Дискалькулия. Что такое и как лечить

Дискалькулия у детей может существенно влиять на их учебные успехи и самооценку. Если не оказывать своевременной поддержки, это может привести к усилению чувства неуверенности, тревожности и даже развитию вторичных психологических проблем, таких как депрессия. Дети с дискалькулией часто избегают ситуаций, связанных с необходимостью выполнения математических действий, что может ограничивать их возможности в повседневной жизни и дальнейшем образовании.

Важность ранней помощи

Ранняя диагностика и индивидуальный подход к коррекции нарушений играют ключевую роль в успешной поддержке детей, если у них диагностирована дискалькулия. Коррекционная работа включает в себя различные методы и подходы, такие как развитие пространственного мышления, использование наглядных материалов и выполнение упражнений на определение числовой последовательности. Важным аспектом является вовлечение родителей в процесс обучения, чтобы они могли поддерживать ребенка и дома, создавая благоприятные условия для его учебы.

Психологическая поддержка также крайне важна в процессе коррекции, особенно если у ребенка дискалькулия. Создание позитивной учебной среды и укрепление уверенности в себе помогает детям справляться с трудностями и развивать свои математические навыки. Осуществление индивидуального подхода с использованием креативных и нестандартных методов обучения может повысить мотивацию и интерес ребенка к математике, преодолеть страх перед миссией понимания чисел и помочь ему успешно справляться со школьной программой.

Общие сведения

Дискалькулия проявляется в неспособности понимать и выполнять основные математические действия, такие как сложение, вычитание, умножение и деление. Дети с этим расстройством испытывают трудности в восприятии чисел и их взаимосвязей, что затрудняет умение следовать последовательности шагов при решении задач. Они могут не различать числа и символы, часто путаются в понятиях величин и соотношений, не могут адекватно оценивать свои возможности в математических заданиях.

Важно отметить, что дискалькулия не связана с уровнем интеллекта ребенка или его способностью к обучению в других областях. Наоборот, многие дети с этим расстройством успешно развиваются в гуманитарных дисциплинах и проявляют творческие способности. Однако из-за проблем с математикой они могут испытывать низкую самооценку и тревожность, что в свою очередь может влиять на их общее эмоциональное состояние и успеваемость в школе.

Причины

Такие нарушения могут быть обусловлены:

  • Социальными и психологическими факторами. Дискалькулия, коррекция которой осложняется может развиваться на фоне неблагоприятной социальной среды, в которой ребенок растет и обучается.
  • Культурно-экономическими условиями, такими как бедность, недостаток образовательных ресурсов, неравный доступ к качественному обучению, могут затруднять освоение математических навыков.
  • Психосоциальными стрессорами, например, потеря близкого человека или развод родителей, также оказывают отрицательное влияние на когнитивное развитие ребенка, в том числе на обучаемость в области арифметики.
  • Психогенными причинами. Они могут включать различные нарушения эмоционального и поведенческого спектра, такие как тревожные расстройства, депрессия, а также поведенческие расстройства, связанные с агрессией и нарушением адаптации в школе.

Комбинация перечисленных факторов создает индивидуальный профиль риска для каждого ребенка, не всегда позволяя однозначно выделить единственную причину дискалькулии.

Патогенез

Следствием подобных когнитивных ограничений является то, что дети с дискалькулией часто сталкиваются с трудностями в обучении математике в школе. Они могут испытывать задержки в развитии числовых концепций, таких как счет, сравнение величин и распознавание чисел. Эти трудности могут усугубляться стрессом и тревожностью, связанными с постоянным чувством неуспеха. В результате дети могут избегать заданий, связанных с вычислениями, что, в свою очередь, препятствует развитию навыков, необходимых для практической жизни и академических успехов. Поэтому профилактика дискалькулии должна выходить на первый план.

Кроме того, осложнения в процессе ассимиляции математических понятий могут повлиять на уверенность и самооценку ребенка, в особенности когда он сравнивает свои достижения с одноклассниками. Неверные стратегии обучения или недостаточная педагогическая поддержка могут еще более усилить эффекты дискалькулии. Поэтому крайне важно, чтобы преподаватели и родители внимательно наблюдали за проявлениями затруднений и предоставляли своевременную поддержку и адаптированные методы обучения, которые смогут компенсировать дефициты и способствовать лучшему усвоению материала.

Классификация

Существует несколько вариантов развития дискалькулии:

  • Каждый вид дискалькулии требует особых методов психокоррекции и педагогического подхода. При вербальной дискалькулии важно сосредоточиться на развитии слуховой памяти и обучения посредством наглядных материалов.
  • При практогностической дискалькулии основной задачей является преодоление барьера между абстрактными и конкретными понятиями. Эффективными техниками могут быть метод проектных работ, моделирование математических задач с помощью физических объектов и практическое применение математических концептов в реальной жизни.
  • Лексическая дискалькулия требует усиленного внимания к навыкам чтения и распознавания математической символики. Задачи включают разбор и изучение математического алфавита, использование цветовых кодов и символов для упрощения восприятия.

Как видите, виды дискалькулии дают широкое поле для диагностики и дальнейшей работы.

Симптомы дискалькулии

Расстройство навыков счета или дискалькулия — это нарушение способности к освоению арифметических навыков, которое может существенно усложнить образовательный процесс для ребенка. В дошкольном возрасте дети с таким расстройством могут испытывать затруднения в понимании чисел, их последовательности и основных числовых операций. Например, они могут не улавливать разницы между количеством предметов в двух небольших группах или забывать простые числовые понятия.

С течением времени, когда ребенок поступает в школу, трудности усугубляются. В младших классах дети с дискалькулией могут испытывать сложности с запоминанием таблицы умножения, правилами сложения и вычитания, а также с решением простых математических задач. Эти трудности могут привести к снижению успеваемости и создать стрессовую учебную среду, что, в свою очередь, может повлиять на общую самооценку ребенка и его отношение к школьным предметам.

Диагностика

Дискалькулия у школьников может диагностироваться на всем протяжении обучение, но обычно видна уже в начальной школе. Специалисты оценивают социальные навыки ребенка, его способность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, умение адаптироваться в новых условиях. Это помогает определить уровень развития эмоциональной сферы и выявить возможные затруднения в коммуникации. Специалист наблюдает за реакциями ребенка на различные стимулы, оценивает уровень тревожности и наличие страхов, что может быть показателем психологических или психических трудностей.

Важным аспектом диагностики является проведение специальных тестов и методик, позволяющих получить более точную картину состояния ребенка. Например, могут применяться методики, оценивающие когнитивное развитие, внимание, память, способности к обучению. Врач может использовать тесты на выявление признаков дислексии или дискалькулии, чтобы понять, испытывает ли ребенок трудности в обучении, связанные с этими расстройствами.

Лечение дискалькулии

Обучение детей с расстройством математических навыков не ограничивается только когнитивными упражнениями. Важным компонентом является эмоциональное и мотивационное сопровождение занятий. Специалисты создают комфортную и поддерживающую атмосферу, где ребенок не боится ошибаться и может свободно выражать свои мысли и затруднения. Это помогает снизить уровень тревожности и повысить уверенность в своих силах, что в свою очередь благоприятно сказывается на успеваемости.

Помимо работы в специализированных учреждениях, значительную роль играет вовлеченность родителей в процесс обучения. Родители получают рекомендации по поддержанию и развитию навыков в домашних условиях. Совместные игры и задания, интегрированные в повседневную жизнь, помогают детям закрепить полученные знания и умения. Участие близких взрослых в учебном процессе делает его более естественным и непринужденным, позволяя плавно переносить навыки в реальную жизнь.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы сталкивались хоть раз с дискалькулией? 
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.