Как правило, рост нервных клеток у ребенка происходит в течение последнего триместра беременности. Когда этот процесс нарушается из-за преждевременных родов, могут пострадать нейронные сети. В конечном итоге у ребенка могут развиться сбои нервной системы, возникнуть трудности в обучении. Новое увлекательное исследование продемонстрировало, как специально созданная музыка может помочь росту мозга у недоношенных детей. Это приводит к развитию нервной системы, то есть все процессы начинают протекать точно так же, как у доношенных детей.
В чем суть исследования?
Исследование началось с изучения того, какие именно звуки и музыкальные инструменты были бы наиболее подходящими для недоношенных детей. Высказывалось предположение, что успокаивающие и приятные звуки будут наиболее подходящими для устранения стрессового опыта преждевременных родов. Считается, что стресс и тревога преждевременных родов в некоторой степени связаны с последующим дефицитом нервной системы у недоношенных детей.
Композитор Андреас Волленвейдер был нанят для написания терапевтической музыки. Он работал с медсестрой поддержки развития, чтобы экспериментировать с воздействием различных звуков на новорожденных. Лара Лордье, один из исследователей проекта, объясняет, как Vollenweider создал три конкретных музыкальных произведения, основанных на инструментах, на которые дети лучше всего реагировали.
«Было важно, чтобы эти музыкальные стимулы были связаны с состоянием ребенка, - объясняет Лордье. - Мы хотели структурировать день приятными стимулами в подходящее время: музыкой, сопровождающей их пробуждение, музыкой, сопровождающей их засыпание, и музыкой, которая должна взаимодействовать во время фазы пробуждения. Инструментом, вызвавшим наибольшую реакцию, была флейта индийских заклинателей змей (ее еще называют панджи). Малыши практически мгновенно успокаивались, их завораживала музыка!»
Двойное испытание
После того как были составлены три восьмиминутных аранжировки, исследователи решили проверить силу музыки с помощью двойного слепого контрольного испытания. Недоношенные дети были разделены на две группы, одна из которых получала 5 сеансов музыкального лечения в неделю, а другая была нужна для контроля. Каждый музыкальный сеанс состоял из того, что ребенок слушал одну из восьмиминутных композиций через наушники.
Каковы были результаты?
Через 40 недель мозг ребенка был визуализирован с использованием МРТ в состоянии покоя, и эти сканирования были впоследствии сопоставлены с аналогичными исследованиями мозга у здоровых доношенных детей. Мозг необработанных недоношенных детей в 40 недель предсказуемо показал постоянные нарушения в некоторых областях по сравнению с доношенными детьми.
«Наиболее подверженной влиянию оказалась существенная часть мозга, обнаруживающая информацию и оценивающая ее актуальность в определенный промежуток времени, а затем устанавливающая связь с другими мозговыми функциями, которые должны действовать, - объясняет Лордье. - Благодаря этой сети происходит обучение и выполнение когнитивных задач, так и завязываются социальные отношения или осуществляется эмоциональное управление».
Однако недоношенные дети, получившие музыкальное лечение, продемонстрировали значительные улучшения в ряде нейронных областей. Функциональная связь между основной частью мозга и слуховыми, лобными, сенсомоторными, таламусными и прекунеусными областями была увеличена. И что еще более впечатляюще, общая организация мозговой сети у детей, получавших музыкальное лечение, была более сходной с таковой у доношенных детей, чем у недоношенных при традиционном лечении.
Есть ли долгосрочные выгоды?
Это невероятный результат от сравнительно небольшого вмешательства. На данном этапе неясно, каковы долгосрочные последствия этого музыкального обращения. Первая волна недоношенных детей, протестированных в этом исследовании, в настоящее время достигает возраста шести лет, когда обычно появляются проблемы с развитием нервной системы. Следующим этапом исследования будет изучение этих детей в более старшем возрасте и выяснение, есть ли долгосрочные выгоды от музыкального лечения, как поведенческого, так и неврологического.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание