Водоплавающие птицы – термин не научный, а, скорее, любительский. Согласно ему птицы объединены общим названием, исходя из общего для них образа жизни. Это то же самое, если объединить общим термином «морские животные» китов, медуз и рыб, которые согласно общепринятой научной классификации относятся к разным таксономическим группам.
Водоплавающими считаются птицы, которые умеют держаться на поверхности воды. Таким образом, далеко не все птицы, ведущие водный образ жизни и добывающие пропитание в водоемах, относятся к водоплавающим. Яркое подтверждение этому – журавли и аисты. Пищу они добывают преимущественно на мелководье – на болотах или в прибрежной полосе озер. Им нет необходимости осваивать искусство держаться на воде, так как пищу они хватают длинным клювом. Поэтому нет у них особенности строения ноги, характерной для водоплавающих птиц – перепонок между пальцами, которые играют роль ласт.Другая отличительная особенность, которую имеют водоплавающие птицы – плотное оперение и наличие особой сальной железы, секрет которой должен смазывать перья, предотвращая их от намокания.
Водоплавающие птицы – или хищники, или всеядные. «Строгих вегетарианцев» среди них нет. Каждый вид «специализируется» на своем корме, поэтому разные водоплавающие птицы вполне спокойно делят одно болото, озеро или участок поверхности моря, занимая видовую экологическую нишу.
Чайки, например, хватают рыбу с поверхности воды, бакланы ныряют за ней на глубину с высоты полета, а утки-нырки ныряют с поверхности воды. Некоторые виды при добывании пищи только погружают в воду голову.
И тут уж все зависит от длины шеи. Лебедь способен ухватить пищу с довольно значительной глубины, а утка, не относящаяся к ныркам – с гораздо меньшей. И все сыты, и никто ни к кому не в претензии.В России регионом, где водоплавающая птица всегда имелась в огромных количествах, является Заполярье, Дальний Восток и прилегающие к ним территории. Придерживающиеся традиционного быта коренные народы севера в сезон охоты заготавливали таких птиц буквально тысячами. Потом их коптили, солили, замораживали на ледниках и питались их мясом в долгую полярную зиму.
Современный север, по свидетельству северян, стал значительно беднее в этом отношении, причем положение изменилось примерно в последние двадцать пять - тридцать лет. Что тому виной – то ли неконтролируемая охота, то ли уничтожение мест гнездовий, то ли еще какой-то неучтенный фактор – орнитологи пока не выяснили.
Да и определить, насколько снизилось поголовье, не представляется возможным. Хотя птиц, на взгляд северян, стало меньше, количество их все еще настолько велико, что слабо поддается учету. То есть «меньше» является субъективно-оценочным, а в цифрах никто не может определить, как же это «меньше» выглядит.Поймы крупных рек также являются местами, где обитает много водоплавающих птиц, хотя и в меньших количествах, чем на Севере. И если на реках малонаселенной Сибири птицам раздолье, то в европейской части страны, где плотность населения значительно выше, на их численность напрямую влияет человеческий фактор в виде банальной охоты, в том числе браконьерской.
Большое значение имеют и техногенные катастрофы, да и просто хозяйственная деятельность человека, которая часто уничтожает места, где традиционно проживают водоплавающие птицы. Фото гибнущих от разлива нефти чаек и иные подобные «прелести» давно стали обыденностью экологических фотовыставок. Увы…