Для того чтобы уменьшить трение между различными сопряженными деталями автомобиля, в особенности деталями двигателя, продлить их долговечность и улучшить работоспособность, необходима система смазки.
Помимо вышеуказанных функций она также удаляет продукты износа, охлаждает детали двигателя, производит защиту ДВС от коррозии.
Система смазки ДВС автомобиля имеет следующие детали и устройства: датчик давления масла, масляный фильтр, масляный радиатор, масляный насос, поддон картера двигателя (включая маслозаборник), редукционный клапан, масляные каналы и магистраль.
Все вышеперечисленные элементы смазочной системы двигателя выполняют определенные функции и имеют каждая свое назначение. Для того чтобы хранить масло, используется поддон картера. При помощи щупа контролируется уровень масла в двигателе, кроме него там могут быть расположены датчик уровня масла и датчик температуры масла.
Для того чтобы закачивать масло в систему, необходим масляный насос. Он приводится в действие благодаря работе коленвала двигателя, распредвала или при помощи дополнительного приводного вала. Более распространены масляные насосы, имеющие шестеренный тип.
Естественно, система смазки не может обойтись без фильтра: он очищает масло от загрязнений и продуктов износа и нагара. Фильтрующий элемент меняют с такой же периодичностью, как и масло. Для того чтобы охлаждалось масло в двигателе, применяется масляный радиатор.
Для контроля давления масла устанавливают специальные датчики, которые расположены в масляной магистрали. Датчик подает электросигнал, после которого на приборной панели загорается соответствующая лампочка.
На некоторых моделях датчик давления может показывать уровень масла в двигателе, а при опасном для эксплуатации давлении не включает мотор автомобиля. Для поддержания давления масла на постоянном уровне система смазки оснащается одним или двумя перепускными клапанами. А установка их обычно производится или в масляном насосе, или в фильтре.
В современных двигателях систему смазки применяют чаще всего комбинированную, то есть часть деталей смазывается под давлением, а остальные - самотеком или разбрызгиванием.
Весь процесс цикличен. Во время работы двигателя насосом производится закачка масла в систему. После чего под давлением масло попадет в фильтр. Пройдя очистку от примесей, по каналам поступит к шатунным и коренным шейкам коленвала, к опорам рапредвала, верхней опоре самого шатуна. Остальные же детали могут быть смазаны разбрызгиванием или самотеком, образуя так называемый масляный туман. Далее под действием силы тяжести масло стекает обратно в поддон картера, и цикл повторяется снова.
Техническое обслуживание системы смазки предназначено для того, чтобы предотвратить возможные ее неисправности и поломки. Оно может включать в себя следующие виды работ:
- проверку уровня масла в картере, проверку на наличие подтекания;
- соблюдение правил при пуске холодного двигателя;
- проверку креплений, очистку от загрязнения фильтров и отстойников;
- замену масла и промывку всей системы.
Техобслуживание, в котором нуждается система смазки, может производиться как самим владельцем автомобиля, так и профессионалами на СТО.