У людей старшего поколения есть представление о работе как о некоем месте, куда нужно ходить по утрам, а потом вечерами возвращаться оттуда домой ежедневно, с понедельника по пятницу, за исключением календарных праздников. Такой жизненный уклад сформировался давно, он был оправдан на протяжении веков, но теперь ему в значительной степени предстоит отмирание. Виной тому – появившаяся ныне возможность выполнять многие виды деятельности, не выходя из дому. Всё большее количество работодателей и сотрудников (в данном случае их интересы совпадают) предпочитают удалённую занятость. К 2022 году экономисты и социологи прогнозируют расширение сектора виртуальных офисов до 60%.
Офис как социальное явление
Что собой представляет офис в его классическом понимании? Это непременные столы, за которыми сидят чем-то занятые люди, постоянно говорящие по телефону и, в зависимости от эпохи, щелкающие кнопками клавиатуры, костяшками на счётах или крутящие ручки арифмометров. Отдельно кабинет шефа, но в общем помещении его присутствие хотя бы незримое, а порой и явное ощущается всегда. Начальник строго следит за тем, чтобы никто не бездельничал, а все занимались чем-то, но это ему не всегда удаётся. Опоздания строго караются, а отговорки по поводу плохой работы транспорта или скверного самочувствия обычно игнорируются.
Внутри коллектива складываются свои отношения, иногда очень дружные, но идеального в мире ничего нет, поэтому всегда находятся интриганы, сплетники и подхалимы. Возможно, бывают и исключения, но за правило можно принять ситуацию, при которой любой офисный сотрудник не раз, и не два проклинал свою работу и мечтал найти другую, на которой его не станут унижать и грозить штрафами с увольнениями. Но везде всё почти одинаково…
Взгляд с другой стороны
Психология офисного клерка понятна каждому, кто хотя бы раз в жизни побывал на его месте, но для понимания общей картины и в положение руководителя следует вникнуть. Ему обычно нужен результат, хотя, безусловно, есть отдельные индивидуумы, наслаждающиеся собственной властью, привычной обстановкой и статусом «главного петуха в курятнике». Но самодуров становится всё меньше, а экономический эффект нужен всегда. И он предполагает минимизацию затрат. Содержать офис недёшево, и чем он больше, тем дороже обходится. И хозяева в девяностые годы первыми додумались до идеи дистанционной работы, сначала применительно к бухгалтерам, по крайней мере, главным. Отчётность они могут готовить и дома, а командировочные удостоверения или больничные листы способны оформлять «девочки» после курсов. Площади можно уменьшать и другие затраты сокращать тоже, и это при тех же результатах. А потом дело пошло намного быстрее, и оказалось, что дома могут работать другие специалисты.
Класс фрилансеров
Вольнонаемные работники стали своеобразным локомотивом всего процесса. Во многих случаях для выполнения одиночного задания привлекались сторонние специалисты, готовые работать на взаимовыгодных условиях. Требовать от фрилансера присутствия в офисе и соблюдения распорядка дня не додумались даже самые авторитарные руководители. Им было важно получить продукт, качественный и в срок, а где и в какое время суток он производится, их обычно не интересовало. Примером может служить классическая редакция. Можно, конечно, написать статью для прессы, сидя за столом в офисе газеты, но если журналист её сочинит дома или в кафе, она от этого менее интересной не станет. Однако логичным развитием концепции стал перевод других категорий работников на удалённый режим. Оказалось, что эффективность чаще всего не страдает, а напротив, повышается.
Чем это хорошо для сотрудников...
Преимущества работы дома очевидны. Начать можно с утра, когда перед сотрудником возникает вынужденная дилемма между толкотнёй в общественном транспорте в час пик и стоянием в автомобильных пробках, если у него есть собственная машина. Помимо экономии денег на проезд или бензин, есть ещё и фактор снижения затрат времени, а оно, как всем известно, это тоже деньги. Не все люди любят просыпаться спозаранку, и это существенно влияет на их настроение, от которого, в свою очередь, зависит качество работы. Наконец, стресс, связанный с боязнью опоздать, никому на пользу не идёт. Возможность свободно планировать распорядок дня бывает важнее любой зарплаты, ведь ещё Карл Маркс считал досуг главной роскошью, которую невозможно купить. Необходимость каждый раз отпрашиваться, если нужно пойти по каким-то делам или захворал кто-то из родственников, сильно отравляет жизнь. Ведь цель человека – не деньги, а счастье, о чём многие почему-то забывают.
…и для работодателя
Как уже отмечалось выше, самой главной выгодой владельца предприятия можно считать существенное снижение офисных расходов или отсутствие в них необходимости. Но этим преимущества удалённости рабочих мест не исчерпываются. Фирмы, внедрившие этот метод в качестве эксперимента, по данным исследовательского центра Social Market Foundation, отметили, что счастливый человек работает на 12% производительнее обычного сотрудника, пребывающего в нейтральном душевном состоянии (то есть когда оно «никакое» или «ни то, ни сё», что бывает чаще всего). А вот если клерк расстроен или, что намного хуже, в депрессии, то показатель продуктивности на 10% снижается. К тому же у работодателя существенно расширяется выбор. Оказалось, что трудиться дома хочет намного большее количество людей, чем даже в самом комфортабельном офисе «с девяти до шести».
Недостатки метода
При всех своих достоинствах удалённое трудоустройство, как любое другое масштабное явление, имеет свои особенности, часто ошибочно принимаемые за пороки. Если на работу принят откровенный, безнадёжный и неталантливый лентяй, не способный к самодисциплине, то он может подвести. Впрочем, то же самое часто происходит и в «классическом» офисе, но там этому персонажу приходится изображать бурную деятельность, что, кстати, как показывает опыт, никак не улучшает ситуацию. Что же, есть люди, способные работать в лучшем случае лишь из-под палки. Их нужно уметь различать и, по возможности, вообще не нанимать. Или пусть устраиваются в обычном офисе, где над ними будет стоять строгий надсмотрщик.
Поколение Y и его предпочтения
Людей, родившихся в начале восьмидесятых, чья молодость пришлась на время информационной революции, социологи называют поколением Y, или Yllo. Цифровые технологии вошли в их обиход естественно и плотно, без компьютерного оборудования они свою жизнь не мыслят, а потому обладают принципиально новой психологией, для которой, в частности, географическая удалённость не играет той роли, что привычна для старших.
45% людей этого поколения при выборе между большей зарплатой и возможностью гибко распоряжаться своим временем, не задумываясь, выберут второе. Именно им придётся везти груз цивилизации далее. О тех, кто родился позже, и вопросов не возникает. Других людей на планете не будет. Работодателям придётся приспосабливаться к тем, что есть. А впрочем, и сами они уже почти все такие же…
Прогнозы
Уже сейчас специалисты многих западных информационных ресурсов (Virgin Media Business, Telework Research Network и др.) предсказывают, что переломным моментом, когда количество «надомных» офисных работников превысит число обычных, станет примерно 2022 год. К этому всё идёт. В 2015 году 30 миллионов американцев не менее раза в неделю работали в удалённом режиме, а к 2020-му таких будет уже 50 млн.
Конечно же, человечество не превратится в сообщество сидящих за мониторами в своих квартирах менеджеров, а улицы не опустеют. Хорошо это или плохо, но всегда будет работа, которую дистанционно сделать невозможно. Наверное, это всё же, к счастью.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание