Поп-арт изобрел не Уорхол: знакомимся с творчеством Роберта Раушенберга, которому в октябре исполнилось бы 95 лет

Любите ли вы искусство? Если да, тогда произведения в стиле поп-арт, безусловно, не могли пройти мимо вашего внимания. Кто из художников оказал самое сильное влияние на изобразительное творчество в этой области? Давайте узнаем.

Знакомство

Принято считать Энди Уорхола наиболее влиятельной фигурой поп-арта. Однако не Энди изобрел поп-арт: он пытался придать ему новую форму. В становлении данного направления наиболее значимую роль сыграл американский художник Роберт Раушенберг: его ранние работы вызывали восхищение у всех поклонников поп-арта.

Раушенберг обладал небольшими знаниями в сфере искусства, до тех пор пока не посетил художественный музей во время Второй мировой войны. Отказавшись принимать непосредственное участие в войне, Роберт был переведен на работу техником-психиатром в военно-морской госпиталь недалеко от Сан-Диего (Калифорния, США). Четыре года войны укрепили его пацифистские убеждения и побудили стать художником.

После «демобилизации» он некоторое время работал газетным иллюстратором в Лос-Анджелесе, прежде чем в 1948 году прошел шестимесячное обучение в Париже в престижной Академии Жюлиана. Стремясь продолжить учебу по возвращении в Соединенные Штаты, Раушенберг посещал колледж в Северной Каролине, а затем Лигу студентов-художников Нью-Йорка.

Важная деталь

Мало кто знает, но у Роберта были непростые отношения со своим учителем, Джозефом Альберсом. В 1933 году, будучи профессором влиятельной художественной школы, Альберс был вынужден бежать из нацистской Германии. Эмигрировав в Соединенные Штаты, он стал преподавателем живописи в радикальном колледже Блэк-Маунтин в Северной Каролине.

Именно там в самом конце своей карьеры Альберс обучал молодого Раушенберга, только что приехавшего из Парижа. Чистые геометрические формы и однородные цвета 60-летнего Альберса оказались слишком жесткими и старомодными для 23-летнего идеалиста. Вскоре Раушенберг откроет новую американскую форму динамического экспрессионизма.

Начало деятельности

В начале 1950-х годов художник прошел через несколько стадий создания произведений. Поначалу его картины не представляли что-то большее, чем черные цифры на белом полотне, обрывки скомканных газет, покрытых черной эмалью и полотна так называемой "красной живописи".

В последующих работах он создавал картины из таких предметов, как бутылки из-под кока-колы, транспортные средства (например, автомобильные шины) и чучела животных, называя свои работы "комбинированной живописью".

Его первая выставка состоялась в 1951 году, однако работы не получили признания критиков. Все изменилось несколько лет спустя: освоив технику фроттажа и шелкографии, его картины приобрели более привлекательный вид. Персональная выставка художника в 1958 году принесла всемирную известность Роберту Раушенбергу.

Интересный факт

Примерно в 1962 году художник позаимствовал у Энди Уорхола использование трафаретной техники для нанесения фотографических изображений на полотна больших размеров. Те работы были основаны на темах современной американской истории, популярной культуры и отличались сложными композициями, а также необычностью изображаемых объектов. В этот период его живопись стала более графической, чем более ранние картины. Например, «Велосипед» (1963 год).

В 1970–1990-е годы Раушенберг занимался литографией и другими техниками гравюры. Он продолжал использовать изображения из коммерческих печатных СМИ, но стал больше полагаться на собственные фотографии. На некоторые его работы повлияли визиты художников в такие страны, как Китай, Япония и Мексика. В 1998 году за свою живопись он получил Императорскую премию Японии.

Роберт работал уборщиком

Не имея денег и ощущая острую нехватку в работе, летом 1953 года Раушенберг устроился уборщиком и разнорабочим в недавно открытую Stable Gallery в центре Нью-Йорка. Это оказалось удачным шагом: вскоре с ним подружилась владелица галереи, влиятельный арт-дилер Элеонора Уорд, которая недавно вернулась после нескольких лет работы в Christian Dior в Париже. Элеонора предложила ему персональную выставку в своей галерее.

Влияние Марселя Дюшана

Невозможно переоценить влияние художника Марселя Дюшана на творчество авангардистов ХХ века. Дюшан отрицал какое-либо различие между «искусством» и «жизнью» и создавал работы, размывающие эти и многие другие концептуальные категории.

Для Раушенберга, который аналогичным образом пытался действовать в своих картинах, Дюшан был настоящим образцом и примером. Дюшан оказал огромную роль в распространении авангардистского течения дадаизма: позже эти нотки были заметны в работах Роберта и других художников того времени.

Прочая деятельность

Возможно, вы удивитесь, но Роберт Раушенберг также был сценографом, хореографом и танцором. Заинтересованный «произведениями искусства в целом», художник всегда был сторонником сотрудничества в различных областях искусства. Помимо привычной для себя деятельности, он оказывал услуги фотографа и скульптора. Более того, он также был театральным декоратором, художником по костюмам и даже специалистом в области хореографии.

Например, Раушенберг разрабатывал декорации и костюмы для нью-йоркского театрального представления Пола Тейлора «Веселый цирк» и Нэнси Каннингем «Спрингер и люди». В течение 1960-х годов Раушенберг продолжал участвовать в создании хореографических постановок.

В октябре этого года Роберту исполнилось бы 95 лет, если бы печальная кончина великого художника. В 2008 году Роберт Раушенберг скончался в возрасте 82 лет в своем доме на острове Каптива (Флорида, США).

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как лично вы относитесь к поп-арту?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.