Многие ведущие философы и историки искали объяснение самобытного развития отдельных регионов, стран, культур, а также всего человечества в целом. Данным вопросом интересовались такие ученые, как О. Шпенглер, В Щубарт, Н. Данилевкий, Ф. Нортроп и другие. К наиболее представительным и интересным теориям цивилизационных культур относятся работы А. Тойнби. Его теория локальных цивилизаций многими признается шедевром макросоциологии.
Свое исследование он основывает на утверждении, что реальным объектом исследования должны быть социумы, которые имеют намного большую протяженность в пространстве и срок жизни, чем обыкновенные национальные государства. Такое общество - локальная цивилизация.Развившихся цивилизационных культур насчитывается более 20. К ним относятся: западная православная русская, православная византийская, античная, индийская, арабская, шумерская, китайская, египетская, андская, мексиканская, хеттская и другие цивилизации. Тойнби также делает акцент на пяти «мертворожденных», а также четырех цивилизациях, которые остановились в развитии – момадическая, эскимосская, спартанская и оттоманская. Интересно, почему одни культуры динамично развиваются, а другие останавливаются в развитии на ранних стадиях своего существования.
Одна локальная цивилизационная культура может порождать другие. Например, Древняя Греция обусловила появление западной, православной русской и современной православной греческой культур. Если цивилизация утрачивает свое культурное и творческое ядро, то это приводит к её гибели. Культура является жизнеспособной до тех пор, пока может адекватно отвечать на внешние вызовы, которые угрожают её существованию.
Теория локальных цивилизаций Тойнби призывает отказаться от «западноцентристских» взглядов и перестать считать культуры, которые непонятны для западного общества и не вписываются в его мировосприятие, «отсталыми» или «варварскими».