Грань практически стирается: почему из страшных игр получаются лучшие фильмы

Из видеоигр в стиле хоррор или ужасов, таких как «Сайлент Хилл» или «Обитель зла», как правило, получаются лучшие экранизации. Что касается других жанров, такое наблюдается намного реже. Но почему так происходит? С момента появления «Обители зла» режиссера Пола Андерсона вышло уже шесть фильмов, ставших продолжением этой захватывающей истории. Это одна из самых прибыльных франшиз среди фильмов ужасов в истории кинематографа. Интересно и другое: у одних поклонников ужасов «Обитель зла» ассоциируется с культовой игровой франшизой, а у других с блокбастером.

Интересная концепция и отличная команда

Фильмы ужасов заслуженно считаются не самым лучшим жанром в кинематографе, так как в этой области слишком много дешевой халтуры. Но в том случае, если за дело берется хорошая команда, которая располагает интересной концепцией, получаются отличные фильмы. Мало того что их можно смотреть, не испытывая приступов отвращения, они могут посоревноваться в осмысленности даже со многими представителями такого высокого стиля, как драма. Есть у них и другое преимущество: многие из них выходят из популярных видеоигр, поэтому изначально они имеют большую аудиторию, а значит, популярность им заранее обеспечена.

Из страшных игр в фильмы

Фильмы серии «Обитель зла» (или Resident evil) явно в творческом долгу перед видеоигрой Behemoth, благодаря которой они были адаптированы. Продолжающийся успех этих картин побудил некоторых задаться вопросом, почему только игры в стиле хоррор получают хорошие или, по крайней мере, забавные экранизации. Как будто в доказательство этого, недавний «Охотник на монстров» 2021 года собрал вместе звезду и сценариста сериала «Обитель зла» Миллу Йовович и Пола Андерсона, правда, этот приключенческий фильм не смог окупить свой бюджет и был далек от успеха.

Конечно, фильмы «Обитель зла» также никогда не пользовались значительной поддержкой критиков, но финансовый успех этих работ говорит сам за себя. Между тем несправедливо оклеветанная адаптация «Сайлент Хилл» 2006 года служит еще одним доказательством того, что игры ужасов уникально подходят для успешного перехода от консоли к экрану. При этом аудитория данного проекта не только не теряется, а даже значительно увеличивается. Так что же такого в жанре ужасов, что делает его видеоигры подходящими для экранизаций?

Секреты успеха жанра ужасов: погружение от первого лица

Основная причина, по которой адаптации видеоигр в стиле хоррор, как правило, работают там, где такие, как «Макс Пейн», проваливаются, заключается в том, что ужасы строятся в рамках погружения от первого лица. Многие игровые адаптации изо всех сил стараются сделать своих главных героев интересными. Зрителей привлекает тот факт, что они контролируют действия героев истории. Продолжающийся успех фильмов, равно как и игр «Обитель зла», объясняется тем, что ключевые персонажи погружают человека в сюжет с головой.

Непосредственно в играх у геймеров есть возможность поставить себя на место главных героев. Но в любом случае человек, который смотрит фильм ужасов или играет в эту историю, пугается до безумия. Персонажи «Обители зла» не особенно глубоки, но и герои традиционных фильмов ужасов, на которые зрители часто приходят посмотреть, тоже не отличаются проработкой сюжета.

Люди, как правило, приходят, чтобы увидеть монстров, зомби или кровь, а не развитие персонажа и яркую сюжетную линию. В отличие от детективной истории, такой как «Макс Пейн», в которой нужен увлекательный главный герой, чтобы зрители оказались заинтересованы в раскрытии тайны, фильмам ужасов даже не требуется показывать аудитории, чьи глаза они видят, чтобы напугать их.

Высокооплачиваемый проект

Фильмы «Обитель зла» стали одними из самых высокооплачиваемых фильмов ужасов Голливуда, соперничая с передовыми блокбастерами, – и все это благодаря сосредоточению внимания на страхах, а также работе над развитием персонажей. В адаптациях приключенческих игр, таких как «Лара Крофт: Расхитительница гробниц», или гоночных фильмов, таких как «Жажда скорости», отсутствие глубины может быть реальной проблемой. Игровые версии этих проектов намного интереснее по сравнению с теми впечатлениями, что получают зрители в кинотеатре, наблюдая за взаимодействием плоских, безжизненных фигур.

Однако многие успешные фильмы в стиле хоррор отдают приоритет перспективе погружения зрителя от первого лица, которую используют игры этого жанра, игнорируя предыстории или внутреннюю жизнь главных героев в пользу создания следующей кровавой сцены убийства или саспенса. Адаптации игр ужасов работают еще и по той причине, по которой франшизы слэшеров, такие как «Кошмар на улице вязов» и «Пятница, 13», оказались успешными. Таким образом, в жанре ужасов зрители заинтересованы в том, чтобы поставить себя на место главного героя, а не в том, чтобы узнать о нем как можно больше.

Технические ограничения идут на пользу жанру хоррор

Ограниченный мир игр лучше всего приспособлен к жанру ужасов, ведь в этом случае невозможность вырваться из замкнутого пространства является особенностью всех страшных историй, а не ошибкой или какой-либо технической недоработкой.

Возьмем экранизацию «Сайлент Хилл», где леденящий душу контент игры успешно воспринимается именно потому, что даже его оригинальное название черпает вдохновение из классических историй, таких как «Карнавал душ» или «В пасти безумия». Герои «Сайлент Хилл» не могут сбежать из города, их окружают туманные визуальные эффекты и подавляющее чувство страха, которое вызывает игра, - все это взято из этих вышеупомянутых великих историй ужасов.

Тонкая грань между играми ужасов и фильмами

В последние годы некоторые проекты в жанре ужасов доказали, что игровой опыт может быть настолько кинематографичным, что его можно разыграть как полномасштабный театральный фильм в стиле хоррор. «Дожить до рассвета» с его узнаваемым актерским составом, включая Хайдена Панеттьера и Рами Малека, оказался успешным фильмом, но и сама игра, по сути, уже является восьмичасовой экранизацией. Искусство эффективного запугивания зависит от множества факторов:

  • хорошего сценария;
  • умной операторской работы, независимо от того, происходит история в игре или фильме;
  • механика игрового процесса значительно влияет на то, как сильно человек будет пугаться.

Чувство страха эффективно работает

Способность раскрыть преступление делает детективную игру удовлетворительной, но может сделать фильм этого же жанра скучным, так как зрители могут просчитать всю историю до ее поворота. При этом чувство страха всегда эффективно, независимо от того, исходит ли оно из игры или фильма. Компьютерная игра Disco Elysium, полагается на растянутый игровой процесс и стремится к эффективному повествованию. Кинолента «Дожить до рассвета» больше похожа на традиционные истории ужасов. Каждому персонажу гарантирована ужасная судьба независимо от решений игрока, поскольку это неотъемлемая часть привлекательности данного стиля.

Выводы

Таким образом, адаптация игр ужасов получается успешной по следующим причинам:

  • акцент на страшных, эффективных визуальных эффектах;
  • ограниченные настройки игр в стиле хоррор служат им на руку, этот минимализм способствует необходимому эффекту жуткой атмосферы и при экранизации;
  • погружение зрителя от первого лица (человек чувствует себя причастным к развитию персонажей).

Пожалуй, эти аспекты лучше всего объясняют, почему из страшных игр получаются лучшие фильмы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вам нравится жанр хоррор?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.