Технология принятия управленческих решений: требования, методы и анализ

Технология разработки и принятия управленческих решений является критически важной для длительной эффективной работы любого предприятия. Ведь от их качества и адекватности зависит успех и процветание управляемой организационной структуры.

Общая информация

В большинстве случаев руководители не прибегают к консультационным услугам. Они вырабатывают решения самостоятельно, возлагая на себя же все риски. Чтобы увеличить эффективность предпринимательской деятельности и обеспечить коммуникационные процессы, используется технология принятия решения. Реализации управленческого решения должна осуществляться с выполнением требований оптимальности, законности, эффективности, конкретности, простоты формы и ясности содержания. Для контроля желательно наличие механизмов саморегуляции. В частности, можно обеспечить наличие обратной связи в сфере управления. Сегодня не существует единственной универсальной технологии процесса принятия управленческих решений, которую можно использовать где угодно. Это связано с тем, что каждый руководитель обладает специфическими навыками и подходами к решению проблем. Так, в зависимости от уровня сложности принимаемых решений меняется количество этапов и процесс принятия решений. Кроме этого, не следует забывать о личностных характеристиках. Ведь они способствуют различной диагностике причин возникновения, а также оценки серьезности управленческой проблемы. Но если технология процесса принятия управленческих решений все же разработана и применяется, то это позволяет обеспечить профессиональное выполнение функций и достигать поставленных целей. А необдуманные и необоснованные решения способствуют финансовым потерям и банкротству предприятий. От своевременности, рациональности и эффективности зависят конкурентоспособность, а также успешное функционирование и даже развитие предприятия.

Управление деятельностью компании

информационные технология принятия решений

Предпринимательство имеет свою специфику хозяйственной работы. Как правило, оно сопровождается повышенным риском. Технология разработки и принятия управленческих решений для предпринимателей обладает целым рядом особенностей. Рассмотрим их краткий список:

  1. Концентрация исполнения управленческих функций на одном человеке, а именно руководителе.
  2. Процесс анализа, формирования, принятия и реализации занимает очень небольшой период времени.
  3. Руководители не прибегают к услугам консалтинговых компаний. Выработка решения проводится самостоятельно. Поэтому на них возлагаются все последствия и риски принятия непродуманных и ошибочных решений.
  4. Владельцы коммерческих структур зачастую одновременно также являются и их руководителями.

Как выглядит технология принятия решения? Реализации управленческого решения после его выработки сильно ли отличается от других практик? По сути, она представляет собой логически упорядоченную последовательность этапов, на каждом из которых выполняется определенный набор процедур. Их реализация позволяет выбрать наилучший вариант решения существующей проблемной ситуации. При этом проводится анализ внутренней и внешней среды, целей и выбранных критериев. Учитывается потенциал и перспективы развития организации. Но, как мы помним, не существует единственно верного рецепта. Хотя можно говорить про основные технологии принятия управленческих решений, которые используются в этом деле. Что имеется в виду?

Информационные технологии

основные технология для управленческих решений

Компьютерная техника вошла в нашу жизнь всего несколько десятилетий назад. Но как она смогла ее преобразить! Эффективная предпринимательская деятельность и адекватные управленческие решения на сколь-нибудь небольшой организации сложно представить без информационных технологий. На них сейчас базируются и обеспечивается множество коммуникационных процессов. Кроме этого, они позволяют более оперативно действовать, разрабатывать и принимать решения. Когда на рынке происходят резкие изменения, сокращается длительность цикла, наблюдается неустойчивый потребительский спрос, то важно иметь адекватные данные, на которых и будет строиться стратегия и тактика работы. Что можно привести в качестве информационных технологий? В первую очередь, это телефонная связь. С ее помощью можно оперативно руководить на тактическом уровне, связываться с необходимым специалистом и прочее. Также если необходимо провести совещание с несколькими специалистами на значительном удалении, то можно использовать теле-, аудио- и видеоконференции. Не следует забывать и о возможностях бухгалтерской, финансовой и управленческой отчетностей. А также о средствах их формирования. Сейчас нет нужды перебирать большое количество бумаг и/или искать итоговые значения. Внедрение информационных технологий позволило переместить эту монотонную работу в компьютер, выудить из которого нужные данные на порядок легче. Ведь нет нужды искать нужные бумаги среди различной макулатуры. К тому же можно поставить задачу формирования и вывода на экран необходимого массива информации, если его нет. Благо современные системы обработки данных обладают чрезвычайно широким функционалом.

Об управленческом решении

основы технологии принятия решений

Что оно собой представляет? По сути, это выбор, который должен выполнить человек, принимающий решение (ЧПР), дабы выполнить задачи, возложенные на него должностными обязанностями. Как его можно рассматривать? Выделяют два основных момента:

  1. Решение в роли процесса выбора определенного варианта из нескольких доступных альтернатив. В качестве критерия выбора можно избрать требуемые усилия, риски, вложения (стоимость, издержки), временные сроки, степень продвижения к обозначенной цели.
  2. Решение в роли результата выбора определенного варианта из множества альтернатив. При этом исключена возможность выбрать более чем один.

Из этого можно сделать заключение, что решение – это выбор самой лучшей, по мнению ЧПР, альтернативы из доступного множества, каждый представитель которого может быть реализован на практике и принести определенный конечный результат. Анализ технологии принятия управленческих решений позволяет говорить о том, что оптимальной является такова последовательность:

  1. Разработка и установка цели.
  2. Анализ существующей ситуации на базе доступных данных.
  3. Формирование и обоснование набора критериев результативности (эффективности) с последующей оценкой возможный последствий при выборе определенного варианта.
  4. Определение оптимального решения из доступного множества.
  5. Утверждение и принятие выбранного варианта.
  6. Конкретизация с последующим доведением до ведома исполнителя с целью реализации.

О стадиях

Требования и технология принятия управленческих решений, по сути, являются основой менеджмента. Это специфический процесс деятельности, который непрерывно осуществляется на всех уровнях руководства. В самых общих чертах он может быть рассмотрен комбинацией трех стадий:

  1. Подготовка управленческого решения. На этой стадии проводится анализ существующей ситуации, оценивается внешняя и внутренняя среда предприятия, производится поиск, сбор и обработка необходимой информации. Кроме этого, внимание уделяется диагностике и конкретизации проблемы, которую необходимо решить.
  2. Принятие решения. На основании имеющейся информации ведется разработка и оценка доступных вариантов решений, а также действий, что нужны для их реализации. Создается система критериев, которая позволит выбрать оптимальный подход для достижения поставленной задачи.
  3. Реализация решения. Подразумевает наличие и выполнение комплекса мероприятий, направленных на детализацию и доведение до сведения конкретных исполнителей, осуществление контроля за их выполнением, внесение необходимых корректив и проведение оценки полученного результата.

Вот, основы технологии принятия управленческих решений уже есть. Но можно ли как-то детализировать процесс? Да, для этого необходимо поделить на этапы и очертить отдельные процедуры, что будут в них включены. В качестве ориентира можно взять нижерасположенную схему.

Этапы и процедуры

технология разработки и принятия решения

В рассматриваемой модели технологии подготовки и принятия управленческих решений выделяется шесть отдельных составляющих. Они же – этапы. В них включены отдельные процедуры:

  1. Анализ проблемной ситуации. В первую очередь идет плановая диагностика. Она проводится для выявления потенциальных угроз, а также существующих проблем. Выявляются и фиксируются симптомы неудовлетворительной ситуации, а также корень проблем. Это может быть изменение внешней/внутренней сред или неадекватное управление. После этого проблемная ситуация оформляется в конкретную задачу, чтобы ее можно было успешно выполнить.
  2. Разработка управленческого решения. Анализируется внешняя/внутренняя среда предприятия. Определяются цели. Разрабатываются критерии их достижения. Генерируются варианты возможных решений. Проводится их оценка и согласование. Выбирается оптимальный вариант. После этого он утверждается.
  3. Реализация управленческого решения. Осуществляется путем изменения параметров руководимой системы.
  4. Контроль реализации решения. Осуществляется наблюдение за исполнением путем сопоставления фактических параметров с плановыми.
  5. Оценка эффективности принятого решения. Для этого используется величина дополнительной прибыли, полученной на одну единицу денежных средств, которые были вложены в разработку и реализацию. Дополнительно можно взять и контроль.
  6. Совершенствование процесса разработки и реализации управленческого решения. Анализируются данные об информационной подготовке и качестве выполнения предыдущих этапов. Расширяется инструментарий для разработки и реализации управленческого решения.

О качественном аспекте

технология процесса принятия решения

Предусмотреть адекватную технологию – это еще половина дела. Необходимо проследить за тем, чтобы она выполнялась. То есть необходимо обеспечить единый механизм, который будет поддерживать целостность и последовательность описанных процедур на каждом этапе. Это позволит увеличить качество исполнения и получить более удовлетворительные результаты на стадии контроля. Что еще позволит получить более приятный результат? На качество оказывает влияние:

  1. Правильная постановка (распознавание) проблем.
  2. Качество получаемой информации (своевременность, релевантность, достоверность).
  3. Ценностные ориентиры и квалификация ЧПР.

Чтобы повысить общую эффективность, необходимо уделить внимание еще и планированию, учету, анализу и контролю. То есть следует создать единую систему сбора, обработки и обобщения информации. Если такие данные передавать тем, кто принимает решения, то качественный показатель их работы улучшится. Ведь решения, принятые на полной и достоверной информации, являются более эффективными и всеобъемлющими, нежели те, что появляются посредством интуиции. Как можно еще улучшить их качество? В работе следуйте вот таким десяти принципам:

  1. Прежде чем начинать вникать в детали, следует оценить проблему в целом.
  2. Не нужно принимать решение, пока не рассмотрены все возможные варианты.
  3. Сомневайтесь.
  4. Необходимо оценить проблему с нескольких точек зрения.
  5. Ищите аналоги или модель, которая поможет лучше понять суть решаемого вопроса.
  6. Следует задавать много вопросов.
  7. Не нужно удовлетворяться первым решением, что придет в голову.
  8. Не следует пренебрегать научным подходом.
  9. Имеет смысл выслушать специалистов.
  10. Нужно помнить, что проблемы рассматриваются людьми с их уникальной точки зрения.

О требованиях

данные для управленческих решений

Если решается важный вопрос, то что необходимо ждать от процесса? Например, у нас есть информационные технологии принятия управленческих решений. Для них необходима компьютерная техника. Но вот что с теми решениями, которые принимаются в человеческой голове? Как быть в этом случае? Чтобы избежать различных проблем, управленческие решения должны отвечать таким требованиям:

  1. Иметь ясную цель. В противоположном случае говорить о принятии обоснованных рациональных решений не приходится.
  2. Быть обоснованными. Для решения должна быть количественная/расчетная основа, которая и объясняет мотив выбора именно его из целого ряда других.
  3. Иметь адресата, а также сроки исполнения. То есть необходимо позаботиться о том, чтобы решение выполнял определенный человек или подразделение. Также не следует забывать об ограничении во времени.
  4. Не быть противоречивым. Необходимо предусмотреть, чтобы решение совпадало с требованиями внутренних и внешних обстоятельств. А также с событиями, которые имели место, и что планируются.
  5. Правомочность. То есть необходимо, чтобы решение имело базу в виде нормативных документов, распоряжений и указаний руководителей. При этом необходимо учитывать их права и обязанности, а также работников, которые выбраны в качестве исполнителей.
  6. Эффективность. Необходимо, чтобы решение было самым лучшим в плане ожидаемого итога.
  7. Конкретность. Оно должно отвечать на вопросы, где, когда и как действовать.
  8. Своевременность. Принимать решение необходимо тогда, когда оно может способствовать реализации поставленной цели.
  9. Полнота, краткость, четкость, понятность исполнителю без дополнительных разъяснений и уточнений.

Вот такая организация и технология принятия управленческих решений позволит максимизировать получаемый результат.

О методах

Это единственный аспект, который остался еще не рассмотренным. Следует отметить, что методы и технология принятия управленческих решений при своей комбинации позволяют получить очень точные и достоверные результаты. Хотя для одновременного использования необходим специалист высокого класса. Кстати, методов очень много. Поэтому рассмотрены будут только самые популярные из них:

  1. Теория игры. Этот метод используется для моделирования результата решения в условиях неопределенности. Например, при наличии конкурентов.
  2. Теория очередей. Известная также как модель оптимального обслуживания. Используется для того, чтобы рассчитать наилучшее число каналов для взаимодействия с посетителями и количественную потребность в них.
  3. Модели управления запасами. Применяются для определения нужного количества ресурсов и готовой продукции на складах.
  4. Модель линейного программирования. Используется для оптимального распределения дефицитных ресурсов, когда есть конкурирующие потребности.
  5. Дерево решений. Это модель, которая строится в графической форме. При этом наносятся все шаги, что можно сделать, и оцениваются различные альтернативы.
  6. Имитационное моделирование. Предполагает создание упрощенного построения существующей ситуации, внесение корректировок и оценку результата с последующим применением в реальности.
  7. Экономический анализ. Объединяет в себе методы оценки экономических выгод и издержек. Может быть использовать и для расчета относительной рентабельности деятельности предприятия. Например, для анализа точки безубыточности.
  8. Платежная матрица. Это метод статистической теории решений. Его используют, если необходимо выбрать один из нескольких похожих по результатам вариантов.
  9. Прогнозирование. Метод, который базируется на использовании накопленного в прошлом опыта с целью применить его для построения допущений на будущее.

Заключение

требования к управленческим решениям

Увы, но одной теорией в рамках небольшой статьи охватить все сложно. Можно было бы рассказать еще и про целевые технологии принятия управленческих решений, которые используются для отдельных задач, привести примеры из реальной жизни или показать, как рассчитывать ситуации по рассмотренным выше методам. Но, увы, не хватит размера статьи. Для этих целей больше подойдет написание книги. Кроме этого, не лишним было бы смоделировать работу технологии по описанным этапам и процедурам. Но если есть ум и понимание материала, то предоставленной теоретической базы должно с лихвой хватить, чтобы иметь представление о том, как и куда двигаться. Ведь одними знаниями без практики сыт не будешь. Полученную информацию всегда необходимо закреплять, если нет желания попрощаться с нею.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.