Смольный собор (Санкт-Петербург) был возведен по указанию великой императрицы Елизаветы. Дочь Петра I собиралась принять постриг и служить Богу именно в том месте, где она росла, где провела свою юность.
Проектированием занялся Б. Растрелли (один из лучших архитекторов того времени). Величественное здание взмылось ввысь на 94 метра и могло вместить 6000 человек. Рядом планировалось пристроить самую высокую в России колокольню (140 метров, что превышало высоту шпиля Петропавловского собора). Но планам этим не суждено было сбыться. Растрелли умер, а последователи архитектора решили, что от столь высокой колокольни лаконичность пейзажа города будет нарушена.
Монастырский комплекс строили почти 90 лет, завершив последние работы только в 1835 г.
Первое название монастыря — Воскресенский Новодевичий (освящение собора произошло еще в 1748 г.). Позже монастырь стали именовать не иначе, как Смольный (для краткости). В 1765 г. Смольный собор принял первых воспитанниц благородного происхождения, после чего Екатерина решила открыть еще одно училище для девиц более низкого сословия (Александровский институт). Здание, спроектированное архитектором Ю. Фельтеном, несло в себе черты раннего классицизма.
Следующая часть ансамбля — Смольный институт. Это торжественное классическое здание спроектировал в 1864 г. другой архитектор — Дж. Кварнеги. Именно здесь разместился в 1917 г. Петроградский Совет.
К сожалению, после революции Смольный собор был разграблен, а помещения стали выполнять роль склада. Иконостас храма демонтировали лишь в 1972 г., а открытие концертно-выставочного комплекса, находящегося здесь и поныне, пришлось уже на конец прошлого столетия (1990 г.).
Смольный собор (СПб), несущий в себе сочетание белокаменной лепки и небесную синеву стен, стоит в окружении четырех угловых церквей. Рядом — жилые комплексы, украшенные двухъярусными аркадами. У домовых церквей лишь по одному шлемовидному куполу с крестом. Они словно встроены в стену.
По первоначальному замыслу Растрелли Смольный собор должен был иметь вид могучего однокупольного храма (на манер храмов европейских), однако императрица Елизавета отклонила это предложение и пожелала видеть свое зрелище пятиглавым. По сути, сам храм имеет лишь один купол (центральный), а остальные четыре — ничто иное, как колокольни, имеющие вогнутую форму и состоящие из двух ярусов. Луковичный купол установлен наверху, а второй ярус занимает звонница.Ажурные ограждения храма, отлитые по рисункам Стасова, все еще сохраняют статус самых высокохудожественных в Питере.
Руководство работ над внутренней отделкой было доверено архитектору В. Стасову. Интерьер получился одновременно и простой, и торжественный. Огромный церковный зал с тремя иконостасами отделали под мрамор, перед алтарями установили хрустальную балюстраду, а кафедру украсили тончайшей резьбой. Из множества реликвий уцелели иконы «Введение Богородицы» и «Воскресение Хрестово» (А. Венецианов).
Смольный собор — один из памятников мирового значения. Сегодня комплекс носит статус филиала государственного музея «Исаакиевский собор». Это место проведения концертов, выставок живописи и графики. Оно открыто для туристов и истинных ценителей культуры.