Ломаем стереотипы: реальная жизнь семьи рабочего до революции в фотографиях и документах

Сегодня ходит множество версий о том, как жил рабочий люд в дореволюционной России. Существует версия, что голодал народ нещадно, жил в халупах, ходил в тряпье, рваные башмаки подвязывал бечевками. Все поголовно были необразованными, и женили молодых людей насильно, не спрашивая их мнения. А так ли все было на самом деле? Давайте посмотрим на историю страны непредвзято и сломаем стереотипы, активно насаждаемые социалистической идеологией.

Ранние браки против воли молодых

Говорить о том, что мнения невесты никто не спрашивал, неверно. Белова Анисья Ивановна (1896-1975 гг) выходила замуж за рабочего Трубного завода в Самаре (позднее он стал называться заводом имени Масленникова) в 1914 в возрасте 18 лет. Хотя в городе венчаться в церкви девушкам можно было уже в 16. Но не раньше! Все бракосочетания девиц до 16 лет происходили в обход законам, в основном выписывались липовые справки, в которых менялась дата рождения.

Живя на положении круглой сироты в семье своего дяди, она, конечно, прислушивалась к мнению отчима и мачехи. Но двоих из потенциальных женихов, предложенных родителями, она отмела безоговорочно.

А вот слесарь Степан Николаевич Уланов (1888 – 1943 гг), переехавший в Самару из Мелекеса, ей приглянулся, и она дала свое согласие.

Правда, тут вмешался отчим. Он поставил жениху условие, что свадьба состоится, если у того будет собственной дом. Поэтому дожидаться свадьбы пришлось еще два года.

Девки в сарафанах и кокошниках

Зато жениху после сватовства была подарена фотография невесты. Она была сделана в 1912 году.

На ней у девушки красивая прическа, сделанная по моде тех лет, клетчатое платье с рукавами реглан. Украшает наряд большой белый вышитый воротничок с кружевами по краям.

Когда дотошные внуки у бабушки Анисьи спрашивали, где ее сарафан и кокошник, она отмахивалась: «Это только деревенские девки в сарафанах форсили. Мы в городе старались моды придерживаться. Отец газету выписывал, там фотографии модных платьев смотрели. Мы с матерью смотрели и старались сшить похожие».

Старые газеты, и правда, имели рубрику, где освещались вопросы моды.

Рабочие в кирзовых сапогах, телогрейках и портках

Жених Анисьи был привлекательным молодым человеком. Он даже в какой-то мере был франтом. После смерти бабушки в ее сундуке были найдены две жилетки от костюмов-тройка. Одна из них была изготовлена из палевого цвета хлопкового бархата с рельефным вдавленным рисунком и позолоченными пуговицами.

Часы на цепочке и позолоченные запонки с необработанным александритом бабушка в войну обменяла на продукты. Кстати, туда же ушли серебряные цепочка Анисьи и браслет, подаренный мужем на свадьбу.

В телогрейке Степан ходил только на работу. Дома он всегда мылся в тазу и переодевался. А в выходные и на праздниках, когда семья гуляла по набережной или ходила в гости, его одежда мало отличалась от той, которую носили дворяне.

То, что рабочие в городах тоже старались следовать моде, видно по первой семейной фотографии. Стереотипу постоянно ходить в телогрейках и портках придерживались только приезжие из деревень на заработки многодетные крестьяне, ставшие разнорабочими на заводах.

Кстати, снимок был сделан заезжим фотографом после свадьбы в 1914 году прямо на кухне в доме. Печку пришлось завесить какой-то тканью, а на пол постелить что-то наподобие гобеленового ковра.

Молодожены по этому случаю облачились в свадебные наряды. Платье у невесты было длинное, белое, но сшитое из хлопчатобумажной ткани - мелкие складочки от сминания видны при увеличении фото. От фаты, правда, пришлось отказаться.

Позднее зять переснял фото на свою «Смену», увеличил и распечатал. Фотография размером А3 до сих пор висит в рамке на стене в доме внучки Анисьи и Степана.

Бескультурье и необразованность народа

В городах большая часть детей обучалась в церковно-приходском училище. Анисья имела свидетельство о его окончании и похвальную грамоту за отличные успехи.

У Степана тоже за плечами было такое училище. Кстати, брат его Петр даже сам работал учителем в 1911 г. в церковно-приходской школе Ставропольской губернии.

Социальная принадлежность определялась по тому, кем были родители. Хотя сами люди могли изменить свой статус, начав работать в другой сфере, как, например, тот же Степан и его брат Петр. Будучи от рождения мещанами, один стал рабочим, а второй перешел в интеллигенцию.

Семья Улановых не чуралась и светской жизни. Супруги нередко ходили в театр, выписывали и читали газеты, были в курсе всех городских событий. Неудивительно, что один их сын стал юристом (работал товарищем прокурора в г. Кинель), а второй - военным врачом.

Покосившиеся халупы, в которых проживало по 10-15 человек

На зарплату заводского слесаря Степан к моменту женитьбы приобрел бревенчатый дом в районе Беломорского оврага. Он ничем не отличался от остальных в улице, в которых жили те же простые люди.

До Волги было ходьбы 5 минут – ее можно было видеть, выйдя на крыльцо дома. Сейчас на этом месте стоит монумент «Ладья», и спуск к реке оборудован ступенями. Раньше купаться дети бегали по крутым тропинкам, ведущим от холмов. Зимой их использовали для катания на санках или дощечках.

В доме были сени, большая кухня, «зал» и крохотная спаленка. Печь находилась по центру, выходя в каждую из комнат одной стороной. Топилась она из кухни.

Здесь Анисья прожила до 1967 г. В родовом гнезде частенько собирались ее дети и внуки, навещали бабушку. Глава семейства умер в 1943 году от рака горла.

Нищета и убогость быта

Обстановка в доме тоже была близка к городскому стилю. В зале стоял резной черный буфет, круглый стол, деревянное кресло, на котором любил посидеть глава семейства.

Во время праздничных застолий выставлялась фарфоровая посуда: супница, тарелки, чайные чашки. До внуков дошли стеклянная сахарница с серебряной крышкой вместе с серебряными же щипчиками для колки сахара. Из того же металла были приборы: вилки, ложки.

Скотину семья не держала, хотя прежние хозяева пристроили к дому сараи для нее. Огородов и дачи у них тоже не было. Только сад во дворе дома с вишней, яблонями, терносливом и смородиной.

Сама Анисья не работала до самой смерти мужа. Она занималась домом, детьми и мужем.

Дети не в радость: Бог дал, Бог и взял

В этом доме Анисья родила шестерых детей. Вырастить до зрелого возраста удалось только троих. Первенец Леня (1915-1929 гг) умер в 14 лет от порока сердца. За 2 дня до трагического события родители пригласили фотографа, который успел сделать памятное фото парнишки.

Второй и третий сын умерли в младенчестве, не дожив и до года. Действительно, уровень медицины был тогда на низком уровне. Особенно не блистала она успехами в выхаживании новорожденных. Бабушка Анисья рассказывала, как они с мужем тяжело переживали эти утраты.

Голод и мечта попробовать сахар

Еда в доме была всегда. Это были щи, уха, окрошка, винегрет, каша, картошка, иногда макароны. На зиму квасили капусту, варили варенье, сушили яблоки.

Очень любила Анисья печь. При воспоминании о ее пирожках у внуков до сих пор сразу начинают течь слюнки. Да и булочки с маком у нее получались чудесные.

На праздники Степан баловал семью халвой, лимонадом, пряниками, конфетами-подушечками. Кстати, конфеты ели с хлебом.

Рассматривая ретро-фотографии и документы прошлых лет, сравнивая данные с информацией, которую активно вбивали учащимся в советских школах, начинаешь сомневаться: а действительно ли положение рабочих было таким тяжелым и безрадостным, как хотели показать идеологи строителей коммунизма? Не сгущали ли они краски, описывая вечно голодных и грязных детей рабочих? Может быть, в качестве примеров брали семьи, где отцы любили прикладываться к бутылке и не имели пристрастия к работе?

А вы как думаете? Не стесняйтесь, спорьте!

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 226
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
-1
Огромная ошибка дилетантов. Преподносят историю своей семьёй как историю всей страны.
Копировать ссылку
История страны и есть совокупность историй семей, а вовсе не та фантазия, которую втюхивают официальные заказные историки. Пропаганда всегда искажает историю, а советская история вообще лжива до безобразия.
Копировать ссылку
-2
Я вас ранее уже просил привести примеры и выступления правдивых по вашему мнению историков, чтобы интересующимся было с чем сравнивать. Также эта просьба касается и корректного опровержения советской истории, ели она по вашему мнению лжива, иначе это не обсуждение, а очередная пропаганда, но с другим знаком. Такой мы уже наелись в конце восьмидесятых - девяностые. Просьба всё ещё в силе.
Копировать ссылку
5
Ниже уже вам ответил, что в государстве, где отсутствует свобода, где оппозиция уничтожена, где есть цензура - нет и не может быть никаких документов против мнения правящей идеологии. При этих условиях все официально пропагандируемые "факты" истории, должны восприниматься как априори лживые, пока их правдивость не будет доказана достаточным количеством независимых историков. А по скольку ни в СССР ни в РФ свободы нету, и независимым мнениям взяться неоткуда, то и грош цена все "фактам" от власт
Копировать ссылку
и как же Вас ущемляют в РФ, интенресно? Куда же девалась оппозиция? неужели на каторге как при царе? И где же заседает цензура ? И почему Вы не в тюрьме?)
Копировать ссылку
Если сравните свободную прессу 90-х годов прошлого века, когда демократия начала зарождаться в России, с прессой сегодняшней, полностью подконтрольной власти, то больше не будете задавать подобных вопросов,) Оппозиция частично расстреляна в спину, частично мотает сроки по надуманным обвинениям, или на "законных" основаниях ибо в этом веке принято просто кошмарное количество антинародных и антиконституционных "законов", препятствующих свободному изъявлению народом личных мнений.
Копировать ссылку
Цензура не палата лордов, чтобы ЗАСЕДАТЬ,))) А мы с вами не в тюрьме потому, что до нас пока не дошли руки.
Копировать ссылку
-2
Впечатляющий поток сознания, но это всё та же демагогия. Вы так и не привели ни одной ссылки на документы или хотя бы на чьё-то мнение, на основании которых вы составили свою позицию. Вот тут: http://modernmyth.ru/humor/196-2009-11-02-14-30-30 приведены правила демагога, все желающие могут ознакомиться, чтобы в будущем сразу распознать таких оппонентов и соответственно реагировать. Сообщения Трофименко В. подходят под п.9.
Копировать ссылку
2
Ваша беда, любезный кремлебот, в том, что на мой, как вы выразились, "поток сознания", вы не смогли выдавить из себя даже жалкой струйки сознания,) У вас даже не капает! Просто мои логичные и абсолютно понятные любому разумному человеку утверждения, вы не в состоянии оспорить без ущерба для своей адекватности. И поэтому вы тупо продолжаете требовать ссылки, которых в тоталитарном государстве не может быть по определению (и вам это прекрасно известно!), или требуете ссылки на очевидные вещи, поня
Копировать ссылку
понятные любому здравомыслящему человеку. Это как я бы сказал: на улице дождь, и поэтому воздух будет сырым, а асфальт мокрым, а вы делаете вид, что сей факт необходимо подтвердить ссылкой. Смешно,))) Ваше поведение типично для прокремлёвского тролля. Мне это очень хорошо знакомо, и я заострил на этом внимание лишь для того, чтобы новые читатели этого блога не путались, и сразу поняли с кем имеют дело. Чуть не забыл. Ещё признак кркмлебота - обвинение оппонента в демагогии, вместо обсуждения под
Копировать ссылку
поднятых им вопросов. Это так по-кремлеботски,)))
Копировать ссылку
-3
О, уже на личности перешёл. Быстро сдулся так сказать, "оппонент". Это выдаёт лишь его неопытность, ну а остальные могут полюбоваться на действия демагога вживую, правда плохого, но всё же. Плюс пункт 8 из методички. Ну что же, подводя итоги: фактов и аргументированных возражений не приведено, осуществлён быстрый переход на оскорбления, даже не все демагогические приёмы использованы. Незачёт. Дальнейшее общение интересно пр
Копировать ссылку
2
Ба, да разве не вы уже давно перешли на личности, обвиняя меня в демагогии, вместо вдумчивого обсуждения темы? А, ну да - в своем глазу бревна....)
Копировать ссылку
-1
Вот, а это уже пункт 17. "Никогда не кончай спор первым". Когда вы, любезный, приведете хоть одну ссылку на документы или историка, которому вы верите, раз вы не верите тем ссылкам, что привел я, тогда их и можно будет обсудить, ваши эмоциональные выкрики и переходы на личности обсуждать не имеет смысла.
Копировать ссылку
2
Уверяю вас, у меня нет иных эмоций тут, кроме смеха,) Уж простите... Такое впечатление, что вы не читаете мои комменты или не понимаете написанного. Я в который раз вам повторяю: НЕТУ и НЕ МОЖЕТ БЫТЬ документов и официальных историков, показывающих преступность коммунистического режима, сделанных в период существования СССР. Бандитский режим не позволял инакомыслия!!! Есть историки, писавшие в перестройку и 90-е прошлого века, есть публикации диссидентов. Каждый легко может это найти в интернет
Копировать ссылку
Я же прежде всего верю своим глазам и рассудку, а уже потом историкам. Понимаете, есть такая штука - логика! В простейшем случае её можно описать как 2 х 2 = 4. И это железно! И не требует ссылок,))
Копировать ссылку
-1
Логика должна на чём-то строиться, а с этим у вас проблемы. Факты приведите, будьте добры.
Копировать ссылку
2
Уже любуемся))) Демагогия - бездоказательное словоблудство. Ссылки на чужие домыслы - только ссылки на чужие домыслы. Но никак не доказательства. Так что демагог пока у нас тут уже вырисовался. И это не Трофименко, как вы хотели бы. Увы))) Незачёт вам.
Копировать ссылку
2
Опять историки... Это как раз те люди, против которых и направлена статья. А обвиняемые в суде выступать свидетелями не могут.
Копировать ссылку
2
Факты: бабушка не работала, а жила семья рабочего в достатке. Этого мало? Факт: мещанка имела образование - документ предъявлен. Дед, слесарь завода, имел часы (см. фото), носил туфли и галстук, костюм, а не ходил в рванье (см.фото), а бабушка носила модное платье, а не драный сарафан, они приглашали фотографа в СОБСТВЕННЫЙ дом. Кстати, если вам покажется спорным вопрос о собственном доме, я предъявлю доказательство, что дед был собственником.
Копировать ссылку
2
Логика продажных историков... Хахахаха)))
Копировать ссылку
-1
Вам отчёты дореволюционных фабричных инспекторов кажутся домыслами? И что же для вас в таком случае доказательства, интересно? Собственно, приведённые мною ссылки призваны дать интересующимся более полную картину ситуации в Российской империи до революции, один рассказ вашей бабушки не может служить показателем общей картины, о чём вам уже в комментариях писали. Что никак не отменяет его правдивости.
Копировать ссылку
-1
Меня рассказ вашей бабушки не очень интересует, я оспариваю ваше утверждение о том, что "а так ли все было на самом деле? Давайте посмотрим на историю страны непредвзято и сломаем стереотипы, активно насаждаемые социалистической идеологией". У вашей бабушки было не так, в массе своей было так и ещё хуже. Об этом и я и Виктор Громов привели ссылки на свидетельства современников.
Копировать ссылку
1
Логика как наука изучает методы достижения истины в процессе познания из знаний, полученных ранее. Мои логические доводы как раз и строятся на таких знаниях - общеизвестных фактах: 1. В СССР не существовало оппозиции правящей структуре. 2. Власть правящей верхушки ком. парт. аппарата была абсолютна и бесконтрольна. 3. Абсолютная власть развращает абсолютно. 4. Развращённая и бесконтрольная власть позволяет практически любые мыслимые искажения истории и её мифологизацию в свою пользу. Какие ..
Копировать ссылку
... из приведённых общеизвестных фактов требуют, по вашему мнению, доказательств?
Копировать ссылку
Комментарий удален
Копировать ссылку
0
Они все уже были представлены ранее в комментариях, но возможно, не все до них доберутся.
Копировать ссылку
-5
Эти свидетельства явно и недвусмысленно говорят о том, что общее положение дел в Российской империи было далеко от того частного случая, который описан в статье, и поэтому утверждение автора, что статья "сломает стереотипы, активно насаждаемые социалистической идеологией" ложно.
Копировать ссылку
6
Хотела бы добавить кое-что про отечественную историографию. В советские годы множество информации просто перевиралось. Например, точно знаю, что был создан миф о бедных-несчастных декабристах, пошедших против императорской власти и страшном Николае Палкине, их наказавшем. В действительности в местах, куда выселили декабристов, туго пиходилось надзирателям. Они были вынуждены ходить и уговаривать их выйти на работу.А бедные жертвы режима кидали жребий: кто сегодня пойдет немножко поработает.
Копировать ссылку
-3
Странно...Почему же при такой приличной жизни рабочих свершилась революция? Да ведь и Россия в то дореволюционное время была преимущественно страной аграрной.
Копировать ссылку
Вы знаете, Егор, не помню уже где, но читала неоднократно, что уровень жизни в дореволюционной России превосходил уровень жизни в других капиталистических странах.Предпосылками революции многие исследователи называют отсутствие сильной централизованной власти и , как следствие, слабого жандармского контроля.
Копировать ссылку
5
Во первых, исследователь советский, возникают сомнения в его непредвзятости. Во вторых, может быть труд сегодняшних шахтеров каторжным не назовешь?
Копировать ссылку
-1
Книга К.А. Пажитнова вышла 1906 году, до Советского союза было ещё далеко. И да, труд теперешних шахтёров тяжёл, но каторжным его не назовёшь. Кроме того, в книге речь идёт не только о шахтёрах, но и о рабочих разных фабрик, и об использовании детского труда на фабриках и заводах Российской империи до революции. Это к вопросу о том, превосходил ли уровень жизни в Российской империи уровень жизни в других капиталистических странах и вообще о том, каким он был у масс народа.
Копировать ссылку
6
Понятно. И все же существуют сравнительные исследования, показывающие, что уровень жизни рабочих в России не был хуже уровня рабочих в европейских странах. Поэтому основной причиной революции это назвать нельзя.
Копировать ссылку
Вот я тоже спрашивала отца. Как бы бабушка тогда уже почила... А он отвечал, что мать ему говорила: "Не знай, какая там революция и где была. Проснулись - везде флаги красные, говорят - советская власть пришла". Так что вопрос этот интересный. Кстати, я вот тоже очень спокойный человек по натуре. Ни в какие революции и партии не вступаю. Случись чего - очень удивлюсь. Зачем что-то менять? Где гарантия, что станет лучше?
Копировать ссылку
2
Я всё это проходила в институте на курсе "Марксизма-ленинизма" и даже сдавала экзамены. 5, кстати. Но толку-то что? Доказательств, господин, доказательств! Фотки предъявляете - а кто там? Я-то вам свои представила. Бабку в старости можете сравнить по специальной программе - она угадает, что кости черепа совпадают. А что бабка моя, а не чужая - предъявила уже доказательства выше. А на представленные Вами факты есть доказательства, кроме публикаций советского периода?
Копировать ссылку
-1
А какие вы фото желаете увидеть, Людмила? Вам по ссылкам, что я приводил ранее, фото недостаточно? Или вы хотите увидеть фото лично моих родственников? Так их не сохранилось, к сожалению, да и зачем они вам?
Копировать ссылку
2
А вот у меня сохранилось. И не только у меня я думаю. А про тех, у кого не сохранилось, говорят "Иван, родства не помнящий". Вот если вы даже родословную своей собственной семьи не знаете, как можете хвастать познаниями в истории в глобальном смысле? Только по чужим книгам? Этого у нас было предостаточно, я уже говорила - наизусть учили и на экзаменах от зубов отскакивало. Надоело, знаете ли... Верить чужим глазам и ушам, свои имеются.
Копировать ссылку
0
А с чего вы взяли, что я её не знаю? Я вам сообщил лишь, что у меня нет дореволюционных фотографий. Причины здесь могут быть самые разные, самая простая - крестьянам в глухой деревне фотографы не часто заезжают, а потом по тем местам прокатилась война. И какое имеет отношение наличие или отсутствие фотографий к моим познаниям в истории? У вас, Людмила, что-то с логикой.
Копировать ссылку
7
В Томске на спичечной фабрике купца Кухтерина минимальная зарплата рабочего определялась так: на месячный заработок мужчина должен был прокормить себя, жену и 2 детей, купить полный костюм, картуз и сапоги, дрова на месяц + аренда жилья (если дом не свой). Жены не работали. Высококлассные мастера получали намного больше.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.