В философии понятие объекта окончательно сформировалось только к середине ІV века до н.э., в классическую эпоху Платона и Аристотеля. До этого многочисленные философские изыскания касались в основном объяснения космологических и этических вопросов. Проблематика познания окружающего мира особенно не затрагивалась. Интересно, что до рождения идеального мира Платона никто из греческих мудрецов не разделял мир, в котором живет человек, и индивидуальное восприятие этого мира. Другими словами, окружающие вещи, явления и действия людей в доплатоновскую эпоху не были «внешними» по отношению к философствующему античному наблюдателю. Соответственно, для него не существовало ни объекта, ни субъекта – в гносеологическом, метафизическом или этическом значении этих понятий.
Платон же совершил ментальную революцию, когда сумел продемонстрировать, что на самом деле сосуществуют три независимых друг от друга мира: мир вещей, мир идей и мир представлений о вещах и идеях. Такой подход заставил по-другому рассмотреть привычные космологические гипотезы. Вместо определения первоисточника жизни на первое место выходит описание окружающего мира и объяснение того, как мы этот мир воспринимаем. Соответственно, возникает необходимость пояснения того, что такое объект. А также что собой представляет его восприятие. По Платону, объектом является то, на что направлен взгляд человека, то есть «внешнее» по отношению к наблюдателю. Индивидуальное восприятие объекта принималось в качестве субъекта. Отсюда делался вывод, что два различных человека могут иметь противоположные взгляды на объект, а потому внешний мир (объекты мира) воспринимаются субъективно. Объективным, или же идеальным, может быть только мир идей.
Аристотель, в свою очередь, вводит принцип изменчивости. Такой подход принципиально отличается от платоновского. При определении того, что такое объект, получалось, что мир субстанций (вещей) разделяется как бы на две составляющие: форму и материю. Причем «материя» понималась лишь физически, то есть описывалась исключительно через эмпирический опыт, тогда как форма наделялась метафизическими свойствами и относилась исключительно к проблемам гносеологии (теории познания). В этом отношении объектом являлся физический мир и его описание.
Подобное двойственное понимание объекта – физическое и метафизическое – не изменялось на протяжении последующих двух тысячелетий. Менялись лишь акценты восприятия. Возьмем, к примеру, средневековую христианскую ментальность. Мир здесь – проявление воли божьей. Вопрос о том, что такое объект, вообще не ставился: объективным взглядом мог обладать только бог, а люди в силу своего несовершенства имели только субъективные позиции. Поэтому материальная действительность, даже если и признавалась таковой (Френсис Бэкон), все равно оказывалась субъективной, распадающейся на отдельные, автономные друг от друга, субстанции. Понятие объекта родилось уже позже, в новое время и эпоху классицизма, когда окружающая действительность перестала восприниматься исключительно как объект философствования. Мир стал объективен для бурно развивающейся науки.
Сегодня постановка вопроса "Что такое объект?" носит скорее методологический, чем философский характер. Под объектом обычно понимается область исследования – причем это может быть как предмет или вещь, так и отдельное его свойство или даже абстрактное понимание этого свойства. Другое дело, что нередко объект описывается с субъективных позиций, особенно при определении сущности новых явлений. К слову, подумайте: интерактивные сообщества и интернет-сети – что в этом случае является объектом, а что субъектом?
И в этом смысле понятно: вопрос о том, что такое объект, сводится исключительно к проблематике научной легитимности. Если предложенная концепция или теория получает признание, то мы можем стать свидетелями рождения нового объекта. Или, наоборот, деобъективизации вещи или явления. В этом мире все относительно.