Система – это связи и отношения, образующие определенное единство элементов между собой. На основании ее законов формируются принципы менеджмента. Существует более 200 определений для этого термина, но каждое из них несет в себе единственное значение – это управление. Его упрощенно можно представить в виде контура, который содержит две подсистемы. Одна из них является субъектом, вторая –
объектом.Объект управления в менеджменте – это подсистема, получающая управленческие команды от субъекта и функционирующая в соответствии с ними. Между управляющими и управляемыми обязательным условием является взаимодействие. Заключается оно в ряде факторов.
Связь
Любая организация имеет свою систему коммуникаций, которая обеспечивает обмен информацией. Субъектом собираются, воспринимаются и анализируются сведения о деятельности объекта управления и ее результатах. После этого выносятся решения, их преобразуют в сигналы, которые определяют дальнейшее функционирование управляемой подсистемы.
Передача информации от объекта к субъекту – связь обратная. Выражается она в
отчетах, сообщениях и т. д. Процесс передачи сведений от управляющей подсистемы к управляемой называют прямой связью. Выражается она в приказах, распоряжениях, указаниях, командах. Информация по обоим видам связи должна быть полной и достоверной. Только тогда управление не теряет своей эффективности.Мотивы и стимулы
Важными факторами взаимодействия подсистем являются рычаги управления. Под ними часто рассматриваются мотивация и стимулирование. Не стоит путать между собой эти два метода. Объект управления осознано выбирает тот или иной вид деятельности и полностью удовлетворяет им свои основные потребности – это мотивация. Направлена она на процесс изменения существующего положения. Если по мере удовлетворения потребностей объекта управления мотивация не ослабевает, то ее можно считать действенной.
Закрепляет существующее положение стимулирование. Оно несет в себе нравственную, социальную и экономическую функцию. При этом может быть позитивным и негативным. Объект управления позиционирует стимул как возможность получения дополнительных благ или как их утрату.Механизмы мотивирования и стимулирования необходимо формировать на ситуационной основе. Для этого в мировой практике управления существует большой арсенал различных средств.
Субъект – он же объект управления
Объект управления часто является одновременно и субъектом. Рассмотрим такое преобразование на примере организации. Директор, главный инженер, начальники цехов – это управляющая подсистема. Специалисты, рабочие – управляемая. Но в тоже время, объект управления – это и директор, и главный инженер, так по отношению к ним субъектом выступают органы законодательной и судебной власти.
Для торговых предприятий управляющей подсистемой является заведующий магазином, управляемой – отделы, секции. Их руководители - это субъекты для продавцов, консультантов, кассиров.