Космический корабль: преодолеть земное притяжение

Космический корабль, пожалуй, - самое значимое изобретение в истории человечества. Это настоящий научный и технологический прорыв, позволивший нам прикоснуться к тайнам Вселенной и познать мир за пределами нашей родной планеты. Человеческой цивилизации на протяжении всей ее истории пришлось пройти длинный и тернистый путь, исполненный ошибок и неудач, венцом которого стало преодоление земного притяжения и выход в околоземное пространство. Космический корабль стал символом и вершиной технологического гения землян.

Космический корабль

Кроме того, эти летательные аппараты являются своеобразной «ярмаркой тщеславия» самых передовых и развитых держав мира. При создании любого космического корабля используются все лучшие достижения человечества – самые прогрессивные разработки, технологии и материалы. Бортовое оборудование таких аппаратов всегда наисовременнейшее. Часто космический корабль является полигоном для испытания последних открытий и изобретений.

Не так давно, во времена «холодной войны», космические исследования были ареной жесткой конкуренции, напряженного соперничества и даже военно-политического противостояния двух мировых супердержав – Соединенных Штатов и Советского Союза. И весьма символично, что именно русский человек стал первым покорителем враждебного человеку космического пространства. Значение этого события для общей истории человечества невозможно переоценить.

Совсем небольшим сроком мы отделены от золотой даты, положившей начало новой эпохе развития человечества – 12-го апреля 1961-го года, когда легендарный космический корабль «Восток», пилотируемый Юрием Гагариным, штурмовал околоземное пространство. И хоть с тех пор в космосе побывали десятки пилотируемых аппаратов, но именно первый полет стал предвестником новой эры человечества.

Космический корабль в современной трактовке – это аппарат, который предназначен для доставки космонавтов в космическое пространство с последующим их возвращением обратно на Землю. Поэтому и технические требования к космическим кораблям предъявляются гораздо более жесткие, чем к непилотируемым исследовательским аппаратам. Главной задачей конструкторов здесь является создание таких условий полета, которые будут безопасны для людей.

Космический корабль Восток

Аппарат, которому предстоит на несколько часов или суток стать домом космонавтов, должен иметь совершенные системы не только навигации и управления, но и жизнеобеспечения. Все это в полной мере было присуще «Востоку», который выводила на орбиту ракета-носитель с одноименным названием. Полная предстартовая масса комплекса составляла 287 тонн.

Конструкционно этот аппарат состоял из двух модулей – спускаемой капсулы и приборного отсека. Первая имела шарообразную обтекаемую форму, что значительно уменьшало перегрузки при прохождении плотных слоев атмосферы. Герметичный корпус корабля был изготовлен из высокопрочного алюминиевого сплава. Внутри спускаемой капсулы, где космонавтам предстояло провести весь полет, конструкторы разместили только самые необходимые системы жизнеобеспечения и управления. Все остальное находилось в приборном отсеке. Внутренний объем спускаемого модуля составлял 1,6 м3. Также здесь находилась система терморегуляции, содержавшая жидкостно-воздушный теплообменник. «Восток» был самой совершенной техникой своего времени. В нем сосредоточилась вся передовая советская инженерно-конструкторская мысль и была использована масса секретных разработок.

Космический корабль «Союз», пришедший на смену легендарному «Востоку» и первому многоместному аппарату – «Восходу», был еще более совершенен в техническом отношении. Он по всем параметрам значительно превосходил аналогичные летательные аппараты «вероятного противника» (а на самом деле вполне конкретного).

Космический корабль Союз

На кораблях этого типа впервые были осуществлены такие сложнейшие технические операции, как маневрирование в условиях открытого космоса, ручная стыковка, отработка новейшей системы управляемых спусков, впервые был апробирована технология обмена космонавтами между кораблями и множество других не менее сложных мероприятий.

«Союз», насчитывавший уже три автономных модуля – приборно-агрегатный отсек, орбитальную часть и традиционную спускаемую капсулу, внес грандиозный вклад в исследование и покорение космических просторов. При всем многообразии и совершенстве современной космической техники не стоит забывать, что человечество находится только в начале большого пути к звездам.