Крейсер «Украина» будет демилитаризирован. Такое решение принял президент Порошенко, и об этом сообщил первый зампредседателя Николаевской обладминистрации Вячеслав Бонь во время встречи с работниками судостроительного завода имени 61 коммунара.
Зачем Бонь приехал на завод?
Это посещение предприятия не было приурочено к какому-то празднику. Большой областной начальник прибыл на верфи с целью успокоить коллектив, возмущённый большими задолженностями по зарплате. Бонь сказал целую речь, из которой было понятно, что денег нет, но он теперь знает, откуда их можно взять. Нужно продать крейсер, давно уже стоящий у причальной стенки завода. Но сначала его предстоит демилитаризировать, то есть привести корабль в состояние, непригодное для использования по его прямому назначению. Его купят. Корпус и турбины кому-то наверняка нужны, и за них можно получить сумму в четыре раза превышающую задолженность по зарплате. Вот такими примерно словами Вячеслав Бонь успокаивал работников Николаевского ССЗ. Он мог бы сказать проще: крейсер «Украина» будет продан, и государство рассчитается по зарплате, но пустился в пространные пояснения, раскрывая детали вероятной сделки, что косвенно выдаёт его собственное неверие в возможность её скорой реализации. Можно ли быстро найти покупателя на недостроенный, но разоружённый военный корабль? Сколько за него можно выручить? Что такое демилитаризация крейсера и нужно ли её проводить?
Что такое демилитаризация военной техники?
Крейсер — это мощная флотская единица. На современном этапе граница между классами боевых кораблей постепенно размывается, и бывает, что эсминец имеет такое же или даже большее водоизмещение, соответствующее уже не третьему или второму, а первому рангу. Но всё равно само понятие «крейсер» уже предполагает, что это большое военное судно с отличными ходовыми качествами и оно очень серьёзно вооружено. Требования, заложенные при его постройке, очень специфичны. Хищные, стремительные обводы не предполагают иного использования, кроме как военное. В пассажирский лайнер, танкер или сухогруз крейсер переделать невозможно. «Штатским» судам требуется не только скорость или манёвр, но и внутренний объём. Экономичность, впрочем, нужна в любом случае, правда, для разных целей. У военных моряков она определяет автономность, то есть дальность похода без дозаправки, а «коммерсанты» просто считают себестоимость перевозки. В общем, демилитаризированный военный корабль — это примерно то же, что гипотетическая безалкогольная водка, неспособная опьянять, но при этом очень противная на вкус.
История корабля
Крейсер «Украина» — настоящая легенда военно-морских сил страны. Это символ. Таких кораблей было построено и спущено на воду четыре, и все вместе они представляют собой серию (проект 1164, он же «Атлант»). Первые три единицы находятся в боевом составе ВМФ России, по одному на трёх флотах (Северном, Тихоокеанском и Черноморском) и называются соответственно «Маршал Устинов», «Варяг» и «Москва». Четвёртый экземпляр, самый молодой, и потому наиболее современный, достался при разделе ЧФ Украине. Это решение можно считать полностью оправданным в ситуации, сложившейся в то время. Хотя в 1992 году было принято решение о совместном использовании общего бывшего советского флота, но процесс создания национальных ВМСУ начался. Владение ракетным крейсером, хотя бы одним — признак статуса. Если что, то и пригрозить можно. Дескать, вы там смотрите не балуйте, а то у нас крейсер есть ракетный. И командир на нём решительный.
Командир: первый, он же последний
Сергей Настенко, в отличие от очень многих советских флотских офицеров, принял идею украинской независимости сразу и всем сердцем. Он понимал, что молодой стране нужны свои военно-морские силы, и делал всё ради их создания. Не дожидаясь, пока Ельцин договорится с Кравчуком или Кучмой по поводу радела ЧФ, он решил действовать самостоятельно, по принципу «хватай и беги». Настенко, тогда ещё капитан-лейтенант, первым поднял на флагштоке гордый сине-жёлтый флаг своей юной новой родины на мачте сторожевика, корабля IV ранга СКР-112, и увел его из Крыма в Одессу.
Что делать с самовольником, никто не знал. Не топить же эту посудину? В то время, в 1992 году, такое предложение звучало бы бредово. И вот Настенко, получившего уже три большие звёздочки капитана I ранга ВМСУ, назначили командиром грозного, но недостроенного (всего на четверть) крейсера. Старое название «Адмирал Лобов» сразу спилили, а на борту появились новые буквы, составляющие слово «Украина».
95% готовности
Корабль долго стоял без толку у ремонтной стенки, так как на его достройку были нужны большие деньги, а им, как всегда, находилось лучшее применение. Прорыв случился в 1998 году, в конце первого срока президентства Кучмы. Кому-то, а возможно, и самому Леониду Даниловичу, показался эффектным лозунг «поднять» или достроить Украину, причём в обеих ипостасях, и государственной, и корабельной. Потратили несколько миллионов, довели до 95% готовности, но тут опять что-то помешало. В общую оборонную доктрину страны крейсер не вписывался. Содержание пятисот моряков само по себе дело затратное, но это пустяки, если учесть, что нужны ещё и походы, и текущая эксплуатация. И стрельбы, и ГСМ, и провизия, и пресная вода. В общем, недаром один политик предлагал враждебной стране подарить крейсер. В войне не поможет, в мирное время разорит. Экипаж распустили. Настенко уволился сам и стал бизнесменом.
«Белый слон»
Любой автолюбитель знает, что нет лучшего способа погубить машину, чем поставить её надолго в тёплый гараж. С судами ещё проще: они ржавеют и под открытым небом. То, что в 1998 году можно было считать 95% готовности, через почти два десятилетия превратилось практически в полную непригодность. Но и в таком виде корабль сохранять непросто. Речь идёт не каких-то боевых свойствах, способности запустить силовую установку или просто сдвинуться с места, а о сохранении плавучести. Если бы на заводе не следили за состоянием корпуса, не проворачивали время от времени механизмы, не наносили смазку (о краске лучше в данном случае вообще не вспоминать), то «Украина» просто легла бы на грунт. Но и такое обслуживание в эконом-режиме тоже требует затрат. Завод «61 коммунара» задолжал за электроэнергию, воду и прочие услуги, ну и работникам по зарплате, понятное дело. Тем временем предприятию не платит министерство обороны. Оно «зависло» на $2 млн (по состоянию на конец 2016 года).
А кому крейсер?
От крейсера давно хотели избавиться. Его предлагали многим странам, но покупать этот ценный корпус с турбинами никто не хочет. Все системы вооружений рассчитаны на российских поставщиков, но не это главное. Если бы «Украину» приобрела, к примеру, Индия, то Дели с Москвой, наверное, договорились бы. Дело в том, что все потенциальные покупатели понимают стремление Киева избавиться от этого токсичного, то есть приносящего одни убытки, актива. «Белого слона» дорого продать нельзя. В «довоенное» время было от России предложение учесть остаточную стоимость крейсера в газовых расчётах, но не срослось. Потом министр обороны Сердюков предлагал забрать корабль задаром, и то в виде большого одолжения. Других идей до 26 марта не было.
Возможная выручка
По всей видимости, срочность проблемы будет диктовать самое простое решение, а именно продажу крейсера «Украина» по цене металлолома. Опыт в такого рода сделках уже есть, а актуальная конъюнктура определяет цену на «корабельное железо» в пределах от $200 до $350 за тонну в зависимости от насыщенности корпуса цветными металлами (в основном медью), подлежащими утилизации. Главные «кладбища» судов, кстати, находятся в Индии, а путь туда неблизкий и тоже стоит денег. При водоизмещении кораблей проекта 1164 в 11,5 тыс. т (на самом деле будет меньше, ведь вооружение срежут) и при наилучшей цене получится, что больше $4 млн «брутто» никак не выйдет. Ну да, с рабочими рассчитаться хватит, и ещё останется за свет заплатить. Но не четыре раза, и не три. И, наверное, даже не два.
Это всё? Нет, не всё. Самое интересное в том, что Украина планирует для своих ВМС купить какие-то списанные корабли у стран НАТО.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание