Современные кочевники. История девушки, выросшей на Севере

Дети славятся своим уникальным восприятием мира и окружающей их действительности, даже если вокруг них жизнь, которая взрослым кажется обыденной и скучной. Представьте, как в такой ситуации они будут реагировать на мир сильных ветров и вечной мерзлоты. Семья журналистки Валентины Чибичик много лет назад переехала на Русский Север из Донецкой области. Ей самой тогда было всего 8 лет. Несколько лет они прожили на острове Колгуев в Северном Ледовитом океане, где близко познакомились с жизнью кочевников. Сегодня Валентина делится своими впечатлениями о голодных белых медведях, тундре и играх с оленьими костями.

Переезд

Валентина рассказывает, что на острове Колгуев родилась ее мама, а папа был из Украины, где они и жили семьей. Во время перестройки жизнь в Донецкой области значительно ухудшилась, зарплаты практически перестали платить. Тогда мама решила, что пора возвращаться на ее малую родину. В 8 лет Валентина пошла в начальную школу он острове за полярным кругом. Это был 1996 год.

Добраться сюда можно было только на вертолете из Нарьян-Мара. Другой транспорт не ходил. Когда они в первый раз вышли из вертолета, то девочку удивило, что все вокруг ходили в шапках, хотя был еще август. Причина была в пронизывающем и сильном ветре.

Остров весь покрыт высокой травой, повсюду деревянные дома и дорожки. Свой огород не завести - земля не позволяет. Из-за отсутствия зелени постоянно сохраняется ощущение пустоты. Климат на острове очень суровый, его смягчает только проходящий поблизости Гольфстрим. Поэтому морозы не такие сильные, как в Нарьян-Маре.

Особенности кочевой жизни

С особенностями жизни кочевников Валентина познакомилась, когда ей было 10 лет. На лето ее отправили к родственникам в тундру. Они вели традиционный для ненцев образ жизни. Тетя была чумработницей, а дядя - оленеводом.

Правда, к тому времени в чумах уже никто не жил. Селились в статичных балках, которые можно встретить на сезонных стоянках оленеводов.

На стойбище, куда она приехала, стояло пять балков. В каждом жила семья: мать, отец и не меньше 5-6 детей. Балок - современное жилище ненцев, которое строится из дерева. Оно не разделено на комнаты, внутри существует как единое пространство. В одном углу оборудована кухня, в другом обустроены спальные места.

Чтобы спать все-таки раздельно, применяют балаганы. В роли хозяйственных помещений выступают сани с сундуками и коробками, которые стоят на улице. В них хранятся и вещи, и продуты.

Женщины и дети

Женщинам в тундре живется нелегко. Единственным облегчением становится то, что дети здесь помогают по хозяйству родителям с раннего возраста. Ненки первых малышей рожают рано. Как правило, у них много детей. Между появлением на свет первого и последнего ребенка может пройти 20 лет.

Когда Валентина приехала на стойбище, детей ее возраста и младше было около десяти. Они не были освобождены от домашних забот: ходили за водой и хворостом, ловили рыбу. Без дела никто не оставался. Девочка каждое утро отправлялась на речку мыть посуду. Жирные кастрюли приходилось отмывать в холодной воде, используя песок и глину. После надо было нанести воды в канистрах.

Несмотря на то, что работы было много, оставалось время и для отдыха. Дети кочевников часто играли в игру, которая напоминает наши городки. Причем мама рассказывала Валентине, что раньше они использовали оленьи кости, которые оставались после ужина.

В тундре дети очень любят животных. В дом постоянно приводят собак и даже совят. Родители их не ругают, так как в балках все равно не добиться стерильной чистоты.

Подруга Валентины Тоня любила рассказывать о своем олененке. Самка от него отказалась, его начали выхаживать дети оленеводов. Таких оленей здесь называют авками. Когда они становятся взрослыми, то долго еще помнят своих хозяев.

Дети тундры абсолютно бесстрашны. Они могут спокойно отправиться в 20-километровый путь от стойбища к поселку и обратно, не думая об опасности. Хотя зимой дорогу часто заносит, а вокруг рыскают хищники.

В тундре нельзя выжить, не будучи физически выносливым и трудолюбивым человеком. Когда Валентина подросла, местные жительницы уверяли ее, что у ненок совершенно особая физиология. У них широкие плечи, крепкий торс, так как приходится самой пилить дрова таскать тяжести. Таз при этом очень узкий, якобы для того, чтобы легко помещаться в нартах.

Все мужчину в тундре - оленеводы. Все хозяйственные заботы и воспитание детей ложатся на женские плечи.

Особенности рациона

В тундре свой рацион. Летом здесь едят рыбу, гусей и мясо оленей. При этом ненцы почему-то категорически отказываются от гречки, предпочитая ей рис и макароны. Овощей нет совсем. Чтобы согреться, все пьют крепкий горячий чай. Рыбаки и оленеводы предпочитают кофе с молоком. Мальчиков рано учат стрелять, так как в округе часто встречаются дикие животные.

Начиная с мая, ненцы начинают лакомиться яйцами уток, гусей, крачек и куропаток, которые те оставляют в своих гнездах. Например, готовят парные яйца, когда в желтке уже сформировался зародыш будущего птенца. Их варят, считая местным деликатесом.

Праздники кочевников

Самый главный праздник для ненцев - День оленя. Его отмечают 2 августа. Все бригады оленеводов собираются в одном месте, чтобы показать свое мастерство в национальных видах спорта - прыжки через нарты, метание топора.

Дети и женщины участвуют в забегах. Проводятся праздничные гонки на оленьих упряжках. В конце дня традиционное застолье с мясом, оленьим бульоном и выпивкой.

Поселок Бугрино

После переезда из Украины Валентина долгое время жила в поселке Бугрино. Это небольшой населенный пункт численностью в 400 человек. Поначалу остановились в большом доме ее бабушки, который приходилось делить на несколько семей.

Есть нужно было в несколько смен. Первыми за стол садились мужчины, потом - женщины, только в самом конце - дети. Вместе все просто не помещались. К тому же такая традиция существует у кочевников.

Весной до поселка добирались медведи, которые приплывали на льдинах. Валентина вспоминает, как проснулась однажды ночью от того, что в доме переполох: все бегают и суетятся. Когда она отодвинула занавеску на окне, то увидела, что на нее смотрит медведь. Он учуял тушу оленя в сарае и начал туда ломиться. Дедушке пришлось стрелять в воздух, чтобы прогнать животное. Из других хищников в этих краях только песцы и лисы, но они не представляют никакой опасности.

Нарьян-Мар

Когда Валентина пошла в пятый класс, ей пришлось уехать с острова, так как там была только начальная школа. Перебрались в Нарьян-Мар - центр Ненецкого автономного округа.

При этом родители остались в Колгуеве. К ним девочка возвращалась только на зимние и летние каникулы. Так как мобильных телефонов в то время еще не было, в остальное время писали письма. Причем отправляли их не в конвертах, а складывали треугольником.

Жила Валентина в интернате, где был один таксофон. К нему бегали звонить по очереди.

Жизнь после школы

В вуз Валентина поступала в Санкт-Петербурге, но потом вернулась на Север.

Она с сожалением признает, что сейчас в тундре практически не осталось молодежи. Опытным оленеводам просто некому передавать свои знания, без которых вести кочевой образ жизни совсем непросто. Ведь определенная сноровка нужна, чтобы выдрессировать собаку, которая будет следить за стадом, даже чтобы сделать обыкновенные нарты, необходимы знания.

Сама журналистка признается, что ей до сих пор нравится бывать в тундре, наблюдать за жизнью современных кочевников, где все кажется таким естественными и реальным.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы бы хотели пожить в тайге среди кочевников?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Очень интересно узнавать о быте и жизни других народностей. Спасибо
Копировать ссылку
0
Я бы с удовольствием там пожила бы некоторое время, но потом домой))
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.