Люди – существа социальные, поэтому общение для них – это важный процесс, включающий в себя обмен информацией. Но общение – это не только разговор двух или более собеседников: по факту в коммуникацию вступают все существа, но только у человека процесс передачи информации имеет разную типологию, задействует различные средства и меняется в зависимости от ситуации.
Характеристика общения
Общение может иметь различные характеристики и отличаться в зависимости от того, кто ведет разговор. Так, бытовое общение отличается от корпоративного, а мужское – от женского. Процесс коммуникации может быть вербальным и невербальным. Ведь не только слова передают информацию. Взгляды, прикосновения, поступки, шаги – все это общение, к которому прибегает ежедневно человек.
В целом можно сказать, что это сложный процесс взаимодействий между людьми, особенно если рассматривать его с точки зрения науки. Существует множество определений этого понятия, ведь множество людей рассматривают этот вопрос с различных точек зрения. Но в целом можно сказать следующее:
- Общение – это сложный многоуровневый процесс установления между людьми диалога, включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание оппонента. Проще говоря, это связь между людьми, в процессе которой возникает психологический контакт.
Основные аспекты
В процессе передачи информации принимают участие два и более человека. Тот, который говорит, называется коммуникатором, а слушающий – реципиентом. Помимо этого, в общении выделяют несколько аспектов:
- Содержание. Характер передаваемого сообщения может быть очень разнообразным. К примеру, восприятие оппонента, взаимодействие, взаимовлияние, управление деятельностью и т. д.
- Цель общения. Ради чего человек вступает в контакт.
- Способ передачи информации. То есть способами общения могут быть слова, жесты, переписка, обмен голосовыми или видеосообщениями. Вариантов масса.
Еще одним отдельным аспектом стоит выделить компетентность в общении. Это очень коварное понятие, ведь успешная коммуникация состоит из множества элементов, причем их список может меняться от ситуации к ситуации, поэтому о компетентности можно говорить только относительно какого-то одного умения. А вот способность слушать во всех коммуникативных умениях занимает почетное первое место.
Функции общения
В зависимости от того, с какой точки зрения рассматривать процесс коммуникации, можно выделить несколько функций. Согласно В. Панферову, их шесть:
- Коммуникативная – определяет взаимосвязь людей на уровне межличностного, группового или общественного взаимодействия.
- Информационная – передача, обмен информацией.
- Когнитивная – осмысление информации на основе воображения и фантазии.
- Эмотивная – проявление эмоциональной связи.
- Конативная – коррекция взаимных позиций.
- Креативная – формирование между людьми новых отношений, то есть их развитие.
Согласно другим источникам, процесс общения выполняет только четыре функции:
- Инструментальную. Процесс общения является социальным механизмом передачи информации, которая необходимая для совершения необходимых действий.
- Синдикативную. Процесс коммуникации объединяет людей.
- Самовыражения. Общение помогает улучшать взаимопонимание в психологическом контексте.
- Трансляционную. Передача оценок и форм деятельности.
Структура общения
Процесс передачи информационных сообщений состоит из трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной.
Коммуникативная сторона заключается в обмене информацией между людьми и пониманием сказанного. В этом вопросе человек должен уметь отличить хорошую информацию от плохой. В этике и психологии общения речь является способом внушения, суггестии. В процессе коммуникации выделяют три вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. В процессе избегания человек старается всячески уклониться от контакта с собеседником. Он может не слушать, быть невнимательным, отвлекаться и не смотреть на собеседника. Избегая общения, индивид может попросту не явиться на встречу.
Также человеку свойственно делить коммуникаторов на авторитетных и нет. Обозначив круг авторитетов, индивид прислушивается только к их словам, игнорируя остальных. Также защититься от опасной информации человек может, изобразив полное непонимание переданного сообщения.
Привлечение внимания
В процессе коммуникации люди часто сталкиваются с барьерами общения. Каждому индивиду важно, чтобы его слушали и слышали, поэтому крайне необходимо удерживать внимание реципиентов. Первое, с чем сталкивается человек в процессе общения – проблема с привлечением внимания. Решить ее можно используя такие приемы общения:
- «Нейтральная фраза». Человек может произнести фразу, никак не связанную с основной темой беседы, но ценную для присутствующих.
- «Завлечение». Говорящему стоит очень тихо и непонятно произнести фразу, это заставит окружающих прислушаться к его словам.
- «Зрительный контакт». Если пристально глядеть на человека, то его внимание будет полностью сосредоточено. Когда человек избегает взгляда, он дает понять, что не желает вступать в контакт.
Барьеры в общении могут быть представлены в виде шума, освещения или желания реципиента поскорее вступить в беседу, поэтому нужно научиться «изолировать» собеседника от этих факторов.
Интерактивная и перцептивная сторона общения
Вступая в процесс коммуникации, важно понимать, какую позицию занимают присутствующие относительно друг друга. Психолог Э. Берн говорил, что вступая в контакт, человек находится в одном из базовых состояний: ребенок, родитель или взрослый. Состояние «ребенка» определяется такими качествами, как повышенная эмоциональность, игривость, подвижность, то есть проявляется весь спектр установок, выработанных с детства. «Взрослый» уделяет внимание настоящей действительности, поэтому он внимательно слушает партнера. «Родители» обычно критичные, снисходительные и надменные, это особое состояние ЭГО, с которым ничего не поделаешь. Поэтому выбор способа общения и его успех зависят от того, кто принимает участие в разговоре и насколько их ЭГО соответствует друг другу.
Перцептивная сторона вопроса заставляет задуматься о процессе восприятия друг друга и установлении взаимопонимания. Не зря в народе говорят, что «по одежке встречают». Исследования показали, что люди склонны считать привлекательного человека более умным, интересным и находчивым, а неопрятного индивида обычно недооценивают. Такая ошибка в восприятии собеседника называется фактором привлекательности. В зависимости от того, кого коммуникатор считает привлекательным, формируется его стиль общения.
Психологические исследования показали, что не только внешний вид, но и жесты и мимика несут информацию об эмоциональном состоянии человека и его отношении к происходящему. Чтобы понимать своего оппонента в общении, нужны не только знания и опыт ведения разговора, но и психологическая направленность на оппонента. Проще говоря, в культуре общения должно присутствовать такое понятие, как эмпатия – способность поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию с его точки зрения.
Средства общения
Естественно, основным средством общения является язык – особая система знаков. Знаки – это материальные объекты. В них вкладывается некое содержание, которое выступает их значением. Люди учатся разговаривать, усваивая эти значения знаков. Это и есть язык общения. Все знаки можно поделить на две большие группы: интенциональные (специально созданные для передачи информации), неинтенциональные (выдают информацию непреднамеренно). Обычно к неинтенциональным относят эмоции, акцент, мимику и жесты, говорящие о самом человеке.
В уроках общения часто акцентируют внимание на том, что нужно научиться познавать другого человека. Для этого используют механизмы идентификации, эмпатии и рефлексии. Самый простой способ понять собеседника – идентификация, то есть уподобление себя ему. Во время коммуникации люди часто используют этот прием.
Эмпатия – способность понимать эмоциональное состояние другого. Но очень часто процесс понимания осложняется рефлексией – знанием того, как оппонент понимает коммуникатора, то есть своеобразными зеркальными отношениями между людьми.
Также в процессе передачи информации важно воздействовать на реципиента. К основным видам воздействия относятся такие стили общения:
- Заражение – это бессознательная передача другому своего эмоционального состояния.
- Внушение – направленное воздействие на индивида с целью принять другую точку зрения.
- Убеждение – в отличие от внушения, это воздействие подкреплено весомыми аргументами.
- Подражание – коммуникатор воспроизводит черты поведения реципиента, чаще всего копирует его позу и жесты. На подсознательном уровне такое поведение вызывает доверительные отношения.
Типы общения
В психологии существуют разнообразные виды общения. С одной стороны, их делят в соответствии с обстановкой, в которой находятся собеседники. Так, определяют прямую и опосредованную коммуникацию, групповое и межгрупповое общение, межличностное, терапевтическое, массовое, криминогенное, интимное, доверительное, конфликтное, личное, деловое. С другой стороны, типы общения определяются таким образом:
- «Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует намерение понять оппонента. При контакте используются стандартные «маски» скромности, вежливости, безразличия и т. д. То есть используется весь спектр действий, позволяющий скрыть истинные эмоции.
- Примитивное общение – в процессе взаимодействия человека оценивают с точки зрения нужности или ненужности. Если индивида посчитают «нужным», то с ним начнут активно вести беседу, в противном случае будут игнорировать.
- Формальное общение – этот вид коммуникации полностью регламентирован. Здесь не нужно знать личность собеседника, ведь все общение базируется вокруг его социального статуса.
- Деловое общение – здесь человеку как личности хоть и уделяют внимание, но все же дело превыше всего.
- Духовная коммуникация – общение между людьми, которые хорошо знают друг друга, могут предвидеть реакции собеседника, учитывают интересы и убеждения своего оппонента.
- Манипулятивная коммуникация – основная цель такого общения состоит в извлечении выгоды из собеседника.
- Светское общение – в подобном процессе люди говорят то, что положено говорить в подобных случаях, а не то, что они в действительности думают. Они могут часами обсуждать погоду, высокое искусство или классическую музыку, даже если эти темы никому не интересны.
Этика общения
Процесс коммуникации в разных кругах строится по-разному. В неформальной обстановке люди общаются так, как им хочется, не особо задумываясь о чистоте и грамотности речи. Например, во время общения сверстников могут звучать жаргонизмы, понятные только им.
В некоторых кругах общение регламентировано набором норм и правил, которые именуются этикой общения. Это моральная, нравственно-этическая сторона коммуникации, включающая в себя искусство ведения разговора, когда в процессе коммуникации применяются особые техники. Проще говоря, это свод правил, которые помогут показать себя с лучшей стороны в соответствующей обстановке, объясняя, что можно и что нельзя делать.
Этика напрямую связана с понятием культуры общения. Культурный разговор позволяет показать свою образованность, незаангажированность, воспитанность. Особое внимание в этом вопросе уделяют культуре речи и умению слушать. Благодаря культурному общению можно сразу определить высокоразвитого человека. Ведь с тем, у кого скудный словарный запас и в каждом предложении присутствует по несколько слов-паразитов, и так все понятно.
Правила коммуникации
Значение общения проявляется в возможности обмениваться идеями, информацией, эмоциями и формировать представление о себе. Успеха в этой области можно достичь, если следовать общепринятым правилам коммуникации.
Во-первых, нужно обратить внимание на пунктуальность, без нее сложно построить какие-либо отношения. Очень важно всегда отвечать за свои слова, выполнять в срок обещанные задания. Ведь общение – это не только кратковременный «пинг-понг в слова», а планомерное и целенаправленное создание благоприятного образа. Согласитесь, никто не станет слушать «пустомелю», который никогда не отвечает за свои слова.
Во-вторых, излишняя болтливость портит имидж. Человек должен различать не только плохую и хорошую информацию, но общедоступную и конфиденциальную. Нужно обладать минимальным тактом, чтобы понять, какие сообщения можно бесконечно передавать из уст в уста, а какие лучше намертво похоронить на задворках памяти.
В-третьих, нужно быть доброжелательным. Вежливость, хорошие манеры и положительный настрой никто не отменял в XXI веке. Эти качества располагают собеседников к человеку, и общение становится более открытым. Если коммуникатор будет проявлять излишнюю эмоциональность или скрытность, он только оттолкнет от себя собеседников. Психологи уже давно заметили, что если люди наблюдают за спором, то они наверняка примут сторону того, кто держится более спокойно. Не зря говорят, что в спокойствии сила. Вывод только один: если доброжелательно подавать информацию и вежливо отвечать на вопросы, то не придется прилагать дополнительных усилий, чтобы убедить окружающих в своей правоте, а ведь в этом зачастую и состоит основная цель общения.
Внимательность и другие методы
Самое главное качество, которое должен развить в себе человек для успешного ведения диалога – это умение слушать. Только научившись слушать и вникать в проблемы других людей, можно любую ситуацию сделать взаимовыгодной. Результаты приложенных усилий значительно улучшатся, если индивид научится согласовывать свои желания с потребностями других.
В общении обе стороны оказывают друг на друга очень сложное влияние, поэтому часто приходится прибегать к методам убеждения, внушения и принуждения. Наиболее рационально и лояльно убедить человека в своей правоте можно, если привести весомые аргументы и на их основе предоставить логические выводы, а уже на основании полученной информации собеседник может принять самостоятельное решение. Как показывает практика, такой подход приносит вполне ожидаемые результаты. Только в редких случаях человек остается при своем мнении.
В процессе внушения собеседник принимает информацию на веру, а насколько это эффективно, показывает время и качество информации. Поверив в очередную небылицу, человек попросту разочаруется в людях и больше никогда не изменит свою точку зрения, даже если от этого будут зависеть важные вещи.
Самым малоэффективным считается метод принуждения, который заставляет человека действовать вопреки своим желаниям. В конечном счете собеседник все равно поступит по-своему, изменив решение в последний момент.
Хоть человек каждый день принимает участие в процессе коммуникации, он все равно будет сталкиваться с проблемами. Один из психологов когда-то предположил, что если пересадить всю нервную систему от одного человека другому, то каждый из них узнает окружающий мир примерно на 30%. Каждый из нас по-своему смотрит на мир, имеет свою систему ценностей. Поэтому очень часто в разговоре одинаковые слова могут вызвать разногласия, так как люди воспринимают их «со своей колокольни», что и приводит к конфликтам. Поэтому нужно научиться смотреть на мир глазами собеседника, тогда в любом разговоре можно будет достигнуть взаимопонимания.