Имя Юлии Борисовой знает любой театрал, настоящий ценитель этого вида искусства. Эта артистка посвятила Театру им. Вахтангова всю свою жизнь до последнего вздоха. Она стала любимицей всей страны, сыграв в кино всего 3 роли, но, даже получив славу, оставалась скромной, редко давала интервью. Юлия Константиновна Борисова, народная артистка СССР, умерла 8 августа. Ей было 98 лет. В театре не было прощания с актрисой, ведь такова была ее последняя воля.
Начало большого пути
Родилась будущая артистка театра 17 марта 1925 года в Москве, в самой обычной советской семье, далекой от творчества. С детства ее воспитывали в строгости, да и сама обстановка тому способствовала. Юность девушки пришлась на тяжкие годы войны. Удивительно, откуда в ней вдруг проснулась тяга к творчеству, но уже в 1947 году Юлия Борисова стала дипломированной артисткой, окончив театральное училище.
Далее ее творческий путь лежал в Театр им. Вахтангова. Именно с ним артистка осталась связанной на всю жизнь. После первого же спектакля «На золотом дне» в 1955 году о Юлии Борисовой заговорили, ее заметили, оценили и полюбили. Это была простая мелодрама с незамысловатым сюжетом, но молодой артистке удалось «вдохнуть» в свою роль глубину трагедии. Ее многогранный талант стал раскрываться, как цветок, ослепляя всех вокруг.
Роли в кино
Лишь трижды Юлия Борисова появилась на экране. Это была едва заметная роль в фильме «Три встречи» 1948 года, роль Настасьи Филипповны в «Идиоте» 1958 года и главная роль в фильме о судьбе женщины-дипломата Александры Коллонтай «Посол Советского Союза» 1969 года. И это единственное, чем запомнилась Юлия Борисова как актриса кино. Хотя режиссеры наперебой звали актрису сниматься, она всегда отказывалась, считая, что ее главное место в жизни – театральная сцена.
Впрочем, на экранах Юлия Борисова появлялась, но лишь в телеспектаклях. Ее актерская игра так завораживала зрителя, что спектакли с ее участием специально снимали и потом транслировали по телевидению. «Милый лжец», «Миллионерша», «Насмешливое мое счастье», «Конармия», «На золотом дне», «Антоний и Клеопатра» – все эти ее театральные работы зрители могли видеть прямо дома, у экранов. Потому Юлию Борисову в СССР знали и узнавали не хуже актрис художественного кино.
Театр – главная страсть актрисы
В золотой фонд Вахтанговского театра вошли практически все работы Юлии Борисовой. На нее шли, ее обожали, ею восхищались. Причем эта любовь и признание исходили как от зрителей, так и от других артистов – коллег Юлии Константиновны. Например, знаменитый актер Михаил Ульянов так говорил о ней:
Она наделена не только Божьим даром, но и Божьим отношением к этому дару, и Божьим отношением к родному театру — своему дому. Таких актрис, как она, принято называть звездами, но Юлия Константиновна не звезда Вахтанговского театра. Она его великая планета.
Василий Лановой также восхищался талантом актрисы. Он говорил о ней так:
Мне иногда кажется, что в ней природа каким-то непостижимым образом сплавила все то, из чего складывается образ актрисы на все времена. Ее преданность театру безгранична. Каждая роль Борисовой — бриллиант чистейшей воды… Она — Гелена и Турандот, Настасья Филипповна, Клеопатра и Кручинина… И при этом — ни одна из них. Она — Борисова! И для тех, кто имел счастье видеть ее на сцене, этим сказано все.
Актриса Театра им. Вахтангова Марина Есипенко много лет работала на одной сцене с Юлией Борисовой. Она признавалась, что была очарована тем, какой простой, близкой, теплой была эта женщина, несмотря на свою известность, регалии и опыт. Марина Есипенко вспоминала:
Юлия Борисова обладает редчайшим качеством. Она растворяется в партнере вместо того, чтобы тянуть одеяло на себя, чем страдают очень многие артисты. Умение нести на ладошке того, кто стоит с тобой рядом на сцене и делить с ним успех дано лишь единицам, и Юлия Константиновна в их числе.
Юлию Константиновну любили не только сотрудники театра, но и все, кто ее знал. Это была женщина с редким человеческим обаянием, добротой, тактом. Она никогда не опускалась до склок, ни с кем не ругалась, ценила чужой труд тех, кто находился «в тени»: костюмеров, гримеров, рабочих сцены.
Личная жизнь
Все, что было у актрисы личного, тоже было связано с театром. Здесь она встретила свою первую и единственную на всю жизнь любовь – ее мужем стал замдиректора театра Исай Спектор. Увидев ее в спектакле однажды, мужчина был сражен красотой и талантом актрисы. Им было отведено не слишком много счастливых лет. Когда актрисе было всего 49 лет, она стала вдовой.
Единственный сын Юлии Борисовой Александр не стал связывать жизнь с театром. Его дочери, внучки актрисы, также пошли в жизни другими путями, не связанными со сценой. А вот трое ее правнуков вышли с ней на сцену в «Возьмите зонт, мадам Готье!». В своих редких интервью Юлия Борисова признавалась, что живет театром и заботой о внучках и правнуках.
Секрет вечной молодости
Даже в самом преклонном возрасте Юлии Борисовой удавалось оставаться активной, заряжать энергией всех, кто выходил с ней на сцену. В 2017 году в свои 92 года актриса участвовала в открытии ретроспективы Юрия Любимова. Журналисты забрасывали ее вопросами о том, как ей удается сохранять молодость. Юлия Константиновна скромно отвечала: «Нет никаких секретов. Нужно быть оптимистом, быть нужной людям, всегда двигаться куда-то».
Преданность сцене и родному театру Юлии Борисовой была оценена по достоинству. В ее активе больше 20 престижных премий, в 2016-м ей официально присвоили звание «Легенда русского театра», вручив национальную премию им. А. Миронова «Фигаро». Актрисе много раз посвящали стихи, и один из них, написанный актером ее родного театра Рубеном Симоновым, звучит так:
Я не знаю в точности, описать смогу ли я
В этой многострочности, что такое Юлия.
Не речами кроткими, не словами лестными
Это имя соткано силами небесными.
Юлия Борисова – более чем звание.
Золотом прописана в театральном здании.
Юлия – явление. И скажу без лести:
Это воплощение скромности и чести.
Яркими алмазами это имя светится.
Было мне предсказано с ней на свете встретиться.
Юлия Борисова – это имя свято.
Создано кулисами, сценой и Арбатом.
И каждый, кто знал Юлию Константиновну Борисову лично, подтвердит эти слова. Для нее никогда не имели значения ни слава, ни успех, она просто отдала всю себя родному театру. И такая преданность любимому делу заслуживает наивысшей похвалы и признания.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание