Эта выдающаяся актриса стала настоящей легендой советского кинематографа. Слава Фаины Раневской была ей наградой и наказанием. Фраза «Муля, не нервируй меня» сделала ее поистине знаменитой и способствовала тому, что актрису постоянно ассоциировали с ее героиней в картине «Подкидыш». Меткие высказывания звезды стали афоризмами, цитаты Фаины Раневской запомнились почитателям даже больше, чем ее роли. Актриса смело, не стесняясь в выражениях, рассуждала о людях, любви и смысле жизни. Фаина Раневская принадлежала к той когорте людей искусства, которые считают свой талант сущим проклятьем.
Кто бы знал мое одиночество? –
сказала она однажды. –
Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной...
19 июля, в день смерти великой артистки, поклонники ее таланта вспоминают о жизни Фаины Раневской и ее блистательном творчестве.
Детство, семья
Фаина Раневская родилась 27 августа 1986 г. в Таганроге, в обеспеченной еврейской семье. У будущей знаменитости было три брата (Рудольф, Яков и Лазарь) и сестра Изабелла. В 1898-м семья переселилась в отстроенный по заказу отца дом по ул. Николаевской, 12, ранее принадлежавший купцу Камбурову. В послереволюционные годы родители, сестра и братья актрисы уехали из России и стали жить в Праге.
Обучение
Фаина Раневская получила образование в Мариинской женской гимназии. Домашние учителя обучали ее пению, музыке, иностранным языкам. С 14-летнего возраста будущая знаменитость увлекалась театром, занималась в частной театральной студии А. Ягелло, которую окончила в 1914 году. В 1915-м Раневская уехала в Москву. Проживала в небольшой комнатке на ул. Большая Никитская. Это был период, когда будущая звезда познакомилась с В. Маяковским, М. Цветаевой, О. Мандельштамом, В. Качаловым.
Театр
Осенью этого года на актерской бирже девушка подписала контракт на работу в труппе мадам Лавровской (г. Керчь). В этом театре Раневская исполняла «роли героинь-кокетт с пением и танцами». Увы! работа труппы не имела должного успеха. Свой псевдоним начинающая актриса взяла в память о потрясшем ее спектакле «Вишневый сад», поставленном по пьесе А. Чехова таганрогской труппой в то время, когда ей было только тринадцать.
В ранний период творчества молодая актриса получала от матери денежные переводы, которые та слала ей втайне от отца. В своем дневнике Раневская рассказала о драматическом случае, в котором проявилось остроумие молодой актрисы и философичность ее мировоззрения:
Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:
- Денег жаль, зато как красиво они улетают!
В молодые годы Фаине Георгиевне приходилось играть во многих театрах, в том числе провинциальных (Симферопольский «Театр актера», Бакинский рабочий театр), Камерный театр Таирова (Москва), Театр драмы, Театр им. Моссовета и др. В течение многих лет другом и педагогом актрисы была П. Л. Вульф. В театре им. Моссовета Раневская проработала в течение четверти века, сыграв здесь свои самые прославленные роли (Люси Купер в «Дальше - тишина» и миссис Сэвидж» в пьесе «Странная миссис Сэвидж»). Известно, что все это время она отчаянно конфликтовала с главным режиссером Ю. Завадским, с которым не сходилась в творческих решениях (актриса склонялась к театральным принципам брехтовского типа).
Фаина Раневская: фильмы
Знаменитость дебютировала в кино в 1934 г., сыграв в картине «Пышка» реж. М. Ромма. В кино Раневская снималась не настолько часто, как играла в театре.
Огромной популярностью зрителей пользуются работы Фаины Раневской в фильмах: «Подкидыш» (1939, роль Ляли), "Александр Пархоменко" (1942, роль таперши), «Весна» (1947, роль экономки Маргариты Львовны), «Золушка (1947, роль злой мачехи), «Легкая жизнь» (роль спекулянтки Королевы Марго), "Осторожно, бабушка!" (1960, роль Елены Тимофеевны) и др.
Ее роли в чеховских экранизациях («Свадьба», «Человек в футляре») навсегда остались в истории советского кино.
Она любила озвучивать мультфильмы («Карлсон вернулся», 1970, фрекен Бок, и др.)
Итогом шестидесятилетней актерской карьеры Раневской стали десятки театральных ролей и около тридцати ролей в кино.
«Муля, не нервируй меня!»
Эта фраза прозвучала в одном из фильмов Фаины Раневской («Подкидыш», 1939). Ее авторство оспаривалось каждой из причастных к ленте женщин – Ф. Раневской, а также А. Барто и Р. Зеленой, авторами сценария. Эта фраза преследовала актрису в течение всей ее жизни. Известно, что в 1976 году, на вручении ей ордена Ленина, Л. И. Брежнев сказал вместо приветствия:
- А вот идет наша Муля-не-нервируй-меня!.
Раневская заметила:
- Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!
Смутившись, Генеральный секретарь ЦК КПСС добавил:
- Простите, но я вас очень люблю...
О личном
Личная жизнь Фаины Раневской не однажды давала повод для домыслов и слухов. В судьбе кумира миллионов слава и талант не стали синонимами счастья. Раневская не имела ни мужа, ни детей, а мужчины, в которых она влюблялась, зачастую не отвечали звезде взаимностью.
Биография Фаины Раневской изобилует фактами, свидетельствующими о ее любвеобильности. Друзья утверждали даже, что актриса неоднократно была беременна, однако не решилась дать шанс на жизнь своим наследникам, предпочтя карьеру. Будучи несомненно талантливым и мудрым человеком, в повседневной жизни Фаина Раневская зачастую вела себя как ребенок. Одна из ее подруг великая русская поэтесса Анна Ахматова, уверяла, что Раневской всегда будет не более чем 11-12 лет.
Известно, что впервые будущая артистка влюбилась, будучи подростком. Предметом ее восхищения стал гимназист в сползающей на уши фуражке. На первое свидание ее герой пришел с другой пассией, решив подшутить над влюбленной в него Фаиной. Спор между соперницами перешел в драку и метание камней.
Спустя годы, когда Фаине Раневской «стукнуло» девятнадцать, история повторилась. Избранник, актер местной труппы, за которым по пятам ходила влюбленная в него девушка, пришел к ней не один и предложил пойти погулять пару часов, чтобы не мешать его уединению с другой. Чем в тот раз все закончилось, неизвестно, но с пылкими влюбленностями в жизни Фаины Раневской было покончено раз и навсегда:
С тех пор не то что влюбляться – смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!
- так пояснила свое отношение к мужчинам звезда.
Однако не все было «настолько однозначно». Известно о неудавшемся замужестве Раневской. Ее роман с дипломатом Максимилианом Гаммом вот-вот уже должен был завершиться свадьбой. Однако невеста ответила отказом на требование молодого человека навсегда покинуть сцену.
Интересным фактом биографии Фаины Раневской является ее пылкая любовь к знаменитому актеру Василию Качалову. Однажды, услышав на улице голос своего кумира, от избытка чувств девушка грохнулась в обморок. Когда артист подошел к кучке людей, оказывающих ей помощь, и склонился над девушкой, чтобы поинтересоваться ее самочувствием, страдалица вновь лишилась чувств. В дальнейшем это знакомство переросло в дружбу, растянувшуюся на годы. Позднее в своем дневнике актриса написала:
В своей жизни я любила только двоих. Первым был Качалов. Второго не помню...
Известно, что в течение двух лет актрису связывали романтические отношения с маршалом Федором Толбухиным, служившим в Закавказье. На один из самых романтичных и запомнившихся ей дней рождения военачальник подарил своей пассии заводную детскую машинку. Толбухин внезапно умер в 1949-м.
Нередко людской молвой знаменитости приписывались отношения, которых не было. Так, поклонники прочили в любовники Фаине Раневской Василия Меркурьева, Георга Отса, Глеба Скороходова и др. На провокационные вопросы, связанные с ее отношениями с последним (Скороходов был младше Раневской) артистка с присущим ей юмором отвечала, что она «усыновила» молодого журналиста, а тот ее, в свою очередь, «уматерил».
Опору в жизни знаменитости составляла дружба. Известно, что Фаина Георгиевна была дружна со своим педагогом Павлой Вульф, коллегой Татьяной Пельтцер, поэтессой Анной Ахматовой. Ее задушевной подругой была Любовь Орлова.
Последние годы
В последние годы Фаина Раневская страдала от одиночества. Как и другие факты личной жизни, свое одиночество она воспринимала с юмором, предпочитая не рассказывать о себе прессе и отказываясь принимать заботу от людей, в сердце которых не чувствовала искренности.
Меньше пафоса, господа!
– призывала таких королева сарказма.
Актриса отказалась от работы в театре за год до своей смерти. Раневская еще была исполнена вдохновения, однако в последние годы здоровье уже не позволяло ей играть в полную силу.
Старость — это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости,
— говорила она.
Народная артистка СССР Фаина Георгиевна Раневская удостоена многих государственных наград. Великая артистка умерла 19.07.1984 г. после перенесенных пневмонии и инфаркта. Она похоронена в Москве, на Донском кладбище.
Фаина Раневская: цитаты
После смерти великой актрисы осталось уникальное наследие: ее цитаты и афоризмы. Цитаты Фаины Раневской – неопровержимое свидетельство ее уникального остроумия. Крылатые фразы актрисы зачастую оказывают магическое влияние и помогают смотреть на жизнь с определенной долей иронии. Нередко ее высказывания шокируют своей прямотой, граничащей с грубостью. Но, из песни, как говорится, слов не выкинешь. Так, наиболее точно характеризует отношение к замужеству Фаины Раневской цитата:
Вторая половинка есть только у мозга, у ж**ы и у таблетки. А я изначально целая.
Из высказываний актрисы о жизни и людях:
- Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.
- Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.
- Я себя чувствую, но плохо.
- Вот женишься — тогда поймешь, что такое счастье. Но поздно будет.
- Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью.
- Оптимизм – это недостаток информации.
- Если человек тебе сделал зло, дай ему конфетку. Он тебе — зло, ты ему — конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьется сахарный диабет.
- Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
- Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.
Своеобразным назиданием потомкам звучит следующий афоризм Раневской:
Отпускайте идиотов и клоунов из своей жизни. Цирк должен гастролировать...
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание