Независимость судейского корпуса - один из важнейших принципов и критериев правосудия. Правовые основания принципов независимости были приняты на 7 Конгрессе ООН, который рассматривал в 1985 году проблемы борьбы с преступностью и ее предупреждением. Затем эти положения неоднократно дополнялись и уточнялись различными международными и национальными правовыми актами.
Особое внимание в связи с этим следует обратить на ст. 120 Конституции России, где и изложен принцип независимости судей. Его сущность можно выразить таким образом: судьи в Российской Федерации независимы и не подчиняются никаким институтам, кроме Конституции и норм федерального права. Затем, после принятия новой редакции Конституции РФ, в законе, регулирующем правовое положение судейского корпуса, было отмечено, что судьи неподотчетны никому по вопросам осуществления ими правовой деятельности.
Смысл данного положения следует понимать как формирование таких условий для профессиональной деятельности судей, которые позволяли бы им принимать решения на основе законов и в соответствии со своими собственными убеждениями. Эти условия могут считаться реализованными только в том случае, когда суд, в соответствии с законом, автономен, и огражден от любого внешнего влияния.
Только в этом случае принцип независимости судей будет реально обеспечивать самостоятельность всей системы права.
Независимость судей выступает в качестве обязательного условия осуществления правосудия, которое будет избавлено от любых попыток давления со стороны физических лиц и организаций, включая органы власти самого государства. Принцип независимости судей предполагает, что в каждом своем решении суд руководствуется своим убеждением, основанном на законе и правосознании.
Независимость судей, также как и другой - принцип неприкосновенности судей, обеспечиваются конституционными гарантиями: особой процедурой осуществления права, запретом вмешательства в судебную деятельность, обеспечением неприкосновенности судей и другими.
Все эти гарантии можно классифицировать на политические, экономические, правовые и профессиональные. Принцип несменяемости и неприкосновенности судей следует рассматривать как одну из таких гарантий, которая занимает в данной классификации особое место, так как рассматривается сразу с нескольких сфер своего влияния на правовое положение судей.
К политическим гарантиям относятся требования к судьям не состоять в политических партиях и иных организациях, которые могут потенциально использовать свое влияние или авторитет в качестве ресурса влияния на судью. Кроме того, принцип независимости судей запрещает судьям представлять чьи-либо интересы в каких-либо учреждениях и организациях, включая и интересы государственных органов.
Экономические гарантии включают нормы, согласно которым судейский корпус обеспечивается за счет государства бесплатным жильем и некоторыми льготами социального характера.
Правовые гарантии заключают в себя нормы, которые законодательно ограждают судей от вмешательства в их профессиональную деятельность кого-либо, включая институты самого государства.
Профессиональные гарантии состоят в том, что государство, кроме того, что силой закона берет под свою защиту судей, предоставляет такую же защиту и членам их семей. К перечню профессиональных гарантий следует отнести и особую процедуру назначения судейского корпуса и его сменяемости.
Закон также предусматривает и систему санкционирования случаев вмешательства в деятельность судей или давления на них.
Таким образом, закрепление в праве рассматриваемого принципа способствует объективному и беспристрастному выполнению судами функций правосудия. Любое постороннее влияние на них недопустимо и в соответствии с законом влечет ответственность.