Приватизация муниципального имущества: правовой аспект

Проведение приватизации в стране является относительно новым правовым институтом в правовой системе страны. В России эта деятельность регулируется федеральным законом, который устанавливает, что приватизация муниципального имущества представляет собой правовую процедуру изменения публичной собственности в частную, которая производится на основе специально разработанных правил и законов. Эти правила оговаривают все мероприятия и способы прекращения публичной собственности, и приемы возникновения частной.

Закон трактует приватизацию как возмездное отчуждение в собственность частных лиц (физических) или организаций (юридических) муниципального имущества.

В различных источниках, прежде всего в учебной и научной литературе, передача муниципального имущества рассматривается как обеспеченный законом переход недвижимого и иного имущества из государственной формы (или муниципальной) в частную. При этом в законе особо оговаривается, что предметом передачи могут также быть и ценные бумаги и иные активы, содержащие в себе права собственности.

Закон предполагает, что приватизация муниципального имущества, также как и государственного, производится в соответствии с принципами, указанными ниже:

1) признания равенства участников приобретения муниципального имущества и соблюдение публичности и открытости работы органов власти в области осуществления деятельности по приватизации;

2) возмездности, то есть взимания определенной платы или передачи в госсобственность (муниципального образования) акций ОАО, в уставный капитал которых зачисляется приватизируемое госимущество или имущество муниципальных образований;

3) самостоятельности институтов власти по решению вопросов, которые затрагивает приватизация муниципального имущества, и принятии решений по этим вопросам;

Российское законодательство, в части которого регулируется приватизация муниципального имущества, содержит, кроме уже указанного федерального закона, другие правовые акты, имеющие отношение к вопросам проведения приватизации. При этом федеральный закон специально оговаривает условие, что иные акты, регулирующие приватизацию, и которые принимаются на региональном уровне, не могут противоречить федеральному закону. Любое положение о приватизации муниципального имущества должно иметь исключительно согласованный характер и не превышать полномочий того или иного субъекта в осуществлении приватизации.

Законодательство также четко оговаривает способы приватизации. Этот перечень имеет исчерпывающий характер и не может трактоваться или применяться иным образом. Среди этих способов, закон предусматривает следующие:

- изменение формы собственности, главным образом, через преобразование УП в ОАО;

- распродажа на аукционе;

- открытая реализация активов ОАО;

- реализация через размещение его на специальном конкурсе;

- реализация имущества пределами страны (этот способ применяется только   активов, в которых есть доля государственной собственности);

- размещение и проведение операций по продажам акций ОАО на бирже;

- реализация муниципального имущества путем его публичного предложения или посредством продажи без объявления цены;

- внесение имущества в уставные капиталы ОАО и хозяйственных обществ;

- продажа активов ОАО по результатам трастовых сделок;

Обобщая сказанное, можно свести все операции по способам приватизации к преобразованию унитарных предприятий в ОАО, внесению его в уставные капиталы, продаже через аукционы и иные формы реализации. При этом следует учитывать региональные особенности при проведении сделок по приватизации имущества муниципальных образований.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.