «Худ», а также сопровождающие их эсминцы к юго-западному испанскому побережью. Датский пролив было поручено патрулировать крейсерам «Саффолк» и «Норфолк», а пролив, разделяющий Исландию и Фарерские острова, легким крейсерам «Бирмингем», «Манчестер» и «Аретуза». Ночью с 22 на 23 мая адмирал Джон Тови во главе флотилии из линкора «Король Георга Пятый», авианосца «Викториес» и эскорта отправился в сторону Оркнейских островов. Флотилия должна была ждать немецкие судна в водах на северо-западе от Шотландии.

Вечером 23 мая в Датском проливе, который был примерно наполовину покрыт льдом, в густом тумане корабли «Норфолк» и «Саффолк» обнаружили вражескую флотилию и вступили с ней в визуальный контакт. Линкор немецкого военного флота открыл огонь по крейсеру «Норфолк». Оповестив об этом командование, британские корабли скрылись в тумане, но продолжили следовать за немцами по радарам. Из-за того, что у «Бисмарка» после стрельбы отказал передний радар, адмирал Лютьенс отдал приказ «Принцу Ойгену» стать во главе флотилии.

История линкора "Бисмарк"

Сражение в Датском проливе

Суда «Принц Уэльский» и «Худ» установили визуальный контакт с кораблями врага уже утром 24 мая. Примерно в шесть часов они с расстояния 22 километра начали атаковать немецкую флотилию. Вице-адмирал Холланд, возглавивший британскую группу, дал приказ вести огонь по первому судну, так как не знал, что «Бисмарк» поменялся местами с «Принцем Ойгеном». Некоторое время германская сторона не отвечала, так как ей был дан приказ вступать в сражение только после входа противника в конвой. После нескольких британских обстрелов капитан Линдеманн, заявив, что не позволит безнаказанно атаковать свой корабль, приказал открыть ответный огонь. Попав под обстрел двух немецких судов, Холланд понял, что допустил ошибку, приказав атаковать первое из них.

Шестой выстрел «Принца Уэльского» дал результат: снаряд попал в топливные цистерны «Бисмарка», что вызвало обильную утечку горючего из резервуаров и их заполнение водой. Вскоре оба немецких корабля поразили крейсер «Худ», в результате чего на его борту начались сильные пожары. Через несколько минут два залпа настигли линкор «Бисмарк». К тому моменту суда неприятелей находились на расстоянии порядка 16-17 км друг от друга. После очередного попадания по кораблю «Худ» на нем раздался сильный взрыв, буквально разорвавший судно на две половины. За считанные минуты оно оказалось под водой. Из 1417 человек экипажа спастись удалось всего троим. «Принц Уэльский» продолжил сражение, но неудачно: дабы избежать столкновения с тонущим кораблем, ему пришлось сблизиться с врагом. Получив семь попаданий, линкор вышел из боя, применив дымовую завесу.

Капитан Линдеманн предложил отправиться в погоню за «Принцем Уэльским» и потопить его, однако адмирал Лютьенс ввиду сильных повреждений «Бисмарка» решил продолжить поход до французского порта Сен-Назер, где можно было починить судно и беспрепятственно вывести его в Атлантику. Предполагалось, что позже к нему присоединятся корабли «Шарнхорст» и «Гнайзенау». «Принцу Ойгену» было приказано продолжить обстрел британского конвоя самостоятельно.

Немецкий линкор "Бисмарк"

Погоня

«Принц Уэльский» вместе с подошедшими к нему кораблями «Норфолк» и «Саффолк» продолжил преследование немецкой флотилии. Гибель судна «Худ» была воспринята британским Адмиралтейством крайне болезненно. Позже для расследования ее обстоятельств была учреждена специальная комиссия. Вскоре к охоте за линкором «Бисмарк» была привлечена большая часть британского военного флота базирующегося в Атлантике, в том числе корабли охраны конвоев.

24 мая в начале семи вечера в густом тумане «Бисмарк» развернулся на своих преследователей. Во время короткого обмена залпами попаданий не было, но британцам пришлось уклоняться. В результате судно «Принц Ойген» успешно прервало контакт. Спустя десять дней оно прибыло во французский Брест. 24 мая в 22 часу адмирал Лютьенс сообщил командованию, что из-за нехватки горючего его линкор не может продолжать попытки отбиться от преследования неприятеля и вынужден отправиться прямо на Сен-Назер. Тем временем адмирал Тови отдал авианосцу «Викториес» приказ сократить дистанцию. В начале одиннадцатого с корабля стартовало 9 торпедоносцем модели «Свордфиш». Несмотря на массивное сопротивление, им все-таки удалось один раз точно попасть в борт вражеского судна. В этом случае внушительные размеры линкора «Бисмарк» сыграли с ним злую шутку.

К 2:30 все самолеты вернулись на авианосец. «Бисмарк» практические не пострадал от этого налета, так как единственное точное попадание пришлось прямо на главный бронепояс. Однако одного человека немецкий экипаж все-таки потерял. Это была первая потеря фашистов за все время похода. Для защиты от торпедоносцев экипажу линкора «Бисмарк» пришлось задействовать все зенитные оружия и некоторые крупнокалиберные пушки. Чтобы торпедоносцам было сложнее целиться, судно увеличило скорость и всеми возможными способами пыталось уклониться от обстрела. Хоть атака британцев и не сказалась на состоянии судна, из-за резких маневров усугубились некоторые проблемы, оставшиеся от предыдущих обстрелов. Так, заведенные на пробоину в носу корабля пластыри-паруса, отошли, в результате чего течь усилилась, а вместе с ней усилился и дифферент на нос.

В ночь на 25 мая преследователи «Бисмарка» начали совершать зигзаги, очевидно, остерегаясь перспективы стать жертвами немецких подводных лодок. Воспользовавшись этим, линкор ускорился и прервал контакт. В 4 часа утра об этом официально сообщило судно «Саффолк».

Обнаружение

Немецкий линкор «Бисмарк», по всей видимости, продолжал принимать сигналы радаров «Саффолка», и уже в 7 часов утра 25 мая адмирал Лютьенс сообщил командованию о продолжении преследования. Вечером того же дня командование потребовало от «Бисмарка» данных о его местоположении и скорости и указало, что британцы, скорее всего, потеряли немецкое судно из виду. Лютьенс не послал ответной радиограммы, однако благодаря перехвату утренних сообщений враг все-таки смог определить его приблизительный курс. Ошибочно предположив, что линкор направился к проливу, разделяющему Исландию и Фарерские острова, адмирал Тови отправился во главе своего соединения на северо-восток.

Линкор немецкого военного флота

К 10 утра 26 мая летающая американо-британская лодка «Каталина», вылетевшая с Лох-Эрне (Северная Ирландия) на поиск немецкого судна, обнаружила его точное местоположение. На тот момент "Бисмарку" оставалось всего 700 миль до французского Бреста, где он мог бы рассчитывать на поддержку бомбардировщиков люфтваффе. В силу этого обстоятельства, лишь одно британское соединение имело шансы на замедление линкора – базирующееся в Гибралтаре соединение «Н», которым командовал адмирал Соммервилль. Главным козырем этой флотилии был авианосец «АркРойял», с которого уже в 14:50 того же дня вылетел отряд торпедоносцев. На тот момент в районе их атаки находился крейсер «Шеффилд», который отделился о соединения для установления контакта с неприятелем. Пилоты не были об этом оповещены, поэтому атаковали свой собственный корабль. К счастью для британского флота, ни одна из 11 пущенных торпед не попала в судно. Впоследствии плохо себя проявившие магнитные детонаторы торпед было решено заменить на контактные.

В 17:40 крейсер «Шеффилд» установил с линкором «Бисмарк» контакт и принялся преследовать его. В 20:47 с авианосца «Арк Ройял» для второй атаки вылетело 15 торпедоносцев. Им удалось нанести два (по некоторым источника, три) точных удара, один из которых стал для немецкого корабля роковым. В попытке уклониться от торпеды линкор получил мощный удар в кормовую часть, в результате которого у него заклинило рули. Потеряв возможность маневра, судно начало описывать циркуляции. Все попытки восстановить управляемость были тщетны, и линкор начал движение на северо-запад. Примерно через час после начала атаки торпедоносцев линкор начал обстреливать «Шеффилд» и ранил 12 человек из его экипажа. Ночью произошел бой линкора «Бисмарк» с пятью британскими торпедоносцами. Обе стороны так и не смогли нанести точный удар.

Потопление

27 мая около 9 часов утра с расстояния 22 км немецкий линкор подвергся атаке тяжелых кораблей из соединения адмирала Тови, линкоров «Король Георг Пятый» и «Родни», а также двух крейсеров - «Норфолк» и «Дорсетшир». «Бисмарк» отвечал огнем, но напор британцев был слишком массивным. Спустя полчаса орудийные башни корабля были сильно повреждены, а надстройки разрушены. Он имел сильный крен, но держался на воде. В 9:31 из строя была выведена последняя башня, после чего, как свидетельствуют выжившие члены команды, капитан Линдеман отдал приказ затопить судно. Так как «Бисмарк», несмотря на то, что его судьба была предрешена, не спускал флаг, линкор «Родни» приблизился к нему на расстояние в несколько километров и начал вести огонь прямой наводкой. Из-за того, что у британских линкоров заканчивалось горючее, адмирал Тови, понимая что «Бисмарку» не уйти, приказал им возвращаться на базу. Примерно в 10:30 крейсер «Дорсетшир» выпустил по германскому судну три торпеды, каждая из которых попала точно в цель. 27 мая 1941 года, в 10:39 линкор «Бисмарк» лег на борт и начал тонуть.

Тайны линкора "Бисмарк"

Отвечая на вопрос о том, кто потопил линкор «Бисмарк», многие вспоминают о трех решающих попаданиях крейсера «Дорсетшир». На самом же деле судьбу судна предрешило попадание торпедоносца, которое лишило его возможности маневрирования.

Корабли «Дорсетшир» и «Маори» подобрали 110 человек из команды затонувшего судна. Когда прозвучала тревога о приближении немецких подводных лодок, они поспешили покинуть место потопления. Вечером после отхода судов на безопасную дистанцию подводная лодка U-74 спасла еще трех человек. На следующий день гидрометеорологическое судно Заксенвальд подобрало еще двух моряков. Остальные 2100 человек погибли. Силы английского флота, которые на последнем этапе боя имели явное превосходство, при гибели линкора «Бисмарк» осознанно не стали спасать его экипаж. Таким образом они отомстили за погибших при потоплении корабля «Худ».

Действия подводных лодок

Немецкие субмарины, которые в составе «волчьих стай» вели в Атлантике охоту на вражеские конвои, были оповещены о выходе «Бисмарка» и «Принца Ойгена» в поход.

24 мая по радиограмме подлодки получили сообщение о победе линкора над «Худом», а также установку в дальнейшем руководствоваться приказами, учитывающими положение «Бисмарка».

25 мая подводная лодка U-557, находящаяся в нескольких сотнях миль от линкора, обнаружила и атаковала крупный конвой. На следующий день ей приказали поделиться своими координатами с другими субмаринами для совместного удара.

Рано утром 27 мая всем субмаринам, у которых остался запас торпед, приказали на максимальной скорости отправиться к «Бисмарку». Подлодки получили приказ с запозданием в 8 часов: он был подписан в 22 часу предыдущего дня. На момент подписания большинство лодок принимало участие в атаке конвоя, скрывалось от эскортов и по техническим причинам не могло получить приказ. Кроме того, в этот момент субмарины, преследующие конвой, оттянулись от «Бисмарка» на север. 27 мая в 11:25 штаб сообщил подлодкам, что линкор стал жертвой массированной атаки противника. Все находившиеся поблизости субмарины получили приказ отправиться на спасение членов экипажа корабля.

Придя на место гибели, подлодки обнаружили на поверхности огромное количество обломков и толстый слой нефти. После дня поисковых работ они вернулись в районы патрулирования.

Гибель линкора "Бисмарк"

Результат

Последний бой «Бисмарка» стал иллюстрацией того, насколько сложно поразить линкор даже при численном превосходстве и наличии схожей по характеристикам техники. С другой стороны, решающий удар по огромному судну нанесла одна торпеда с небольшого самолета. Поэтому главный вывод, который военные извлекли из гибели линкора «Бисмарк», состоял в том, что линкоры уступили главенствующее положение во флоте авианосцам.

Вскоре немецкое военно-морское командование отказалось от рейдерских операций надводного флота в пользу неограниченной подводной войны. Второй линейный корабль типа «Бисмарк», линкор «Тирпиц», за все годы войны не произвел по неприятельским судам ни одной залповой атаки. Однако британцам пришлось связать внушительные силы морского и воздушного флота на случай если базирующийся в Норвегии линкор все-таки выйдет в море.

Память

Военные корабли «Бисмарк» и «Тирпиц» часто сравнивают с гражданскими лайнерами «Титаник» и «Олимпик». В обоих случаях мировую известность получило то судно, которое погибло в своем первом плавании, а корабль, прослуживший гораздо дольше, остался в тени. В 1960 году режиссером Льюисом Гильбертом была снята картина «Потопить "Бисмарк"».

Место, где закончилась история линкора «Бисмарк», было обнаружено лишь 8 июня 1989 года благодаря стараниям Роберта Балларда, который ранее нашел тот самый «Титаник». По международным законам, это место считается военным захоронением. С момента потопления и по сей день туда было организовано шесть экспедиций. В том же 1989 году Патрик Прентис снял еще одну документальную картину о тайнах линкора «Бисмарк». В 2002 году свою лепту в память о корабле внес и режиссер фильма «Титаник» Джеймс Камерон. Пользуясь российскими подводными аппаратами «Мир», он осуществил подводные съемки для фильма «Экспедиция "Бисмарк"».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
но ведь это укроинские карабли патапили бизмарг
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество