Роман Брэма Стокера «Дракула», который был впервые опубликован еще в 1897 году, неожиданно и непреднамеренно стал благословением для Румынии. Он привлекал массу туристов, но легенда расходилась с коммунистическими идеалами и превращала реального национального героя в литературного злодея.
Обитель вампиров
Трансильвания - крупный регион, включающий большую часть центральной Румынии – сегодня для многих почти синоним слова «Дракула». Роман Брэма Стокера рассказывает историю хищного вампира, который живет в разрушенном замке высоко в Карпатах.
Большая часть действия разворачивается в викторианском Лондоне, но наиболее запоминающимся достижением романа является именно описание Трансильвании – темной, дикой, нетронутой наукой и современностью. Поскольку Стокер никогда не бывал там, его описание региона было в значительной степени плодом воображения. Тем не менее его изображение пугающего региона на краю Европы породило целую вампирскую субкультуру, все еще живую сегодня, и в ее центре стоит Трансильвания - дом для сверхъестественного.
Независимая коммунистическая страна
Румыния извлекла пользу из этого романа и его экранизации. Число туристов увеличилось с 5000 в 1956 году до 103 000 в 1960 году. К 1970 году они достигли 2 300 000. С 1960-х годов поклонники Дракулы совершали паломничество в регион, разыскивая следы графа среди диких ландшафтов. Румыния, тогда коммунистическое государство, союзное с Советским Союзом со времен Варшавского договора 1955 года, стремилась привлечь западных туристов, которые завозили в страну валюту, используемую для импорта западных технологий. Были и политические мотивы: туризм позволил Румынии продемонстрировать свои идеологические достижения и способствовал развитию дружественных отношений за рубежом.
В 1960-х годах румынский коммунистический лидер Николае Чаушеску дистанцировал Румынию от Советского Союза. В 1968 году он публично осудил вторжение в Чехословакию. Румыния стремилась представить себя Западу в качестве независимой коммунистической страны, и туризм должен был сыграть свою роль. Государство даже упростило въезд в страну: пограничные формальности были минимальными, а визы - недорогими, с небольшими ограничениями внутри страны.
Румыны сбиты с толку
Тем не менее, те поклонники Дракулы, которые посетили Трансильванию в поисках вампира-аристократа, были разочарованы. Замок Дракулы никогда не существовал вне воображения Брэма Стокера. Туристы часто обнаруживали, что румыны ничего не знают о графе.
Дело в том, что роман не был опубликован в Румынии до 1990 года (хотя части были изданы в популярном журнале Realitatea ilustrata в 1930-х годах). Румыны были сбиты с толку, когда их спрашивали, как добраться до замка Дракулы или о вампирах в Румынии.
В 1972 году нью-йоркская туристическая компания General Tours запустила первый тематический тур, посвященный Дракуле. Министр туризма Румынии Иоан Косма, не подготовленный к туру, в котором посетителям предлагалось запастись чесноком, чтобы отвести зло, создал группу для изучения того, как Румыния должна реагировать на растущий интерес к Дракуле.
Концептуальное несоответствие
Это представляло собой дилемму. Дракула предоставил стране уникальные возможности продаж. Однако туризм, основанный на сверхъестественном, в корне расходился с научным коммунизмом; суеверия были частью дискредитированного прошлого, которое коммунизм намеревался стереть с лица земли.
Тематический «вампирский» туризм опирался на концепцию Трансильвании как зловещего, отсталого места, противоречащую образу Румынии как современной, развивающейся и индустриализованной страны.
Историческое несоответствие
Была еще одна проблема. У Румынии был свой исторический Дракула, правитель XV века Влад III Цепеш, известный своей жестокостью князь, который насаживал своих врагов на деревянные колья. Рожденный в Трансильвании, Влад иногда подписывался как Дракул, что означало «сын дракона», поскольку его отец, Влад II Дракула, был посвящен в Орден Дракона за его храбрость в битве с османами.
Несмотря на репутацию Влада, историки-националисты XIX и XX веков превозносили его как сильного лидера, защищавшего свою страну от внешних угроз в неспокойные времена. По мере того, как Чаушеску все больше увлекался национализмом, средневековые правители Румынии представлялись как предшественники его независимой внешней политики.
Отделить зерна от плевел
Затем, в 1972 году, Раду Флореску и Рэймонд Т. Макнелли опубликовали книгу «В поисках Дракулы», в которой утверждали, что Стокер использовал Влада в качестве прототипа для графа, создавая новый повод для поклонников путешествовать по местам, связанным с «настоящим» Дракулой.
Здесь кроется проблема. Ни одна страна не будет рада видеть своего национального героя в образе кровожадного вампира. В 1973 году министерство туризма Румынии разработало собственный тур «Дракула: легенда и правда», посвященный жизни Влада. Он была откровенно пропагандистским и имел целью прочно провести черту между историческим Дракулой и вымышленным вампиром. Министерство решило, что Дракула не может быть частью туристических предложений Румынии, неохотно терпя такой туризм, но не поощряя его. Это оставалось официальной позицией до краха коммунистического режима в декабре 1989 года.
Замок Дракулы и ловкий предприниматель
Однако иностранных туристов это не пугало. Многие нашли то, что искали в замке Бран недалеко от города Брашов. Замок не имеет никакой связи с Дракулой и только слабые связи с Владом, но расположенный на холме с впечатляющей коллекцией шпилей и башенок, он выглядит аутентично. Официально музей средневекового искусства, в 1960-х годах Бран стал известен за пределами Румынии как «Замок Дракулы» и продвигался как таковой тематическими турами.
В начале 1970-х годов один из местных туристических лидеров взял дело в свои руки. Его действия многое говорят о балансе между центральной и местной властью в коммунистическом государстве. Замок Дракулы в романе расположен там, где сейчас находится графство Бистрица в северо-восточной Трансильвании. Глава туристического бюро Бистрицы Александру Мисюга знал, что западные туристы посещают его округ в поисках Дракулы, хотя, как и большинство румын, он мало что знал о романе. Он обсудил этот вопрос с главой Румынской службы внутренней безопасности Ионом Манзатом, который в детстве читал отрывки романа в журнале и, родившись на перевале Баргау (вымышленное местоположение замка), уделил им особое внимание.
В «Дракуле» английский адвокат Джонатан Харкер проводит ночь в Бистрице в отеле «Золотая корона». Когда в городе строился новый отель, Мисюга понял, что название «Золотая корона» привлечет туристов. Мисюга смог убедить Адальберта Кризана, местного секретаря коммунистической партии, одобрить название, утверждая, что Дракула олицетворяет битву добра со злом (исключая упоминание о вампирах). Отель открылся в апреле 1974 года, и, хотя его дизайн не имел ничего общего с Дракулой и вампирами, его меню основывалось на ужине Харкера, описанном в романе.
Воодушевленный успехом, Мисюга решил построить еще один отель в точном месте расположения вымышленного замка, но получить поддержку для второго отеля в Бистрице было трудно. Министерство туризма неоднократно отказывало в просьбах о финансировании. Тогда он разработал план. Чаушеску был страстным охотником, часто посещал Бистрицу. После целого дня охоты Мисюга поднял вопрос об отеле на перевале Баргау, и Чаушеску ответил: «Так что же мешает вам построить его?». С такой поддержкой Мисюга смог потребовать финансирования, искусно обеспечив, чтобы никто в Бухаресте не знал об отеле больше, чем было необходимо. Проект был представлен как жилье для туристов по пути в расписные монастыри Буковины.
Он был открыт как отель Tihuţa в 1983 году, напоминающий замок и украшенный черепами животных. Назвать отель в честь Дракулы было невозможно в 1980-х годах, когда государство становилось все более враждебным к феномену графа-вампира. Несмотря на то, что отель был переименован в Castel Dracula только после падения коммунизма, он быстро стал популярным среди поклонников Дракулы, которые нашли там то, что давно искали. Высоко в Карпатах вымысел стал реальностью.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание