Вам интересно, соответствует ли развитие речи вашего ребенка нормам. Вы ознакомились с показателями речевого развития и обнаружили, что вашему малышу уже пора правильно произносить некоторые звуки. Например, в возрасте 2,5-3 лет ребенок должен правильно говорить "в", "ф", "т", "д". Но вы замечаете, что ваш малыш по-прежнему путает эти звуки или пропускает их вовсе. Это может вызывать беспокойство, особенно если сравнивать его речь с речью сверстников. Однако не стоит паниковать раньше времени. Речевое развитие у каждого ребенка идет своими темпами, и правильное произношение можно успеть выработать.
Что такое артикуляция
Артикуляция – это процесс работы органов речи, обеспечивающий корректное формирование звуков. При правильной артикуляции звуки разделяются ясно и разборчиво, что позволяет их различать. Четкое и правильное произношение звуков является сущностью артикуляции. В этом процессе главную роль играют не голосовые связки, а органы речи, которые могут быть активными, такими как язык и губы, и пассивными, такими как зубы, десны и небо — мягкое и твердое.
Произношение слов представляет собой сложную систему, в которой задействованы дыхательные пути, голосовые связки, ротовая и носовая полости, язык, губы и другие органы.
На практике, если вы заметили, что ребенок произносит какой-то звук неверно, но у него нет речевых нарушений, обратите внимание на его артикуляцию. Правильное произношение невозможно, если язык не встает в правильную позицию. Например, если речь идет о звуке "р", нужно проанализировать, как он ставит язык: его положение должно быть подъемным, почти у верхнего неба, а воздушный поток должен проходить между языком и небом, создавая вибрацию. Если же это звук "с", язык должен быть прижат к нижним зубам, а через щель, образованную передней частью языка и передними верхними зубами, должен проходить воздушный поток.
Артикуляция согласных звуков
Согласные звуки (37 шт.) - это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречает различные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума. Шум - это не периодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.
В характеристику согласных звуков входят следующие основные признаки:
- Место образования. Этот признак определяется активным органом, который выполняет основную работу, и пассивным органом, с которым он контактирует или сближается (губно-зубные, переднеязычные и т. д. звуки).
- Способ образования. Данный признак указывает на тип препятствия в ротовой полости на пути воздушной струи и способ его преодоления (щелевые, смычные и дрожащие согласные).
- По уровню шума (по степени его интенсивности). Все согласные по этому признаку делятся на сонорные и шумные.
- Глухие и звонкие. Определяются отсутствием или наличием голоса (тона) при их произношении.
- Твердые и мягкие. Различаются специфической артикуляцией, характерной для каждой группы.
Артикуляция гласных звуков
Гласные — тип речевых звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создается существенных препятствий. Нормальной артикуляции гласных присущи общие признаки: мягкое небо находится наверху и прижато к задней стенке глотки. Как результат – проход в носовую полость оказывается закрытым, а воздушная струя направляется через рот. Голосовые складки находятся в напряженном состоянии, они сближены и колеблются. В результате этого образуется голос. Нарушения артикуляции гласных встречаются редко.
Учимся, играя
В раннем возрасте логопед осмотрит ребенка, но, конечно, скажет, что не приступит к занятиям до 5 лет (у него могут быть заняты все часы работы более серьезными случаями, и заниматься всерьез с такими маленькими детьми довольно сложно). Но что же тогда, ждать несколько лет? А до тех пор краснеть каждый раз, когда ребенок говорит «га» вместо «да», «гом» вместо «дом»? Что же делать? Предлагаем последовать примеру наших бабушек и самостоятельно обучить ребенка правильному произношению.
Хорошей практикой является использование игровых методов. Играйте с ребенком в различные игры, которые включают в себя произношение слов. Например, вы можете использовать любимые игрушки малыша и строить диалоги с ними, повторяя правильное произношение слов. Пойте детские песни, рифмуйте слова и приучайте ребенка к звуковой ритмике речи. Чтение сказок и обсуждение их содержания также способствует расширению словарного запаса и улучшению произношения.
Занимайтесь артикуляционными упражнениями. Простые упражнения на мимику и работу языка могут значительно улучшить моторику речевого аппарата. Например, попросите ребенка "лизнуть" верхнюю губу или потянуться языком до носа. Такие занятия можно легко превратить в забавную игру, которая вызовет у ребенка интерес и желание повторять их снова и снова.
Не забывайте о важности личного примера. Говорите с ребенком понятно, медленно и четко, чтобы он мог видеть положение ваших губ и языка при произнесении звуков. Не перебивайте его, когда он пытается выразить свою мысль, и не торопите. Дайте малышу время сформулировать слова и ответить. Постепенно, с вашей помощью и поддержкой, он обязательно освоит правильное произношение и будет радоваться своим успехам вместе с вами.
Показываем и мотивируем
Важно помнить, что просто показывать и объяснять ребенку, как произносить звуки, может быть недостаточно. Очень важно мотивировать и поощрять ребенка, чтобы он самостоятельно тренировался. Вы можете сделать это через игру, создавая различные задания, связанные со звуками, или хвалить его за успешные попытки и небольшие достижения. Соблюдение регулярности занятий также играет существенную роль в формировании правильного произношения.
Если самостоятельно решить проблему не получается
Если, несмотря на все усилия, ребенок по-прежнему сталкивается с трудностями и систематически не может произносить определенные звуки, возможно, следует обратиться за помощью к логопеду. Специалист сможет более точно определить причину проблемы и предложить целенаправленные упражнения для ее устранения.
Заключительным этапом работы над артикуляцией может стать включение ребенка в активное общение, игры, чтение вслух и другие виды активности, в которых он сможет регулярно практиковать свои навыки. Это поможет закрепить правильное произношение и сделать его естественным, не требующим постоянного контроля.
При этом важно помнить, что правильная артикуляция достигается не только благодаря упражнениям, но и через регулярные повторения и систематическую работу над каждым звуком. Родители и воспитатели могут активно участвовать в этом процессе, превращая его в увлекательную игру, чтобы ребенку было интересно учиться. Правильное произношение слов - это лучшая награда.
Какие упражнения помогают
Использование ярких образов и метафор помогает детям лучше понимать и запоминать, как правильно произносить звуки. Например, можно представлять, что язык – это небольшой моторчик, который при правильной настройке работает четко и плавно. Аналогичные приемы можно использовать и для объяснения положения губ и зубов. Правильное произношение звуков постепенно отрабатывается и автоматизируется.
Если ребенок сталкивается с трудностями в освоении определенного звука, важно поощрять его и поддерживать, а не торопить с результатами. Терпение и позитивное отношение играют ключевую роль в этом процессе. Постепенно, с помощью тренировок и внимания, ребенок сможет научиться правильно произносить даже самые сложные для него звуки.
Сфера ответственности логопеда
Не стоит чрезмерно сосредотачиваться на исследованиях движения мягкого неба и частей задней части языка. Обычно достаточно правильного положения губ, зубов и языка, так как именно от них зависит звук. Если этого окажется недостаточно, следует обратиться к логопеду, который с помощью специальных методик и иногда зондов научит ребенка правильно произносить звуки. Кстати, правильное произношение букв обычно отрабатывается после звуков.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание