Мотоцикл Ява-250 – чешское чудо

Чехословакия уже в двадцатые-тридцатые годы была промышленно развитой страной, ее заводы производили большое количество транспортных средств и другой техники как мирного, так и военного назначения. Впрочем, и ранее, в эпоху существования Австро-Венгрии, эта страна была кузницей империи.

Наличие квалифицированных кадров и опыта производства сложных механических устройств стали движущими силами для развития машиностроения. Одна из фирм, созданных в конце двадцатых годов, получила название «Ява». К экзотическому острову оно не имело отношения, просто ее хозяин решил увековечить собственную фамилию Янечек в сочетании с моделью прототипа выпускаемого мотоцикла «Вандерер», вот и получилось «Jawa». Собственных разработок в первое десятилетие предприятие не вело, выпуская байки, разработанные Джорджем Патчеттом, инженером из Англии.

ява 250

Во время немецкой оккупации сотрудники завода «Ява» работали на вермахт, по мере сил саботируя выполнение заказов, и одновременно продолжали проектировать образцы техники, предназначенной для послевоенной жизни.

И вот 1946 год, парижская выставка, и на ней триумф. Мотоцикл Jawa -250, оборудованный гидравлическими амортизаторами, автоматическим отключением сцепления при переключении передач, рамой новой конструкции, ящиком для хранения инструментов и другими новшествами, вызывает огромный интерес посетителей. Эта модель стала базовой для модельной серии этой фирмы с объемом двигателя в 250 «кубиков».

Ява-250 в огромных количествах поставлялась в СССР. Этот мощный мотоцикл имел двигатель в 17 «лошадок» и был очень надежным. Производился он до 1974 года, затем его сменила следующая - 350-я - модель с двумя цилиндрами, боле приспособленная к нашим дорогам и климатическим условиям.

мотоцикл ява 250

Мотоцикл Ява-250 значительно превосходил по своим эксплуатационным характеристикам советские аналоги - Уралы, Ковровцы, Ижи, но, как любая другая транспортная техника, требовал ухода. после приобретения нового аппарата следовало его обкатать в щадящем режиме на разбавленном особым маслом бензине первые пару тысяч километров, для того чтобы поршни хорошо приработались к цилиндрам.

Приятным обстоятельством в стране всеобщего дефицита было наличие запасных частей и дополнительных комплектующих для того, что сегодня называют "тюнингом". В тех же «Спорттоварах», где продавались мотоциклы Ява-250, лежали на прилавках и «прибамбасы» к ним - противотуманки, прозрачные стекла, устанавливаемые на руль, и стальные дуги. Для тех, кто желал ознакомиться с новинками предприятия-изготовителя, а также с тонкостями техобслуживания этих мотоциклов, в киосках "Союзпечати" продавали журналы «Мото-ревю», издаваемые в Чехословакии. Стоила эта литература немало - 2 рубля, но разлеталась она мгновенно, шутка ли сказать, по дорогам нашей страны по состоянию на 1976 год странствовал миллион экземпляров байков этой марки.

jawa 250

Кстати, о ценах. После денежной реформы 1961 года Ява-250 стоила 520 полновесных советских рублей, а до нее, соответственно, 5 200. Сумма солидная, для сравнения: Ковровец «тянул» на двести пятьдесят, а средняя зарплата составляла менее сотни. Если прикинуть затраты в сопоставимых ценах, то купить такой мотоцикл, конечно, было можно, но откладывать деньги на него приходилось долго.

И еще, Ява-250 очень красива. Плавные обводы, хромированные поверхности выхлопных труб и боковин бензобака, элегантно сочетающиеся с черной или красной цветовой гаммой не оставляли равнодушным любого, чей взгляд падал на эту стремительную машину.

И сегодня у этого мотоцикла есть свои поклонники-фанаты, тратящие время и деньги на то, чтобы в конце концов с гордостью промчаться на нем по дороге, удивляя и восхищая всех, даже обладателей самых дорогих и современных байков.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Все мотоцыклы и мопеды Ява были отлично сделаны и служили верой и правдой. Союз был не только главным потребителем но и испытательным полигоном. Например та же Ява 250 первых выпусков имела врожденный дефект двигателя с одним подшипником на каждой стороне вала. Наши любители технари сразу разобрались в чем дело и вскоре пошли новые, вечные, двигатели. Не забывайте что тогда шоссе с асфальтом в нашем теперишнем понимании было редкостью, например от Москвы до Сочи были участки по 50-80 км с булыжн
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.