Раннее развитие необыкновенно популярно в последнее время. Малышей начинают развивать чуть ли не с роддома, и к пяти годам они должны бы стать просто академиками. На это и рассчитывают родители, увлеченные ранним развитием ребенка.
Приведем два варианта развития малыша: максимальный и минимальный.
Под максимальным вариантом понимаются наилучшие результаты, которых можно добиться от ребенка, применяя к нему всевозможные развивающие методики. То есть это то, что должен знать ребенок в 5 лет при условии, что с ним постоянно занимаются.
Минимальный вариант – требование педиатров к психическому развитию ребенка. Если ребенок не справляется с минимальными требованиями, его считают неполноценным.
Сам малыш при этом должен быть здоров, адекватен. Неврологических проблем у него быть не должно.
Ранние методики развития
Пожалуй, самой ранней методикой можно считать разработку Глена Домана, американского врача–дефектолога. Он предлагает начинать заниматься с малышом сразу после выхода из периода новорожденности. Ребенку показывают карточки и называют то, что на них нарисовано. Карточки подобраны сериями: животные (зоология), растения (ботаника) или, например, флаги разных стран.
Эти серии в дальнейшем следуют одна за другой, информация нарастает. Примерно в три года к ним добавляются занятия музыкой (обычно это скрипка). Что должен знать ребенок в 5 лет, занимаясь по этой программе?
Обычно в данном возрасте дети уже освоили несколько дисциплин, знают несколько европейских языков, играют на музыкальных инструментах и выполняют замысловатые гимнастические упражнения.
Без ранних методик развития
Не все считают, что главное в жизни интеллект и образованность. Не все готовы и хотят заниматься с ребенком постоянно и разными дисциплинами. Некоторых детей воспитывают традиционно, по-дедовски. А это значит, что никаких умных книг, энциклопедий и иностранных языков в жизни малыша не будет. 5 лет ребенку, а он может не знать букв. Но зато способен выучить наизусть любимую сказку!
Что должен знать ребенок в 5 лет по минимуму? Он должен знать основные цвета и геометрические фигуры, строить согласованные и законченные предложения на своем родном языке, уметь нарисовать человека. Развитие ребенка 5 лет, при условии непланомерных занятий, может дать и такие, скромные с виду, результаты.
На первый взгляд кажется, что между молодым американцем с несколькими языками, скрипкой и малышом, воспитанным бабушкой – громадная разница. Действительно, эта разница есть, но ответ на вопрос: «что же лучше?» неоднозначный.
Так что должен знать ребенок в 5 лет и чем грозят недостаточные знания?
Детство – особая пора, когда мир вокруг яркий и повсюду растут ромашки. Первые несколько лет жизни даны ребенку не зря. И не зря ограничены его возможности к обучению в этом возрасте. Поглощая тонны информации, ребенок не сможет ее пропустить через свое сознание полноценно. Она не становится частью его мира, а остается лишь чем-то, что навязано искусственно.
Ребенок, которому бабушка рассказывала сказки, а не демонстрировала карточки каждые полчаса, будет спокойным и психически устойчивым человеком. А это самое главное.