Развитие ребенка после года: важные этапы и особенности

Первый год жизни ребенка - время бурного развития. А что же происходит дальше, после достижения им возраста в 12 месяцев? Какие важные вехи ждут малыша на пути к самостоятельности и как родителям помочь ему в этом? Давайте разберемся.

Физическое развитие ребенка после года

После года темпы роста ребенка несколько замедляются по сравнению с первым годом жизни, однако физическое развитие продолжается активно. В среднем прибавка массы тела в год составляет 2-3 кг, длины тела - около 10 см.

Мальчики в среднем опережают девочек на 2 см в росте и на 1-2 кг в весе.

Происходят важные изменения в развитии костно-мышечной системы:

  • Увеличивается подвижность суставов
  • Совершенствуются двигательные навыки: ходьба, бег, прыжки
  • Наращивается мышечная масса

Внутренние органы ребенка также интенсивно развиваются. Это касается в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Очень важный аспект в этот период - развитие мелкой моторики. Руки становятся более координированными в движениях. Малыш может захватывать мелкие предметы кончиками пальцев, переворачивать страницы книги. Это позволяет ему осваивать навыки самообслуживания:

  1. Держать ложку и есть самостоятельно
  2. Пить из чашки без посторонней помощи
  3. Пытаться одеваться и раздеваться при небольшой помощи взрослого

Чтобы стимулировать физическое развитие ребенка в этот период, родителям рекомендуется:

  • Регулярно гулять с малышом на свежем воздухе
  • Заниматься с ним физкультурой
  • Играть в подвижные игры (догонялки, прятки и др.)
  • Приобрести разнообразный спортинвентарь (мячи, обручи, кегли)

Сон и бодрствование

Полноценный сон крайне важен для развития детского организма. В возрасте 1-3 лет общая продолжительность сна должна составлять около 12-14 часов в сутки. При этом выделяют дневной и ночной сон.

Дневной сон длится около 1,5-2,5 часов. Многие дети в возрасте полутора лет переходят на один дневной сон.

Ночной сон становится более длительным и спокойным. Большинство малышей могут спать всю ночь без пробуждений.

Возраст Дневной сон Ночной сон
1 год 3 мес. 2-2,5 часа 10-12 часов
1 год 6 мес. 1,5-2 часа 11-12 часов
2 года 1-1,5 часа 11-13 часов

На качество сна влияет множество факторов: режим дня, двигательная активность, питание, эмоциональное состояние ребенка. Очень важно выдерживать режим, тогда переход от бодрствования ко сну и обратно будет происходить легко.

Питание ребенка после года

Ребенок (1 год)

После года организм ребенка растет не так быстро, как в первые месяцы жизни, поэтому потребность в калориях несколько снижается. Однако потребность в витаминах, минералах и других питательных веществах остается высокой.

Идеальной пищей для грудного ребенка является молоко матери, продолжайте грудное вскармливание максимально возможное время.

Рекомендуемая Всемирной организацией здравоохранения продолжительность исключительно грудного вскармливания составляет 6 месяцев. После этого следует вводить прикорм, но продолжать грудное вскармливание.

Решение о том, когда и как вводить прикорм, родителям лучше принимать после консультации со специалистом. Это позволит максимально учесть индивидуальные особенности ребенка.

К 1 году 3 месяцам у малыша возрастает способность пережевывать твердую пищу. Он с интересом пробует все новые продукты, предпочитая яркие на вкус и внешний вид. В этом возрасте дети уже хорошо едят самостоятельно ложкой. Чтобы облегчить процесс, рекомендуется:

  • Давать ложки с утолщенной ручкой
  • Использовать специальные клеенки
  • Выбирать нескользящую посуду с невысокими краями

Помощь взрослого при кормлении все еще необходима - для контроля за правильностью позы и дозированием еды. Но постепенно ребенок научится есть аккуратно и самостоятельно.

Речевое развитие ребенка после года

После года речевое развитие ребенка идет особенно активно. Его базовый словарный запас неуклонно пополняется. Если в 12 месяцев в среднем дети могут произносить около 5-10 слов, то к полутора годам это число увеличивается до 200-300.

В речи появляются не только существительные, обозначающие предметы, но и другие части речи - глаголы, наречия, прилагательные. Появляются первые попытки строить фразы. Сначала это "телеграфный стиль" из 2-3 слов, затем фразы становятся длиннее и разнообразнее по структуре.

Хотя пассивный словарь ребенка гораздо шире активного, родителям важно много разговаривать с малышом, вовлекать его в диалог. Это стимулирует развитие речи. Полезно сопровождать свои действия комментариями, а также читать ребенку стихи и детские книжки.

К 3 годам большинство детей могут строить простые распространенные предложения. Речь становится основным средством общения со взрослыми и сверстниками.

Познавательное и социальное развитие

Ребенок (1 год)

В возрасте после года активно развиваются когнитивные и социальные навыки ребенка. Растет его любознательность, стремление познавать окружающий мир.

В игровой деятельности появляются элементы сюжета и воображения. Если раньше малыши просто манипулировали с игрушками, то теперь они начинают разыгрывать целые сценки. Например, "кормят" куклу или мишку, возят машинку по полу.

У ребенка развивается интерес к творчеству. Он с удовольствием слушает детские песенки, рассматривает картинки в книгах, рисует каракули мелками и карандашами.

Формирование самосознания и навыков общения

Примерно в 2-3 года у детей начинает развиваться самосознание, понимание своего "я". Ребенок начинает употреблять местоимение "я", называть себя по имени, узнавать в зеркале.

Это важный период в становлении личности. Малыш осознает себя как отдельного человека, отличного от других людей. У него появляется потребность в личном пространстве и вещах (любимая игрушка, кружка и т.д.).

В общении со взрослым малыш становится более инициативным. Он обращается с просьбами, задает вопросы, делится впечатлениями.

Кризис трех лет и как его преодолеть

"Кризис трех лет" - это особый период в развитии ребенка, который наступает примерно в возрасте 2,5-3 лет. Его еще называют "возрастом упрямства и сказок". Часто в этот период дети начинают капризничать, бывают агрессивны по отношению к другим детям.

Причины такого поведения кроются в том, что ребенок осознает себя как отдельную личность со своими потребностями и желаниями. Ему необходимо отстаивать свою независимость и самостоятельность.

Чтобы помочь малышу благополучно пережить этот кризис, родителям важно проявлять понимание, терпение и последовательность в воспитании. Стараться объяснять правила поведения, поощрять ребенка за положительные поступки.

Подготовка к появлению нового ребенка

Если в семье ожидается пополнение и у ребенка скоро появится младший брат или сестра, это может вызывать ревность. Чтобы облегчить адаптацию старшего к новой роли, рекомендуется:

  • Много общаться с ребенком на эту тему, готовить его заранее
  • Придумать ему почетную роль помощника мамы
  • Уделять столько же внимания старшему ребенку, как и раньше

Эмоциональное развитие ребенка

На втором-третьем году жизни происходит активное эмоциональное развитие ребенка. Его интересы и предпочтения становятся более избирательными в зависимости от пола.

Мальчики чаще выбирают машинки, конструкторы, игры с мячом. Девочки предпочитают кукол, посуду, украшения. Хотя, конечно, могут наблюдаться и обратные тенденции.

Эмоциональный фон ребенка напрямую зависит от режима дня и окружения. Ребенок ярко выражает свои эмоции - радуется, плачет, смеется. При усталости или голоде может быть капризным.

Детские страхи и как с ними бороться

Многие дети в возрасте 2-3 лет подвержены возникновению страхов различного характера. Это может быть боязнь темноты, одиночества, сказочных персонажей и многое другое.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детские страхи, необходимо:

  • Выслушать ребенка, понять причину страха
  • Ни в коем случае не насмехаться над ним
  • Объяснить, что нет ничего опасного, при необходимости проверить вместе "страшное" место
  • Отвлечь игрой или занятиями

Поло-ролевая идентификация

К 3 годам у детей активно развивается поло-ролевая идентификация, то есть отождествление себя с представителями определенного пола и усвоение соответствующих моделей поведения.

Мальчики стараются подражать папе и другим мужчинам - изображают, что ремонтируют машину, строят дом. Девочки копируют маму, играют в дочки-матери.

Такие игры полезны для формирования гендерной идентичности. Но не стоит этому препятствовать, если ребенок проявляет интерес к занятиям, не свойственным для его пола.

Особенности общения с ребенком 2-3 лет

Общение взрослого с ребенком в этом возрасте имеет свою специфику. Малыш уже способен поддерживать небольшой диалог, отвечать на вопросы и сам их задавать. Вместе с тем его словарный запас все еще невелик.

Поэтому родителям следует говорить с детьми простыми фразами, не употребляя сложных слов и оборотов. Необходимо поощрять речевые попытки малыша, активно ему отвечать.

Развитие воображения и фантазии

В возрасте 2-3 лет активно развивается воображение и фантазия ребенка. Это проявляется прежде всего в игровой деятельности. Дети наделяют игрушки определенными качествами, придумывают им характер, историю.

Так, например, ребенок может сказать: "Это злая Баба Яга, она заколдовала Золушку". Или: "Этот мишка плохо себя вел, его надо наказать и лишить конфет". Такие игры полезны для умственного и речевого развития.

Развитие усидчивости и концентрации внимания

Если на втором году жизни внимание ребенка еще очень неустойчиво и быстро переключается, то к 3 годам постепенно развивается усидчивость и способность сосредоточиться на занятии.

Этому способствуют игры с правилами, складывание пазлов, раскрашивание картинок. Полезно ограничивать время для таких игр 5-10 минутами, затем переключать внимание ребенка на что-то другое.

Развитие мелкой моторики рук

Мелкая моторика активно совершенствуется в возрасте от 1 года до 3 лет. Ребенок учится более уверенно держать предметы в руке, перекладывать из одной руки в другую, раскладывать мелкие детали.

Чтобы стимулировать развитие мелкой моторики, рекомендуется играть с ребенком с мозаикой, пазлами, конструкторами. Полезно лепить, рисовать, работать с пластилином и тестом.

Приучение к горшку и самостоятельности

В возрасте около 2 лет у многих детей появляется готовность к приучению к горшку. Хотя варианты нормы здесь достаточно широки - от 1,5 до 3 лет.

В этот период ребенок начинает осознавать свои потребности и может их контролировать. Важно аккуратно и без принуждения приучать малыша проситься в туалет и пользоваться горшком самостоятельно.

Также следует поощрять попытки ребенка снимать и надевать отдельные элементы одежды, есть ложкой, умываться - это развивает навыки самообслуживания.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.