«Что вы сидите, как пеньки с глазами?», «Тебя что, блохи кусают, и ты вертишься?», «Ты тупой, как сибирский валенок!» Эти и подобные фразы были вполне привычны в прошлом веке в устах педагогов. Хочется надеяться, что они остались в прошлом…
Уважать в ребенке личность
Сегодня все воспитатели твердят это как мантру. Это правило должно работать в школе и других детских учреждениях, ведь главное – уважение к человеку, пусть даже пока еще и маленькому. Как этот постулат применяется в реальности – большой вопрос. Зачастую преподаватели «перегибают палку», применяя к школьникам методы воздействия, которые превышают их полномочия.
Наказание за перекрашенные волосы
В Санкт-Петербурге началась прокурорская проверка в «Паскаль лицее» из-за конфликта учителей и школьника. Подросток обесцветил волосы. Перед этим он посоветовался с классным руководителем, которая заверила его, что правила, запрещающего красить волосы в естественные цвета, в школе нет. Однако после того, как парень пришел на занятия блондином, его отправили к директору.
Руководитель образовательного учреждения потребовал, чтобы подросток перекрасился в свой прежний цвет. Парень не послушался – просто ушел на больничный. Но 19 февраля, когда он вернулся в лицей после болезни, его отстранили от занятий. И не просто запретили посещать уроки, а поместили в учительскую и не позволяли выходить из нее в течение 7 уроков. При этом родителей ученика в известность поставить посчитали лишним.
Руководство лицея не стало принимать от матери юноши официальный запрос по поводу инцидента. Отказался комментировать ситуацию и комитет по образованию, сославшись на то, что этот лицей частный.
Чем закончится история, пока не известно. Но тот факт, что она освещается на серьезных площадках в Интернете, дает надежду, что справедливость восторжествует.
Лысым здесь не место!
Однако множество случаев, подобных этому, не доходят до прокуратуры. Например, девушку также отстранили от занятий за то, что она очень коротко постриглась. Почти налысо. Директор школы велела ей либо покупать парик, который был бы полной имитацией ее прежней прически, либо сидеть дома, пока волосы не отрастут. Причину, по которой девушка так кардинально сменила имидж, никто не выяснял.
А у нее, между прочим, подруга потеряла волосы из-за процедур от онкологии. И девушка таким способом хотела привлечь внимание общественности к проблеме, поддержать подругу. Не получилось…
Что хочу – то и ворочу?
Наверное, кое-кто может припомнить такие случаи из школьной жизни, когда учитель по собственной инициативе отводил ребенка в парикмахерскую. В основном это касалось мальчиков или юношей в те времена, когда мода на длинные волосы захлестнула СССР.
Возможно, тому послужил всемирный восторг восходящей на пик славы группы Beatles. Воспитатели подрастающего поколения были возмущены длинноволосыми школьниками, видя в их прическах способ выражения преклонения перед американской группой. Поэтому они рьяно выступали против такого «несоветского поведения».
Многие юноши в те времена были насильно острижены в присутствии педагога. Кое-кому пришлось после такого самодурства учителей ходить в школу лысым.
Твоего мнения никто не спрашивает!
А уж эту фразу слышит каждый второй школьник и сегодня. Почему взрослые люди считают себя вправе затыкать рот подросткам – неизвестно. Хотя кто-то мудрый так сказал однажды: «Возраст – вовсе не показатель ума».
Если учитель сделает ошибку, а ученик укажет ему на нее, он отвечает, что это просто описка (опечатка). А вот если ученик где-то допустит промах, ему это так просто с рук не сойдет. В лучшем случае просто снизят отметку. А то и могут выставить на посмешище перед коллективом.
Это мой внутренний мир, и не лезьте в него грязными сапогами!
Некоторые учителя считают себя вправе отобрать у подростка записку и прочитать ее. Иногда даже вслух. Нередко классная дама даже позволяет себе отобрать у ученика его личный дневник. Вопрос о том, что заниматься личными записями во время урока нельзя, сейчас не рассматривается, тем более что и сами педагоги нередко «что-то там такое у себя пишут» в то время, пока ученики занимаются самостоятельной работой.
Так вот, отобрав личный дневник, иная учительница решает, что лучший способ призвать всех к порядку – зачитать написанное вслух. Действительно, подросток получает хороший урок… В лучшем случае он просто расстроится или переведется в другую школу. В худшем – попытается покончить с собой.
А наказывать иногда надо учителей
Грубое вмешательство в личную жизнь подростка или ребенка – это самое серьезное нарушение, которое может допустить воспитатель в своей работе. И оно должно быть наказано.
Например, один директор школы правильно среагировал на «нечуткое поведение» своей подчиненной. Он направил письма с извинениями родителям первоклассников, которым в классе сказали, что Санта-Клауса нет.
И директор школы, в которой произошел инцидент, также сделала публичное заявление. В нем она не только принесла извинения и выразила огорчение, но и сказала: “Санта Клаус – это детское чудо, связанное с праздниками и традициями. Нельзя разрушать его!”
Новостной источник в конце упоминает о том, что будущая работа этого педагога в образовательных детских учреждениях сейчас находится под большим вопросом.
Родители должны быть начеку
Скорее всего виной таким случаям является попустительство родителей. Во избежание травли ребенка, которое обязательно последует после обращения с жалобой на учителя к руководству школы, они выбирают позицию «перемелется – стерпится». И делают непростительную ошибку.
Подростки, наблюдающие лицемерное поведение таких родителей и произвол учителей, вряд ли вырастут цельными честными личностями. Они уже впитали лживость ханжества, научились скрывать свое мнение под маской внешнего принятия поведения, которое требует осуждения.
«Стану взрослым – отомщу!» - думает такой обиженный ребенок. И мстит потом родителям за то, что не заступились, учителям - за унижения, которые пришлось испытать. А часто и сам становится похожим на родителей и учителей: лицемером или самодуром.
Неудачный урок в метро
Это произошло во время прохождения месячника по истории. Учитель физкультуры решил самовольно провести занятие в виде ролевой игры. В прошлом подземная железная дорога в Соединенных Штатах была тайной сетью убежищ для беглых рабов и людей, которые помогали им бежать на свободу. Учителю показалось, что ролевая игра будет всем интересна.
Он предложил представить детям, что они - беглые рабы. Они должны были пройти через полосу препятствий, установленных в подземной железной дороге. Но один из участников соревнования оказался афроамериканцем.
Родителям этого подростка не понравился сценарий игры, в которой их сын играл роль беглого раба. После их заявления директор школы принес свои извинения. Он сказал: «Урок противоречит нашим общим целям сопереживания, утверждения и создания культурной среды обучения для всех». Какова участь незадачливого учителя с бурной фантазией – неизвестно.
Нисколько не хочу принизить роль талантливых и самоотверженных педагогов и воспитателей. Их работа и трудна, и малооплачиваема. Но! Очень хочется, чтобы взрослые, которым мы поручаем своих чад, видели в них не пеньков с глазами, не послушных марионеток, выполняющих их приказы, а личностей с их внутренним миром, с их проблемами и мечтами.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание