Автоматизированные информационные системы: описание, задачи и особенности

Автоматизированная информационная система (AIS) представляет собой сборку компьютерного оборудования, программного обеспечения, прошивки или любой их комбинации, сконфигурированную для выполнения конкретных операций обработки информации, таких как связь, вычисления, распространение, обработка и хранение. Она включает в себя компьютеры, системы обработки текстов, сети или другие электронные системы обработки данных и связанное с ними оборудование. Системы управленческой информации являются распространенным примером автоматизированных информационных систем.

автоматизированная система это

Понятие и определение

В 1995 году разработчиками были представлены два мнения относительно понятия АИС. Согласно одной точке зрения, это системы, которые включают в себя программное и аппаратное обеспечение, данные, людей и процедуры. Другой взгляд на систему также добавляет в нее такие процессы и важные элементы, как окружающая среда, границы, цель и взаимодействия. Согласно сегодняшнему представлению, АИС - это автоматизированная система, включающая в себя различные элементы, направленная на интеграцию решений в области информационных технологий и бизнес-процессов для удовлетворения информационных потребностей предприятий и организаций.

Существуют различные типы таких систем, например:

  • обработки транзакций;
  • поддержки принятия решений;
  • управления знаниями;
  • управления обучением;
  • управления базами данных.

Основной целью применения большинства информационных автоматизированных систем является использование технологий, которые способны выполнять задачи, которые не может обработать человеческий мозг: обработку большого количества информации, выполнение сложных вычислений и контроль многих одновременных процессов.

Структура АИС

АИС в обязательном порядке включает в себя шесть компонентов, которые должны быть объединены. Подробное их описание представлено ниже.

Аппаратное обеспечение: термин «оборудование» относится к машинам. В эту категорию входит сам компьютер, который часто называют центральным процессором (ЦП) и вся его вспомогательная аппаратура. Другое оборудование - это устройства ввода и вывода, хранения данных и связи.

Программное обеспечение: этот термин относится к компьютерным программам и руководствам (если они есть), которые их поддерживают. Они являются машиносчитываемыми инструкциями, которые направляют схему в аппаратных частях системы, чтобы они функционировали таким образом, чтобы получать полезную информацию из данных. Программы обычно хранятся на различных носителях ввода и вывода, часто на диске или на ленте.

Данные: это факты, которые используются ПО для получения полезной информации. Подобно программам, данные обычно хранятся в машиночитаемой форме на диске или на ленте, пока компьютер не нуждается в них.

автоматизированная информационная система организации

Процедуры: это политики, которые регулируют работу компьютерной системы.

Люди: каждая система нуждается в людях, чтобы она могла быть полезной. Вероятно, это компонент, который больше всего влияет на успех или неудачу информационных систем. Он включает в себя не только пользователей, но и тех, кто работает и обслуживает машины, поддерживает данные и сеть компьютеров.

Обратная связь: это еще один компонент информационной системы, который определяет ее эффективность (хотя он не нужен для работы).

Данные - это мост между оборудованием и людьми. Они не имеют практической ценности, пока ими не займутся люди. В этот момент данные становятся информацией.

Типы информационной автоматической системы

«Классический» взгляд на информационные системы представляет их как пирамиду подсистем, которые отражают иерархию организации. Как правило, системы обработки транзакций располагаются в нижней части пирамиды, за ними следуют инструменты обработки управленческой информацией, поддержки принятия решений и, наконец, исполнительные информационные функции на вершине. Хотя такая модель остается полезной, со временем был разработан ряд новых технологий и появились новые категории АИС, некоторые из которых больше не вписываются в первоначальную модель пирамиды. Так, любая единая автоматизированная информационная система некоммерческого типа будет выглядеть несколько иначе.

азработка автоматизированной информационной системы

Некоторые примеры таких систем следующие:

  • хранилища данных;
  • планирование ресурсов предприятия;
  • корпоративные системы;
  • экспертные ИС;
  • поисковые ИС;
  • автоматизация делопроизводства.

Компьютерная ИС по существу является информационной автоматизированной системой управления с использованием компьютерной технологии для выполнения некоторых или всех запланированных задач. Основными ее компонентами являются:

Оборудование - это такие устройства, как монитор, процессор, принтер и клавиатура, которые работают вместе, чтобы принимать, обрабатывать, отображать данные и информацию.

Программное обеспечение - это программы, которые позволяют аппаратным средствам обрабатывать данные.

Базы данных - это сбор связанных файлов или таблиц, содержащих связанные данные.

Сети - это соединительная система, которая позволяет разным компьютерам распределять ресурсы.

Процедуры - это команды для объединения вышеперечисленных компонентов для обработки информации и получения предпочтительного вывода.

Первые четыре компонента (аппаратное и программное обеспечение, база данных и сеть) составляют так называемую платформу информационных технологий. Специалисты могли бы затем использовать эти элементы для разработки автоматизированной информационной системы, которая отслеживает меры безопасности, риск и управление данными. Эти действия известны как услуги в области информационных технологий.

задачи автоматизированной информационной системы

Такие системы поддерживают как целые организации, так и их части либо же группы организаций. Стоит отметить, что каждый отдел или функциональная область внутри предприятия имеют собственный набор прикладных программ или АИС. Такие технические информационные автоматизированные системы функциональной области (FAIS) поддерживают опорные элементы для более общих IS, а именно систем бизнес-аналитики и панелей мониторинга. Как следует из названия, каждая FAIS обслуживает определенную функцию внутри организации, например: бухгалтерский учет, финансы, управление производством, маркетинг и человеческие ресурсы. В области финансов и бухгалтерского учета менеджеры используют информационные автоматизированные системы учета для прогнозирования доходов и деловой активности для определения лучших источников и использования средств, а также для проведения аудитов. Все это необходимо для того, чтобы гарантировать, что деятельность организации в корне обоснована и все финансовые отчеты и документы точны.

Другие типы организационных информационных автоматизированных систем обработки включают в себя инструменты обработки транзакций, планирования ресурсов предприятия, автоматизации делопроизводства, систему управленческой информации и поддержки принятия решений, экспертную систему, исполнительную панель управления, управление цепочками поставок и электронной коммерции.

Панели мониторинга - это особая форма АИС, которая поддерживает всех менеджеров организации. Они обеспечивают быстрый доступ к своевременной и структурированной информации в форме отчетов. Экспертные системы пытаются дублировать работу человеческих экспертов, применяя возможности, знания и опыт рассуждений в определенной области.

единая автоматизированная информационная система

Разработка информационной системы

Отделения информационных технологий в крупных организациях имеют тенденцию сильно влиять на разработку, использование и применение автоматизированных информационных систем (АИС) в организациях. Ряд методологий и процессов может быть использован для разработки и использования информационной системы. Многие разработчики теперь используют такой инженерный подход, как жизненный цикл разработки системы (SDLC), который является систематической процедурой создания АИС на этапах, которые происходят последовательно. Новейшие исследования направлены на то, чтобы обеспечить постоянное коллективное развитие таких систем внутри организации самими людьми.

Информационная автоматизированная система может быть разработана на месте (внутри организации) или передана на внешний подряд. Это может быть достигнуто путем аутсорсинга определенных компонентов или всей системы. Конкретным случаем является географическое распределение команды разработчиков (офшоринг, глобальная информационная система).

Компьютерная АИС, в свою очередь, является технологически реализуемой средой для записи, хранения и распространения лингвистических выражений, а также для выводов из них.

компоненты информационной системы

Разработка информационной автоматизированной системы организации осуществляется поэтапно, включая:

  • распознавание проблем и их спецификация;
  • сбор информации;
  • спецификация требований для новой системы;
  • системный дизайн;
  • конструкция АИС;
  • внедрение системы;
  • обзор и обслуживание.

Как академическая дисциплина

Область исследований, называемая информационными автоматизированными системами, охватывает множество тем, включая системный анализ и проектирование, компьютерную сеть, информационную безопасность, управление базами данных и системы поддержки принятия решений. Управление информацией связано с практическими и теоретическими проблемами сбора и анализа данных в области бизнес-функций, включая инструменты повышения производительности, программирование и внедрение приложений, электронную коммерцию, производство цифровых медиа, интеллектуальную обработку данных и поддержку принятия решений. Связь и сетевое взаимодействие связаны с телекоммуникационными технологиями. Информационные системы объединяют бизнес и компьютерную науку с использованием теоретических основ информации и вычислений для изучения различных бизнес-моделей и связанных с ними алгоритмических процессов по созданию IT-систем в рамках дисциплины в области информатики.

Компьютерная АИС (CIS) - поле, изучающее компьютеры и алгоритмические процессы, включая их принципы, программные и аппаратные проекты, их приложения и влияние на общество.

государственные автоматизированные информационные системы

Несколько исследователей АИС обсудили их природу и основы, которые уходят своими корнями в другие справочные дисциплины, такие как информатика, инженерия, математика, наука управления, кибернетика и др. Информационные системы также могут быть определены как совокупность аппаратных средств, программного обеспечения, данных, людей и процедур, которые работают вместе для получения качественной информации.

Дифференцирование АИС от смежных дисциплин

Подобно информатике, другие дисциплины можно рассматривать как связанные и основополагающие дисциплины АИС. Область изучения автоматизированных информационных систем включает в себя изучение теорий и практик, связанных с социальными и технологическими явлениями, которые определяют развитие, использование и влияние их в организациях и обществе. Несмотря на то что в смежных параметрах может быть значительное перекрытие дисциплин, они по-прежнему различаются целью и ориентацией их деятельности.

В широком контексте термин «Информационные автоматизированные системы» является научной областью исследования, которая охватывает ряд стратегических, управленческих и оперативных мероприятий, связанных со сбором, обработкой, хранением, распространением и использованием информации и связанных с ней технологий в обществе и организациях. Это понятие также используется для описания организационной функции, которая применяет знания в промышленности, правительственных учреждениях и некоммерческих организациях.

Информационные системы часто ссылаются на взаимодействие между алгоритмическими процессами и технологиями. Оно может происходить внутри или за пределами организации. Другими словами, это технология, которую использует организация, а также способ их взаимодействия друг с другом и взаимного использования в бизнес-процессах организации. АИС отличаются от информационных технологий (ИТ) тем, что они имеют компонент ИТ, который взаимодействует с компонентами процессов. Таким образом, АИС может быть представлена как система автоматизированных информационных технологий.

Одна из проблем, связанных с этим подходом, заключается в том, что в таком случае исключается неорганизационное использование АИС (например, в социальных сетях, компьютерных играх, мобильном персональном использовании и т. д.).

Другой способ дифференциации поля АИС от смежных дисциплин – это поиск ответа на вопрос «Какие аспекты наиболее значимы в области АИС и в других областях?». Этот подход, основанный на философии, помогает определить не только направление, цель и ориентацию, но и достоинства, перспективу и дальнейшее развитие всех обсуждаемых наук.

Увеличение количества рабочих мест

Информационные технологии важны для работы современных предприятий в том числе и потому, что они предлагают множество возможностей для трудоустройства. Информационное обеспечение автоматизированных систем требует постоянной работы специалистов, которые проектируют и строят АИС, используют их и отвечают за управление ими. В последние годы наблюдается значительный спрос на традиционных ИТ-специалистов, таких как программисты, бизнес-аналитики, системные аналитики и дизайнеры. Многие хорошо оплачиваемые рабочие места существуют именно в областях информационных технологий. В верхней части списка находится главный информационный директор (CIO).

Исследование

Исследования в области информационных систем, как правило, междисциплинарны. Они связаны с изучением влияния АИС на поведение отдельных лиц, групп и организаций. Недавно ученые вывели две научные парадигмы, включая поведенческую науку, которая должна разрабатывать и проверять теории, которые объясняют или предсказывают человеческое или организационное поведение и науку о дизайне, которая расширяет границы человеческих и организационных возможностей, создавая новые инновационные продукты.

Поскольку изучение информационных систем является прикладной областью, отраслевые специалисты ожидают, что их исследование приведет к результатам, которые сразу же применимы на практике. Однако это не всегда так, поскольку они часто изучают поведенческие проблемы гораздо глубже, чем ожидали бы от них практикующие. Это может затруднить понимание результатов исследований информационных систем.

Особенности изучения

Несмотря на то что АИС как дисциплина развиваются уже более 30 лет, основное внимание исследователей направлено не на информационную безопасность автоматизированных систем, а на изучение самой технологии как таковой. В этом обсуждении есть два основных мнения:

  • узкий взгляд на ИТ как основной предмет исследования АИС;
  • широкий взгляд, который фокусируется на взаимодействии социальных и технических аспектов ИТ, встроенных в динамично развивающийся контекст.

Существует и третья точка зрения, которая призывает исследователей АИС уделять сбалансированное внимание как ИТ, так и контексту.

Тенденции в наши дни

В течение последних десяти лет бизнес-сфера подвергнута значительному увеличению роли функций и задач информационных автоматизированных систем (ISF), особенно в том, что касается стратегий и поддержки предприятий. Это стало ключевым фактором для повышения производительности и поддержки создания новых продуктов для изучения самой АИС, а не ее последствий.

Кроме того, в наше время функционируют государственные автоматизированные информационные системы, сфера действия которых является некоммерческой. Все это в совокупности приводит к тому, что финансирование разработок постоянно увеличивается. Благодаря этому технология развивается очень быстрыми темпами.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.