Собрал богатейшую монастырскую библиотеку: как жил высокодуховный старец Моисей Оптинский

Со школьных лет нам известен призыв жить по заповедям, изложенным в Библии. Вот только для их исполнения зачастую предлагаются обстоятельства, при которых бывает трудно определить, с чем именно довелось столкнуться – с нечистым искушением или волей Господа. Понять духовные законы, разобраться в том, насколько они применимы в той или иной ситуации, издавна помогали людям оптинские старцы, наставляя их на пути к спасению.

Оптина пустынь является одним из крупнейших духовных центров России, местом паломничества многих ее сынов и дочерей. Подвижником, которому в начале XIX столетия провидением Божьим были вручены заботы об устроении и возобновлении Оптиной пустыни, стал старец Моисей, уникальным образом соединивший неустанное попечение о нуждах монастыря с истинной нестяжательностью. В результате после десятилетий запустения святая обитель буквально расцвела.

Всю жизнь старца Моисея Оптинского братия считала ежедневным подвигом, исполненным служения ближнему и полного подчинения Божьей воле. Днем памяти святого считается 29 июня. 24 октября почитается как день оптинских старцев. В нашей статье мы расскажем о житии святого и его делах.

Происхождение и детство

Преподобный Моисей Оптинский (в миру - Тимофей Иванович Путилов) родился 15 января 1782 г. в городе Борисоглебске Ярославской губернии. Младший брат святого, игумен Антоний, один из оптинских старцев, в конце своей жизни занялся написанием автобиографии «Келейная записка», в которой представил жизнь семьи Путиловых. Родители братьев относились к купеческому званию и отличались большой благочестивостью. Известно, что отец будущего старца Моисея, Иван Григорьевич, строго соблюдал посты и регулярно посещал храм, пел в церковном хоре. Дети в его семье воспитывались в строгости, отец сам обучал их грамоте.

Тяготение к монашеской жизни

Тимофей был третьим в многодетной семье. Строгое воспитание способствовало тому, что сыновья в ней страстно желали посвятить себя монашеству. 18-летнего Тимофея вместе с 14-летним братом Ионою отец отправил на службу московскому откупщику. В столице они побывали во многих духовных святынях, прочитали большое количество церковных книг, познакомились с духовными людьми того времени. В результате братья утвердились в своем желании посвятить себя монашеству.

Саров

Спустя четыре года вслед за мужем безвременно умершей сестры они отправились в Саров, письмом уведомив отца о своем намерении постричься в монахи. В Сарове в продолжение 3 лет братья пользовались наставлениями духоносных старцев – преподобного Серафима Саровского, схимонаха Марка, проходившего подвиг юродства, игумена Назария, восстановителя Валаама. Тимофей нес тяжелое послушание в хлебне, после чего ухаживал за больным отцом Исаией.

Свенская Успенская обитель

Затем будущий старец Моисей отправился в послушание в Свенскую Успенскую обитель Орловской епархии, а его брат стал Саровским игуменом.

В 1811 году, в возрасте 29 лет, Тимофей присоединился к пустынножителям, спасающимся в рославльских и брянских лесах, где он провел 10 лет и был пострижен в монахи, получив имя Моисея, в честь преподобного Моисея Мурина, на которого был похож своим гостеприимством и страннолюбием. Тимофей проживал вместе с другими пустынниками на берегу лесной реки. Ежедневно здесь правили церковную службу, по праздникам причащались. Возносили молитвы, собирали ягоды и грибы, рукодельничали, выращивали репу. Жизнь отшельников постоянно подвергалась опасности: зимой вокруг выли волки, огород расхищали медведи, нападали разбойники, лютовали бури.

Пустынная жизнь позволила отцу Моисею созреть духовно, приобрести молчание, сосредоточенность, внимание, глубокое знание святого учения, дар молитвы. О достигнутой им духовной высоте свидетельствует запись в дневнике:

Блеснуло в уме разумение относительно до сожительствующих со мной братий, чтобы их погрешности, видимые мною и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться, как за собственные свои, дабы не судить их строго и гневом отнюдь не воспламеняться. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои.

Оптина пустынь

В 1820 году, в 38-летнем возрасте, отец Моисей нанес визит в Оптину пустынь, после чего Калужский архипастырь, преосвященный Филарет, пригласил его вместе со всеми пустынниками сюда на жительство. Прибывшие с отцом Моисеем пустынники разместились в Оптиной на пасеке, очистили место от многовековых сосновых деревьев, построили келью и храм в честь Иоанна Предтечи.

Рукоположение в иеромонахи

Освящение храма произошло в 1822-м. Отец Моисей обратился к прибывшему в пустынь преосвященному Филарету с просьбой дать ему разрешение на постриг в схиму. Видя высокую духовность старца, Филарет предложил ему священство. Так, в 40-летнем возрасте Моисей был рукоположен в иеромонахи и стал выполнять обязанности духовника Оптиной. Спустя 3 года его избрали настоятелем Оптиной.

Настоятельство

Настоятельство преподобного Моисея Оптинского продолжалось в течение 37 лет. За эти годы его службы Оптина пустынь несказанно преобразилась. В несколько раз увеличилась численность братии. Была удвоена площадь монастырской земли. Насельники развели фруктовые сады, завели рогатый скот, расширили собор. Также ими были воздвигнуты два храма, выстроены гостиницы и трапезная, возведены скотный и конный дворы, несколько корпусов келий, заводы, мельница и белая ограда вокруг обители.

Все эти сооружения создавались как для монастыря, так и для предоставления возможности заработать неимущим. Преподобный Моисей нередко приобретал вовсе не нужные вещи за более высокую цену лишь для того, чтобы помочь нуждающемуся, покупал вышедшие из пригодности припасы, нередко сам употреблял их в пищу, выдавал жалование сиротам - за отпугивание ворон, за ловлю кротов. В гостинице не устанавливалась оплата за проживание, но всем предлагалось класть в кружку кто сколько может. "Не заплатят девяносто девять, Бог пошлет сотого, который за всех заплатит", - был уверен отец Моисей.

В обитель принимались без какого бы то ни было денежного вклада, настоятель не отказывал в приеме больным, слепым, бедным, ничем не могущим ей воздать.

Одним из значительных достижений отца Моисея было устроение большой монастырской библиотеки. Для нее в обители построили новое каменное здание, настоятель лично заботился о пополнении книжной коллекции, основой которой стало обширное собрание собственных рукописей и книг настоятеля. Отец Моисей выписывал из Москвы и Петербурга и приобретал для монастыря как душеполезную литературу, так и книги по разным областям знания. Именно в бытность настоятелем отца Моисея в Оптиной пустыни началась большая книгоиздательская деятельность.

Святой отец обладал незаурядными дарованиями любви к ближнему, прозорливости и большой духовной мудростью. Он отечески заботился о каждом из братии, был настоящим пастырем, укрепляющим паству на пути к спасению.

Благодаря его стараниям была создана обитель, прославившаяся своим духовным преуспеянием, в которой нищему всегда можно было найти хлеб и кров, ищущему духовной помощи – мудрое наставление оптинских старцев. Запутавшемуся в житейских проблемах здесь всегда можно было рассчитывать на разумное руководство и обретение смысла жизни.

Оптинские старцы

Ввиду того что двум строгим подвижникам, преподобному Моисею и старцу Льву, довелось пройти схожий духовный путь внутреннего делания, между ними сложилось единодушие и глубокое взаимное понимание. Бремя духовного окормления братии было возложено настоятелем на преподобного Макария, ученика старца Льва. Соработничество преподобного Моисея с оптинскими старцами Макарием и Львом способствовали не только внешнему благоустройству Оптиной Пустыни, но и самому ее духовному расцвету. В бытность преподобного Моисея настоятелем в Оптину пришел послушником преподобный старец Амвросий.

Вот имена четырнадцати оптинских старцев, в разные годы просиявших в обители: Лев, Моисей, Макарий, Иларион, Антоний, Анатолий I, Амвросий, Иосиф, Исаакий I, Анатолий II, Варсонофий, Нектарий, Исаакий II, Никон.

Все они отличались высокими дарами — рассудительностью, прозорливостью, способностью к исцелениям и чудотворениям. Искони люди обращаются к ним в молитвах, называя «столпами монашества», «утешителями Российской земли», «светильниками православной веры» и прося о душевном спокойствии, защите семьи или удаче в новом деле. К оптинским старцам обращаются также за защитой от недоброжелателей и злых сил, утешением в скорби, об упокоении самоубийц и некрещеных.

Оптина пустынь сегодня - самый посещаемый монастырь Калужской области и ее знаковое место. Особенно значительным бывает наплыв сюда паломников в день оптинских старцев – 24 октября. Есть и другое название этого религиозного праздника, установленного для почитания святых отцов, бывших духовными руководителями мирян. Его называют также - день празднования Собора преподобных Оптинских старцев. В 2009 году священным Синодом была утверждена служба, посвященная Собору. Дню оптинских старцев посвящена также икона, созданная козельскими мастерами.

Ежедневный подвиг

Дата праведной кончины преподобного Моисея – 29 июня 1862 года. В 1996 г. старец был причислен к лику местночтимых святых Оптиной пустыни. В 2000 г. – Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ прославил святого для общецерковного почитания. Нетленные мощи настоятеля архимандрита Моисея покоятся в Казанском храме близ мощей его брата, игумена Антония.

Жизнь преподобного была ежедневным подвигом. По его кончине братия почтила святого такими словами:

Он жил сокровенно в Боге. Как ни высоко это слово, для него оно было и делом. Во всем – в попечениях об устройстве и содержании обители, в управлении братством и нравственной его поддержке, во всех своих благонамеренных предприятиях, во всем возлагался он на Господа с полною верою и упованием, все случавшееся с ним принимал как от Господа: скорбное – как посланное для пользы душевной, утешительное – как знак Отеческого милостивого промышления.

Следующие слова старца можно считать живым заветом всем нам. "От Него, Создателя, – говорил он, – бытие наше, Им живем и движемся, и от Него всякое благо и всякий дар".

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Обращались ли вы когда-нибудь за помощью к оптинским старцам?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.