Применение методики "Лесенка" для разных возрастных групп

Самостоятельная оценка собственной личности ребенком - очень важный аспект при возникновении у него поведенческих или психологических проблем. Поэтому существует множество методик, направленных на их выявление.

Цель применения

методика лесенка для младших школьников

На самом деле, методов оценки ребенком самого себя довольно много. На сегодняшний день часто применяются "Дерево", " Какой я", "Лесенка", " Опросник". Очень важно, чтобы ребенок понимал и правильно себя оценивал: нужно корректно формировать представление о себе и других. Наиболее популярна именно методика "Лесенка", потому что она наглядна и понятна. А проводящему опрос легко объяснить детям, что от них требуется. "Лесенка" одинаково актуальна для широкого диапазона возрастов.

Описание и порядок проведения методики "Лесенка"

Для проведения оценки выбранной группы детей (школьников, особенно дошкольников) рекомендуется подготовить листы с лестницей из 7 ступеней для каждого ребенка. Этот материал пригодится в процессе индивидуальной беседы.

методика лесенка для дошкольников

Детям объясняются правила с демонстрацией: на лесенке стоят дети по определенному правилу:

  • на средней ступеньке (4-й снизу) - не плохие и не хорошие ребята;
  • ступенькой выше (на 5-й снизу) - хорошие дети;
  • еще выше (на 6-й) - очень хорошие;
  • на верхней (на 7-й) - самые лучшие.

И в обратную сторону: на ступеньке ниже средней (3-й) - стоят плохие дети, еще ниже (на 2-й) - очень плохие, а на нижней ступеньке (1-й) - самые плохие дети.

Объяснив механизм, проводится беседа с детьми из фокусной группы. Главный вопрос самооценки звучит так : "Куда ты поставишь себя сам, на какую ступень?".

Таким образом, разнообразные вопросы позволяют дать более широкую характеристику самовосприятию ребенка.

Вместо "хороших" может быть использовано любое слово, характеризующее человека: умный, сильный, смелый, честный, глупый, трусливый, злой, ленивый и прочее.

Помимо самооценки, можно спросить: "Каким бы ты хотел быть? Куда поставят тебя родители? Куда поставят тебя учителя" и т. д.

Трактование результатов

Самым важным моментом данного исследования является решение ребенка поместить себя на определенную ступеньку. Нормой считается, когда малыш ставит себя на верхние ступени (оптимально "очень хорошие", реже - с раздумьем "самые хорошие"). Если выбраны нижние ступени (чем ниже, тем хуже), то это говорит о неадекватном восприятии самого себя, а также плохом отношении к себе, неуверенности в своих силах.

Данное отклонение способно повлечь неврозы и депрессии в столь юном возрасте. Причины, которые способны стать предпосылками формирования данного негативного результата, как правило, связаны с воспитанием, когда преобладает авторитаризм, суровость, холодность или отстраненность. В таких семьях помимо воли родителей, создается впечатление, что ребенка ценят только за хорошее поведение. Кроме того, дети не могут постоянно вести себя хорошо, и каждая конфликтная ситуация ведет к сомнению в себе, в любви родителей к себе.

методика лесенка для школьников

Похожая ситуация возникает в семьях, где родители проводят мало времени с детьми: пренебрежение общением с ребенком, приводит к подобным результатам.

Проблемные зоны в семье легко определяются вопросами о том, куда ребенка поставят родители, учителя или воспитатели. Для комфортного восприятия себя, подкрепленного ощущением защищенности и заботы, важно, чтобы кто-нибудь из близких родственников ставил ребенка на верхнюю ступеньку. В идеале, если это - мама.

Методика и оценка для разных возрастных групп

В зависимости от возраста фокусной группы, имеются незначительные изменения в проведении теста. Как правило, это касается объяснения и проведения, методика "Лесенка" для школьников может быть расширена и дополнена, а для детсадовских групп - стать более наглядной.

Это не является абсолютным правилом, потому что психологи, проводящие тестирование, адаптируют вопросы под себя.

Методика "Лесенка" для дошкольников подразумевает предварительное тщательное объяснение. Для большей наглядности, малыши могут брать куклу и ставить ее вместо себя на выбранное место.

Методика "Лесенка" для младших школьников не предполагает наличия дополнительных игрушек. На предлагаемых бланках можно нарисовать фигуру, означающую ребенка, т. е. себя.

Тонкости проведения

В зависимости от исследуемых детей, список характеристик может быть расширен или сокращен.

При беседе с ребенком стоит обратить внимание на его реакцию: как быстро он дает ответ, приводит ли аргументы или колеблется. Объяснения по поводу расстановки должны присутствовать. Если их нет, задаются уточняющие вопросы: "Почему именно это место?", "Ты здесь находишься всегда?"

По результатам можно говорить, какой тип самооценки присущ ребенку:

1) Неадекватно завышенная/заниженная самооценка.

Завышенная: малыш без анализа ставит себя на верхнюю ступень. На дополнительные вопросы, поясняет, что мама его ценит и так "сказала".

Заниженная: малыш указывает нижние ступени, что говорит об отклонении в развитии.

2) Адекватной самооценкой считается, когда ребенок относит себя к "очень хорошим" детям или с колебаниями и аргументацией к "самым лучшим".

3) В том случае, когда ребенок ставит себя на среднюю ступень, это может свидетельствовать о том, что он не понял задание, либо он не уверен в правильности ответа и предпочитает не рисковать, отвечая " не знаю" на вопросы.

методика лесенка для дошкольников

Если говорить о распределении результатов по возрастным группам, то завышенная самооценка типична для дошкольников, а вот младшие школьники более реалистично оценивают себя. И что характерно для обеих групп: в привычных ситуациях дети оценивают себя адекватно, а вот в незнакомых - склонны завышать свои способности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.