В самом широком смысле иррационализм - это философское учение, которое ограничивает, принижает либо же и вовсе отрицает роль разума как основного и решающего компонента в познании. Это течение выдвигает на первые планы и ряды другие виды и разновидности человеческих способностей - озарение, воображение, чувства, инстинкты, интуицию, созерцание и так далее, и тому подобное.
Как правило, иррационализм - это идеалистическое учение, признающее основой всего мироздания не разум, а кое-что другое. В основном тут есть три варианта. Первый – это постановка во главу угла абсолютизированных возможностей человеческого сознания и подсознания (иррационализм Шопенгауэра). Второй – признание бога как трансцендентной непознаваемой сущности, которая стоит выше способностей разума и может быть познаваема только в процессе некоего мистического единения. Третий вариант состоит в том, что иррационализм – это так называемое «непознаваемое», которое в принципе априори недоступно для осознания человеческим разумом, хотя лежит в основе сознания и может проявляться теми или иными способами. Данное мнение развивали в своих трудах Кант, Франк и Спенсер.
Иррационализм - это понижение роли рационального сознания и разума. В своей крайней точке он близок к агностицизму. Однако агностицизм акцентирует внимание на абсолютной принципиальной непознаваемости всего мира. Отправной точкой же для такого философского течения, как иррационализм, служил скептицизм. Пиррон, основатель этой философской школы, говорит о том, что все вещи в равной степени являются неисследуемыми, неопределимыми и неразличимыми. Как следствие, ни одно мнение или суждение не может быть ни ложным, ни истинным. К скептицизму (а значит, и к такому течению, как иррационализм в философии) прямое отношение имеют такие философские доктрины и концепции, как релятивизм (учение об условности и относительности сознания и познания) и нигилизм (отрицание общепризнанного).
В средние века именно иррационализм являлся основой всей философии и теологии. Схоластика и христианский мистицизм на основе концепций Иоганна Экхарта и Бернара Клеросского считали, что рационально познать Господа Бога нельзя, но можно его мистически созерцать. Уже начиная с Ренессанса, можно было сказать, что иррационализм – это антипод и антитеза возникшему реализму. В то время идеи иррационального воззрения можно было качественно разделить на три основные группы:
- Иррационализм как реакция на панлогизм и рационализм Гегеля.
- Экзистенциализм как учение о несводимости личности человека к одному только интеллекту.
- Критическое отношение к интеллектуальным способностям человека, которое берет свое начало еще в античном скептизицме.
В это же время берет начало и ответвление иррационализма, позднее ставшее самостоятельным течением, - упомянутый выше экзистенциализм, который развивал идеи о том, что сущность и личность человека – это не интеллект, а некая экзистенция, которую невозможно выразить, однако можно описать с помощью эмоциональной и иррациональной стороны человеческого разума.