Кто такой логопед-дефектолог и чем он отличается от обычного логопеда

Логопеды и дефектологи имеют одинаковое образование и похожие методики. В период обучения их объединяет общий факультет и несколько дисциплин. Оба специалиста изучают психиатрию, неврологию, психологию и педагогику. Их работа включает в себя не только коррекцию звукопроизношения, но и индивидуальную работу с ребенком. У них много общего, но кто необходим ребенку для преодоления психофизических отклонений? Чем же именно они отличаются и кто такой логопед-дефектолог? Давайте разберемся.

Когда ребенку необходима помощь профильных специалистов

Детей с проблемами развития много, и все больше родителей стремятся найти квалифицированного специалиста. Помощь узкопрофильного эксперта требуется детям, у которых выявлены трудности с адаптацией, речевым развитием, взаимодействием и обучением в школе или детском саду. Не зная, кого выбрать, родители ищут логопеда-дефектолога, который должен обладать большим количеством знаний.

Причины нарушений

Среди причин нарушений могут быть:

  • травмы при рождении;
  • инфекции, полученные во время внутриутробного периода;
  • заболевания, возникшие на ранних этапах развития;
  • неврологические и психологические расстройства.

Это только небольшой перечень возможных факторов. В частности, родители часто обращаются за помощью, если у ребенка диагностированы ДЦП, аутизм, проблемы со слухом или зрением.

Специфика работы логопеда

Логопед можно считать разновидностью дефектолога, однако главное отличие заключается в специфике работы. Дефектология представляет собой научное направление в педагогике, которое разрабатывает и внедряет различные методики для коррекции отклонений в развитии. Эти методики включают как восстановительные, так и образовательные практики.

Основные направления дефектологии:

  • Логопедия – раздел педагогики, сосредоточенный на речевых проблемах.
  • Сурдопедагогика – занимается исключительно детьми с нарушением слуха или полностью глухими.
  • Тифлопедагогика – ориентирована на учащихся с нарушениями зрения.

Таким образом, логопеды являются узкоспециализированными дефектологами, которые сосредотачиваются на коррекции речевых нарушений. К дефектологам также принадлежат сурдопедагоги, тифлопедагоги и олигофренопедагоги. Логопед-дефектолог - это, соответственно тот, кто получил двойную специализацию.

Сфера ответственности логопеда

Необходимо перед началом занятий получить точный диагноз, чем занимается психолого-медицинская комиссия. Она выявляет основную причину речевой проблемы, исходя из которой логопед разрабатывает программу.

Часто родители поверхностно воспринимают работу логопеда, считая, что его задача — исправить неправильное произношение букв и звуков. Однако специалист занимается улучшением речи в целом.

Логопед помогает:

  • нормализовать связную речь;
  • исправить неправильное произношение звуков;
  • увеличить словарный запас;
  • улучшить фонематический слух;
  • развить грамматические навыки;
  • проработать невербальное общение (жесты, мимика).

В процессе работы с логопедом ребенок учится сочинять рассказы и вести диалоги. В диалогах участвуют как сверстники, так и взрослые, поэтому это крайне важная часть работы. Все школьное обучение строится на диалогах. Кроме того, логопед ставит цель предотвратить трудности в письме, развить память, мышление, моторику и восприятие окружающего мира.

Все это составляющее работы логопеда, отличающейся от деятельности дефектолога, хотя у них есть и схожие задачи. Но есть и другие специалисты. Над развитием ребенка работают психолог, логопед, дефектолог, но каждый в своей области.

Специфика работы дефектолога

Работа дефектолога определяется его специализацией. Когда у ребенка возникают трудности, которые невозможно преодолеть в рамках обычного обучения, на помощь приходят его методы. Дефектолог должен быть экспертом в конкретном нарушении, будь то речевое, зрительное, слуховое или интеллектуальное. Например, если задержка речевого развития обусловлена умственной отсталостью, основным педагогом выступит олигофренопедагог.

Пример для наглядности: если у ребенка проблемы со слухом, педагог сосредоточится на развитии невербальных способов общения. При нарушениях зрения обучение будет направлено на освоение навыков пространственной ориентации. Детский логопед-дефектолог обладает знаниями о развитии мышления и речи, что позволяет ему более комплексно подходить к работе.

Специфика работы детского психолога

Детский психолог также играет важную роль в ранней диагностике и вмешательстве при различных нарушениях развития. Например, задержка речевого развития или проблемы с моторикой могут не сразу заметить родители, а специалист способен выявить эти отклонения на ранней стадии и предложить меры коррекции. Эта вовлеченность помогает предотвратить дальнейшие сложности и существенно облегчить жизнь ребенка и его семьи.

Одной из значимых задач детского психолога является работа с детскими страхами. Все дети сталкиваются с тревогами, но иногда они перерастают в более серьезные фобии, которые могут мешать нормальному развитию и адаптации в обществе. Игровая терапия особенно эффективна для маленьких детей, так как через игру они могут выражать свои эмоции и мысли, которые им трудно сформулировать словами. Игра позволяет психологу установить доверительные отношения с ребенком, проанализировать его поведение и выявить скрытые причины страха.

Общие задачи всех специалистов

Главная задача специалистов сосредоточена на повышении познавательной активности у детей, что достигается путем разнообразных программ и методик. Это включает развитие памяти, концентрации и ментальных процессов. Несмотря на узкую специализацию педагогов-дефектологов, все они решают похожие задачи:

  • индивидуальное развитие сенсорных способностей;
  • формирование культурно-гигиенических навыков;
  • развитие правильной речи, что осуществляется через расширение кругозора (педагог знакомит ребенка с миром вокруг, обогащая его словарный запас и формируя связную речь);
  • демонстрация игровых методов (если игровые навыки не соответствуют возрастным нормам);
  • обучение письму и устной речи через аудиальное восприятие (ребенок выделяет звуки в произнесенных словах);
  • формирование простых арифметических умений (основываясь на знаниях о количественных и временных характеристиках объектов);
  • развитие моторики с помощью несложных творческих заданий.

Дистанционная помощь

Способен ли помочь логопед-дефектолог дистанционно? Не все дети имеют возможность посещать образовательные учреждения из-за проблем со здоровьем. Кроме того, иногда возникают непредвиденные обстоятельства: болезнь логопеда или ребенка, закрытие учреждений на карантин, срочные отъезды. Такие ситуации могут нарушить непрерывность работы над восстановлением речи, хотя это крайне важно.

Тем не менее современные технологии позволяют логопедам проводить занятия дистанционно. Большинство речевых нарушений, таких как дизартрия, заикание, дисграфия, дислексия и другие, можно исправлять удаленно, за исключением случаев, когда требуется инструментальное вмешательство или логопедический массаж. Однако детям с СДВГ и значительными нарушениями развития занятия онлайн могут не подойти, поскольку они не всегда способны длительное время сосредотачиваться на экране и удерживать свое внимание.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы считаете, кто из этих специалистов нужнее детям? 
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.