Историческая школа права: причины возникновения, представители, основные идеи

Вторая половина XVIII – начало XIX вв. – это время, когда самое пристальное внимание уделялось проблеме права, его появлению и развитию, его влиянию на становление человека и на историю отдельных государств. Особое значение в развернувшейся острой полемике занимала историческая школа права, наиболее известными представителями которой были немецкие ученые Г. Гуго, Г. Пухта и К. Савиньи.

Историческая школа права

Свою деятельность эти ученые начали с критики, которой были подвергнуты естественно-правовые концепции происхождения права. Г. Гуго и К. Савиньи доказывали, что нет никакой необходимости призывать к коренному изменению существующих порядков. По их мнению, для любого человека и общества нормальным состоянием является стабильность, а не постоянные эксперименты, имеющие своей целью принятие более прогрессивных законов, которые должны коренным образом изменить природу человека.

Историческая школа права основывалась на положении о том, что этот важнейший институт ни в коем случае нельзя рассматривать как навязанные сверху установки, которым общество вынуждено следовать.

Концепция происхождения права
Естественно, при формировании правового пространства, государство играет определенную роль, однако далеко не ему принадлежит в этом деле решающее значение. Правовые нормы как основной регулятор жизни общества возникают неожиданно, в их появлении очень трудно найти какое-то логическое обоснование. Право возникает спонтанно, через постоянное взаимодействие людей друг с другом, когда те или иные запретительные или обязывающие нормы начинают носить общепризнанный характер. В этом случае законы, принимаемые государством, это всего лишь заключительный акт по приданию правовым нормам юридической силы.

Учение Гегеля

Историческая школа права, а точнее, ее представители, одними из первых подняли вопрос о том, что развитие правовых норм в обществе носит объективный характер, оно не зависит от желаний отдельных, даже весьма влиятельных людей. В то же время и повлиять на это развитие обычные люди не в состоянии, так как все изменения накапливаются крайне медленно. Отсюда и вывод, который был сделан К. Савиньи: никаких прав на насильственное изменение существующего порядка вещей народ не имеет. Он должен стараться подстроиться под существующие условия, даже если они противоречат его натуре.

Еще одной особенностью данной концепции развития права было то, что немецкие ученые впервые постарались связать национальные особенности и различия в системе права. Согласно их концепции, право развивается вместе с развитием самого народа, более того, в правовых нормах сказываются особенности того или иного национального духа. Таким образом, историческая школа права хотела показать неприменимость произвольного переноса правовых норм из одного государства в другое. По мнению ученых, такое заимствование способно лишь создать новый очаг напряженности в обществе.

Историческая школа права, несмотря на весьма серьезную критику как со стороны современников, так и представителей последующих поколений, оказала весьма заметное влияние на развитие общественной мысли. В частности, учение Гегеля о праве во многом базируется на его понимании этого института как постоянно развивающегося явления, имеющего вполне определенные исторические корни.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.