Действительно качественной шумоизоляцией обладают только автомобили премиум-класса. Остальные обесшумлены довольно посредственно, если этому моменту вообще уделили внимание на заводе. Тем не менее, выполнить шумоизоляцию автомобиля своими руками не так сложно. Правда, понадобится много сил, свободного времени и материалов. Но обо всем по порядку.
Полная или локальная шумоизоляция
Производители автомобилей борются с посторонними шумами на этапе разработки кузова машины. Именно каркас играет определяющую роль. Поэтому есть места, где звук извне пробивается больше или меньше всего. К примеру, больным местом многих современных авто можно считать колесные арки. Звук от дорожного полотна беспрепятственно поступает в салон автомобиля. Решить проблему можно установкой правильной "шумки". Прежде чем задаваться вопросом, как сделать шумоизоляцию автомобиля своими руками, необходимо найти самые слабые места. Возможно, в первую очередь стоит заняться именно ими.
Многие специалисты рекомендуют выполнять только комплексное обесшумливание транспортного средства. Ведь именно такой подход позволяет устранить от 30 до 70% постороннего шума. Правда, не всегда можно назвать верным подобное решение вопроса. К примеру, если в авто достойная "шумка", но не устраивает качество звучания аудиосистемы, то совсем не обязательно обрабатывать машину полностью. Зачастую достаточно заняться дверьми и арками, результат будет заметен тут же. Ну а сейчас рассмотрим этот вопрос более детально, ознакомимся с основными понятиями и технологией выполнения работ.
Краткий обзор популярных материалов
Перед тем, как сделать шумоизоляцию автомобиля своими руками, необходимо разобраться с продукцией, представленной на рынке. Ведь нужно знать, что покупаешь, и действительно ли оно того стоит. Начать стоит с вибропоглощающих материалов:
- Вибропласт (Silver) – достаточно эластичный и гибкий материал. Лист размечен квадратами 5 х 5 см, что позволяет вырезать его под нужный размер. Вибропласт отлично справляется с функцией герметика и защищает кузов от коррозии, также он не впитывает влагу. Толщина данного материала всего 2 мм, квадратный метр вибропласта весит примерно 3 килограмма. Подходит для установки на двери, крышку капота или багажника.
- Вибропласт (Gold) – отличается от вышеописанного лишь весом и толщиной (4 кг на квадрат и 2,3 мм). Необходимо понимать, что чем толще виброизоляция, тем сложней монтаж.
- Бимаст (бомб) – лучший выбор для качественной аудиоподготовки. Обладает наиболее высоким КПД за счет многослойной конструкции. Первый слой выполнен из битума, второй – каучука. Толщина листа 4,3 мм, а вес 6 килограмм на метр квадратный. При монтаже необходимо прогревать до 50 градусов.
Шумоизоляция автомобиля своими руками: материалы (сплен, акцент, битопласт)
Если вышеописанные марки относятся к вибропоглощающим материалам, то сплен 3004 – звукопоглощающий. Помимо этого, он имеет неплохие теплоизолирующие характеристики. Температура эксплуатации от -40 до +70 градусов по Цельсию. Примечательно то, что данный материал не впитывает влагу и не разрушается под воздействием прямых солнечных лучей. Толщина сплена 3004 составляет 4 мм, а его вес – всего 0,42 килограмма на метр квадратный. Также производителем представлены модели 3002 и 3008 толщиной 2 и 8 мм соответственно.
Сплен клеится на вибропоглощающий материал. Обычно наиболее проблемные зоны обрабатывают самыми толстыми листами и наоборот. Идеальный вариант для колесных арок и других шумных мест автомобиля. Не рекомендуется нанесение при температуре ниже +10, так как существенно ухудшаются адгезионные свойства. Популярностью среди автомобилистов пользуются и такие материалы, как акцент-10 и битопласт-5. Последний поглощает до 90% шумов.
Делаем шумоизоляцию автомобиля своими руками
Рекомендуется начинать с наиболее простых и легкодоступных элементов кузова. Таковыми можно считать капот и багажник. Сразу стоит отметить, что избавиться от шума работающего мотора не получится. В салоне все шумы останутся на прежнем уровне. А вот теплоизоляционные свойства значительно улучшатся, что особенно актуально для зимнего периода. Зачастую имеется штатная теплоизоляция. Ее выбрасывать не стоит, но на время работ необходимо демонтировать. Рабочую поверхность перед наклеиванием необходимо тщательно обезжирить. Отлично подойдет уайт-спирит. В качестве базы лучше применить акцент-10. Он хорошо держит тепло и не загорается под воздействием высоких температур. Поверх него можно наклеить вибропласт ("Сильвер").
Крайне важно правильно подобрать толщину материалов и их вес. Слишком тяжелый капот существенно уменьшит срок службы амортизаторов или петель, которые не рассчитаны на такие нагрузки. Что касается толщины, то крышка банально может не закрываться. Все эти правила и материалы применимы и для багажника.
Работаем с дверьми автомобиля
Двери – это одна из тех зон, которыми необходимо заняться для того, чтобы добиться качественного звучания аудиосистемы автомобиля. Через них также проходит достаточно много шумов, особенно если отсутствует какая-либо штатная "шумка".
Чем тоньше металл дверей, тем больше шумоизоляции потребуется для достижения хороших результатов. В качестве материала подойдет вибропласт ("Сильвер","Голд"), который клеится напротив колонки. Желательно покрыть порядка 80% площади. Так же как и с капотом, рекомендуется следить за весом. Лучше чрезмерно не нагружать двери, так как это приведет к провисанию петель и их последующей замене.
Если необходимо добиться не только тишины в салоне, но и качественного звучания аудиосистемы, то рекомендуется делать "шумку" в несколько слоев. Сначала вибропласт, а затем сплен. Технологические отверстия лучше оставить открытыми, так как они необходимы для вентиляции. Если их закрыть, то вскоре начнется процесс коррозии. С задними дверьми, если там нет динамиков, работать проще. Обусловлено это тем, что "шумки" там нужно порядком меньше.
Наиболее трудоемкие работы
Тут многое зависит от марки автомобиля. Но малыми силами обойтись вряд ли удастся, будь то "Шкода" или ВАЗ. Своими руками шумоизоляция автомобиля (пола) выполняется достаточно долго, так как необходимо полностью разбирать салон, снимать все сидения и проводку с клипс, но оно того стоит.
Обычно используются наиболее тяжелые и эффективные материалы, такие как бимаст бомб и сплен 8 мм. Работать с толстыми листами не очень удобно, поэтому лучше уложить 2 слоя сплена 4 мм, нежели один на 8 мм. Стараемся максимально покрыть днище, желательно не менее 80%. Во время работ необходимо пользоваться промышленным феном для лучшей адгезии материалов. Также рекомендуется делать отметки в местах крепления клипс для косы проводки, сидений и т. п. Перед выполнением работ желательно тщательно обработать поверхность. Во-первых, необходимо вычистить мусор и удалить старую шумоизоляцию (если она имеется), во-вторых, не забываем обезжирить поверхность. Необходимо проводить работы в хорошо вентилируемом помещении и пользоваться феном.
Колесные арки и ниши
Так как правильно сделать шумоизоляцию автомобиля своими руками комплексно не просто и займет это много времени, то работы лучше всего выполнять этапами. На заключительной стадии рекомендуется обрабатывать колесные арки и ниши. В большинстве автомобилей эти места страдают больше всего, поэтому и "шумка" тут понадобится толстая.
Шумоизоляция арок автомобиля своими руками выполняется достаточно быстро и просто. Хотя некоторые нюансы тут все же имеются. Первым делом необходимо установить автомобиль на домкрат и снять колесо, а затем нужно демонтировать подкрылки. Выбрасывать последние нельзя, так как они тоже частично борются с шумом. Следующим этапом тщательно очищаем обрабатываемую поверхность и обезжириваем ее. Затем наносим вибропласт ("Голд"). В случае с колесными нишами лучше выбирать материал потолще. Монтировать его неудобно, но результат будет порядком лучше. В дополнение стоит обработать арки антигравием. Он даст дополнительную защиту от шума и обезопасит кузов от коррозии.
Каких результатов стоит ожидать?
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Многое зависит от марки автомобиля, используемого материала и специалиста, который выполнял работы. К примеру, если обесшумить хорошую иномарку, то удастся устранить не более 20-30% шумов. Все дело в базе, установленной на заводе. А вот шумоизоляция дверей автомобиля своими руками на ВАЗе даст реально ощутимые результаты. Если подойти к вопросу комплексно, то количество шумов уменьшится на 70%. Это очень хороший результат, который сразу будет заметен. Если дополнительно пройтись антискрипом, то исчезнут "сверчки", которые сразу после проведения "шумки" станут бить по ушам.
Несколько правил при работе с шумоизоляцией
Первое и основное, о чем необходимо помнить, – выполнение работ возможно при температуре не менее 10 градусов по Цельсию. Клеевую основу необходимо дополнительно подогревать феном. Если этого не делать, то материал через некоторое время может отклеиться. Для лучшего качества работ нужно приобрести раскаточный валик. Этот нехитрый инструмент позволяет полностью удалять пузырьки воздуха.
Желательно проводить работы в хорошо вентилируемом помещении, а если на улице тепло и сухо, можно прямо там. Обзаведитесь достаточным количеством чистой ветоши, воды и обезжиривателя. Если шумоизоляция фольгированная, то необходимо надевать перчатки, так как велика вероятность получения порезов. У многих новичков очень сильно страдают руки, так как нужно добираться в труднодоступные места и очень много резать. Обрабатываемая поверхность должна быть сухой и чистой, не иметь ржавчины.
Стоит ли экономить?
Владельцы отечественных и китайских марок автомобилей очень часто пользуются бюджетными вариантами шумоизоляции. Все дело в том, что комплексный подход с использованием профильных материалов обходится не дешево. Кто-то не может себе позволить такие затраты, ну а другие не видят в этом никакого смысла. Ведь большинство виброизоляционных материалов для автомобиля – это аналоги строительных утеплителей, уплотнителей и т. п. Так ли это на самом деле? В этом есть здравый смысл.
Конечно же, не стоит вестись на уловки продавцов и покупать полиэтилен, войлок или сплен. Лучше обратить свой взор на такие материалы, как гидроизол и герлен. Если соблюдать технологию, то результат будет достойным. При этом не обязательно использовать дорогостоящие материалы. Своими руками правильная шумоизоляция автомобиля может быть выполнена не только с помощью дорогих СТП или бимаста, но и тем же герленом или гидроизолом.
Доверить работу "спецам" или сделать самому?
Если работы будут выполняться настоящими мастерами, то это обойдется совсем не дешево. Но и результат превзойдет все ожидания. Но обычно такого плана специалисты используют дорогостоящие материалы и берут за работу немало денег. Целесообразно отдавать авто только в том случае, если машина дорогая и относится к премиум-сегменту. "Жигули" можно сделать и самостоятельно, ведь это совсем не требует специальной подготовки. Да и сэкономить удастся не только на работе, но и материалах.
Отзывы водителей
Многие автовладельцы отмечают ощутимые улучшения после использования шумоизоляции. Другие же склоняются к тому, что бороться с шумом необходимо на конструктивном уровне. Многое еще зависит от качества используемого материала и его толщины и целесообразности применения в том или ином месте. Это касается и технологии выполнения работ. Именно поэтому встречаются как положительные, так и отрицательные отзывы. Хотя первых на порядок больше. Но кто-то не получил желаемого результата, отсюда и формируется определенное мнение.
Подведем итоги
Вот мы, собственно, и разобрались с данным вопросом. Как вы видите, все работы можно выполнить своими руками. Шумоизоляция колесных арок автомобиля, днища или дверей выполняется собственными силами достаточно просто, но необходимо соблюдать простые правила и технологию оклейки. Много инструмента не нужно, достаточно лишь иметь хороший канцелярский нож и пару лезвий, ножницы и строительный фен. Еще один важный момент – промежуточная сушка в случае отсутствия самоклеящегося слоя. Что касается разборки и сборки элементов салона, то можно скачать специальное руководство для вашего автомобиля.