Налоговый спор в большинстве случаев возникает по причине несогласия плательщиков с действиями или решениями налоговой инспекции. Причиной создания конфликтных ситуаций чаще всего становится отсутствие обоснованности отказа в возмещении налога за прибавленную стоимость или блокирование расчетного счета. Урегулирование налоговых споров возможно при подаче заявления в суд либо при обращении в вышестоящую инстанцию. Стоит отметить, что первый вариант более эффективен, в особенности если подключить к делу квалифицированных юристов. Представители налоговой инспекции зачастую многие правила контроля соблюдают не очень аккуратно. И даже если правонарушение все же было, несоблюдение формальностей – это вполне достаточное основание для отмены решения. Для защиты прав своих клиентов опытные юристы часто пользуются ошибками в работе налоговых органов.
Решение споров
Как показывает практика, поход по налоговым инспекциям крайне редко заканчивается успехом. Тем не менее большинство организаций не желает наживать себе врагов, предпочитая решать вопросы мирным путем. Обращаться в суд они не решаются, даже когда общение с руководителями налоговых органов не приносит результатов. Конечно, каждый сам для себя определяет модель поведения в таких ситуациях, но стоит помнить о том, что из-за такого беспечного отношения у должностных лиц может развиться чувство безнаказанности и превосходства.
Урегулирование налоговых споров до судебных разбирательств
Законодательством в некоторых случаях предусмотрено досудебное обязательное решение конфликтов. Таковым является утверждение налоговыми органами решения о привлечении налогоплательщиков к ответственности или отказ от привлечения. Выносятся они в результате выездной или камеральной проверки. Остальные решения сразу могут быть обжалованы в суде. После того как будет получено любое из заключений (должно вручаться не позднее чем через пять дней после вынесения), налогоплательщику необходимо подать апелляционную или обычную жалобу в вышестоящий орган. Апелляция подготавливается в течение десяти дней со дня вручения решения, действие которого на период рассмотрения жалобы останавливается. Ответ из налогового органа дается в течение месяца после получения жалобы. Срок при определенных обстоятельствах может быть продлен до полутора месяцев.
Урегулирование налоговых споров в суде
В случае если жалоба в вышестоящие инстанции не дает результата, на который налогоплательщик рассчитывал, он может в судебном порядке опротестовать решение (в течение трех месяцев со дня его принятия). Урегулирование налоговых споров имеет одну трудность, которая заключается в том, что даже опытным юристам сложно ориентироваться в неоднородном и огромном массиве законодательства. Также процесс сильно затрудняет необходимость учета инструкций ведомств и многосторонность правоприменительной практики. Таким образом, решить судебные налоговые споры своими силами, не пользуясь услугами профессионалов, становится практически нереально.