Рулевые тяги являются одним из элементов рулевого привода в автомобиля. При этом данные элементы очень важны. Любые проблемы, связанные с ними, – это опасно. Существует риск того, что может случиться отказ руля при движении, а это прямой путь к ДТП. О том, в каком состоянии находятся рулевые тяги, необходимо задумываться постоянно. Если появились первые признаки неисправности, не стоит игнорировать их. Своевременная замена поможет избежать неприятных ситуаций. В зависимости от конструкции авто, рулевых тяг может быть несколько. Давайте рассмотрим признаки неисправности этих элементов и способы замены.
Назначение
Даже если учитывать, что для разных авто эта составная деталь может иметь различную конструкцию, суть работы рулевого привода не поменяется. Связь между поворотным кулаком и рейкой осуществляется с помощью шарнирных элементов. Когда поворачивается сошка, то средняя тяга двигается вправо или влево. Колеса могут поворачиваться в нужном водителю направлении посредством боковых тяг.
Рулевые тяги также имеются и в реечном приводе. Главное отличие его в том, что здесь используются только две тяги. Их достаточно, чтобы колеса поворачивались влево или вправо. Тяги взаимодействуют с поворотными кулаками, а водитель при этом прикладывает лишь небольшое усилие.
Наконечник
Главный элемент на боковых тягах – это шарнирные элементы или наконечники. Именно наконечник рулевой тяги отвечает за надежное и качественное соединение. Шарнир имеет вид полусферического пальца.
По причине хрупкости эти элементы являются самыми ненадежными во всей системе управления. Замена наконечников должна осуществляться только целиком. Восстановлению они не подлежат.
Признаки неисправности
Среди основных признаков, по которым можно понять, что элемент должен быть заменен, можно выделить несколько. Если тяга на автомобиле неисправна, то на руле будет характерное биение, а также вибрация. Это заметно на скорости уже свыше 30 километров в час. Также при движении водитель будет слышать различные стуки. Обычно они доносятся с правой стороны авто. Если увеличился люфт руля, который особенно ощущается при движении на высоких скоростях, это тоже один из признаков неисправности. Если появилась тугость руля и при управлении приходится прикладывать серьезные усилия, то следует проверить тягу. Когда машина самопроизвольно отклоняется от прямолинейного курса, это тоже говорит о неисправности данного элемента.
Если на автомобиле имеется хоть один из вышеперечисленных признаков неисправности, тогда стоит провести диагностику управления и по необходимости заменить вышедшие из строя элементы в системе.
Диагностика
Чтобы проверить рулевые тяги, не обязательно посещать СТО. Первичную диагностику можно выполнить своими руками. При проверке следует уделить особе внимание следующим важным моментам.
Рулевые наконечники могут перемещаться вдоль оси пальцев, но не более, чем на полтора миллиметра. В противном случае наконечник подлежит замене. В ходе проведения самостоятельной диагностики системы управления рекомендуется убедиться, что хомут муфты на тяге затянут с достаточной силой. Проверяют как сильно изношены пыльники, защищающие шарнирный узел тяги. Если имеются трещины или разрывы, необходимо заменить пыльник.
Наиболее часто случающаяся и довольно характерная неисправность в рулевом приводе – это естественный износ и повреждение шарниров наконечников тяги. Чтобы найти неполадки, связанные с управлением, не понадобится посещать сервисы. Нужно лишь положить руки на руль и внимательно слушать машину.
Опытные водители смогут сразу и безошибочно определить изменения, которые ведут к нехарактерному и нестандартному поведению.
Если в момент, когда машина стоит, вращать руль, колеса должны поворачиваться. Если они стоят на месте, то это признак неисправности. Также внимательно проверяют пыльник.
Инструменты для замены
Для замены уже должен быть приобретен комплект рулевых тяг - лучше менять эти детали парами. К ним также следует купить наконечники. Если они не пригодятся в данный момент, то их можно установить в будущем. Это возможность сэкономить, ведь цены на запчасти постоянно растут.
Для процесса замены также необходимо подготовить инструмент. Понадобятся: домкрат, пассатижи, набор ключей, съемник рулевых тяг, жидкий ключ, отвертка.
Процесс замены
Перед заменой рулевой тяги необходимо установить автомобиль на яму или на подъемник, чтобы получить возможность производить манипуляции с механизмом. Далее затягивают стояночный тормоз, блокируют руль. Некоторые снимают минусовую клемму с АКБ, но это не так уж и обязательно.
Далее автомобиль поднимается домкратом, снимаются колеса. Откручивают гайки на рулевых наконечниках. Они обычно закисают и без специальных смазок их не открутить. Рекомендуется обильно залить гайки жидким ключом или хорошо подогреть. На последних могут быть установлены шплинты – их предварительно следует удалить.
Далее устанавливают съемник для демонтажа наконечников. Чтобы инструмент был эффективен, необходимо молотком наносить удары по поворотному кулаку. Гайку на съемнике затягивают. Если наконечник не меняет своего положения, то можно ударить еще раз.
Затем наконечник откручивается от муфты. Демонтируют пыльник, после откручивают тягу от рулевой рейки. Это может быть связано с определенными трудностями, но все выполнимо при наличии инструмента. Далее шарнир смазывается комплектной смазкой.
Новые рулевые тяги устанавливаются без каких-либо серьезных усилий и необходимости применения молотка. В зависимости от размеров старой и новой тяги, перед процедурой замены нужно сделать метку на рулевой рейке, чтобы без проблем доехать до стенда развал-схождения.
Чтобы не ехать на стенд, необходимо считать обороты, которые были нужны, чтобы выполнить замену рулевого наконечника. После того, как работы по замене закончены, следует выехать на пробный выезд.
Проверка и регулировка
В процессе тестирования рулевых тяг на "ВАЗ" после замены не должно быть никакого люфта. Люфт может быть не более 15 градусов на рулевом колесе. Ход последнего должен быть беспрерывным как вправо, так и влево. Также необходимо проверить, возвращается ли руль в прямолинейное положение после того, как автомобиль повернул.
Специалисты рекомендуют выполнить эту же проверку после 800 километров пробега. Но если выявились проблемы, то регулировка необходима прямо сейчас.
Заключение
На самом деле в такой задаче, как поменять рулевую тягу, нет никакой сложности. Единственные трудности, с которыми может столкнуться автовладелец, - это закисшие соединения. Особенно это актуально при откручивании наконечников. Иногда может понадобиться несколько дней, чтобы отмочить «противную» гайку, быстрее и эффективнее нагреть ее. Тогда она открутится очень быстро и без нервов. Сложности могут возникнуть в процессе поиска нужной запчасти. Иногда производители снимают их с производства, однако всегда можно найти качественные аналоги. На рынке или в магазине сейчас можно что-то подобрать.
Конечно, лучше сразу же после процедуры посетить стенд развал-схождение. Не стоит полностью надеяться на метки и подсчет оборотов рулевого наконечника. Мастер проведет необходимую регулировку и машина будет ехать прямолинейно.