Эхолалия - ребенок повторяет слова и предложения без понимания: что делать и как помочь

Эхолалия - что же это такое и как понять, что это именно она? Сегодня много информации по этой теме, при этом все равно остается много вопросов, можно или нет считать ее нормой, в каком возрасте она допустима или недопустима. Давайте разбираться.

Что такое эхолалия

Здесь нам потребуется определение, которое сразу позволит отделить данное речевое нарушение от ряда других. Эхолалия - это точное повторение услышанного, вплоть до интонации и тембра голоса, без понимания услышанного. То есть это некий магнитофон, который не разговаривает с вами, но воспроизводит сказанное. Человек при эхолалии повторяет бездумно, не анализируя материал. Поэтому можно сделать вывод, что фактически эхолалии в чистом виде бывают при сенсорной алалии и сенсорной афазии.

Как определить, что у ребенка эхолалия

Например, ребенок услышал, что сказала мама, и с точностью повторил эту фразу. Или ему задали вопрос, и он повторил его, воспроизведя в точности так, как услышал. Либо малыш ходит по дому и повторяет фразы из мультиков и песен. Причем делает это совершенно бездумно. Порой родители трактуют эти шаблонные фразы как собственную речь, из-за чего отказываются посещать специалистов и заниматься. Порой эхолаличное повторение услышанного (а дети могут воспроизводить очень точно, вплоть до запятой) воспринимают как признак непризнанной гениальности. Стоит ли говорить, что такие заблуждения мешают ребенку вовремя получить помощь логопедов и дефектологов.

Давайте попробуем привести пример. Проще всего оценить состояние речи ребенка, задав ему вопрос. Если мы говорим: "Смотри, какое небо голубое", а он отвечает: "голубое", возможно, он понимает, о чем идет речь. Немного другая ситуация, когда в ответ на "Небо какого цвета?" мы получаем дословное "Небо какого цвета?" Вот тут уже точно надо задуматься. Скорее всего, он не понимает, что это вопрос и он про небо или про цвет.

Почему ребенок говорит, но не коммуницирует

Очень сложный и важный вопрос, который касается всех детей с эхолалией. Для них речь не несет коммуникативной нагрузки. Ребенок просто имитирует, он демонстрирует, что такой же, как мы, и умеет говорить. В большинстве случаев сенсорные алалики, да и дети с расстройством аутистического спектра (РАС) умеют говорить, что нам и показывают. Для них говорить не проблема, сложность представляют ответы на вопросы. То есть ребенку сложно понять, что от него хотели услышать. Про небо или про адрес? Про голубое или зеленое?

Порой он пытается подобрать универсальный ответ, который удовлетворил бы взрослого. Иногда даже удается попадать в цель, особенно на шаблонных вопросах про имя или возраст:

- Как тебя зовут?

- Петя.

- Сколько тебе лет?

- Семь.

- Как дела?

- Хорошо.

На первый взгляд, все не так и плохо. Но стоит поменять вопросы местами или видоизменить их, как становится понятно, что никакого диалога не было.

Можно ли считать эхолалию нормой

Бытует время, что до полутора лет эхолалия свойственна всем детям. И услышав это, родители немного успокаиваются: "Ну и что, что нашему ребенку не полтора, а три с половиной года, он просто немного задержался на предыдущей ступеньке развития". Нет, в норме дети, даже повторяя за взрослым, обрабатывают информацию и отвечают в доступной для них форме. К примеру, если спросить малыша: "Конфету хочешь?", он вполне возможно ответит: "Хочешь". Он ответил в той форме, которая сейчас ему доступна. И это действительно нормально для годовалого ребенка.

Но если он отвечает дословно, попробуйте немного изменить вопрос. С той же интонацией спросите: "Конфету не будешь?" Услышав зеркальное отражение этой фразы, можно не сомневаться, ребенок совершенно не понял, что вы у него спрашивали. Иначе он попробовал бы видоизменить ее или отрицательно помахать головой.

Почему малыши повторяют

Порой мамы продолжают упорствовать и ссылаться на то, что старший или младший ребенок в семье тоже повторял. Да, маленькие дети склонны повторять за родителями осмысленно, просто у них нет цели ответить на наш вопрос. Так они усваивают артикуляцию, соотносят ситуацию, включают новое слово в свою жизнь. Но если повторенное многократно слово не включается никуда, это эхолалия. Слово не несет никакого смысла для малыша.

Можно сказать даже больше. Когда у родителей растет ребенок нормотипичный, они никогда не будут подозревать у него эхолалию. Сразу видно, что он понимает обращенную речь, что он играет со словами, пытается включать их в свою речь. Поэтому, если уже возникли подозрения, скорее всего, ребенку нужна помощь специалиста.

Таких примеров много, порой родители считают, что у ребенка просто особенности характера. Не подходит, не обращает внимания на взрослых, но что-то говорит, как-то развивается - значит, все будет хорошо. Само такое состояние не пройдет, поэтому лучше не терять времени.

Повторение заученных фраз и частичная эхолалия

Диагностика речевых нарушений одновременно простая и сложная. На самом деле родителям достаточно лишь чаще задавать своим детям вопросы. И здесь уже станет ясно, понимает или нет, отвечает или нет. Если отвечает, то своими словами или фразами из мультиков. Заученные штампы нельзя считать чистой эхолалией, но они сильно мешают построению свободного диалога.

Порой дети не имеют собственной речи, но, услышав какой-то текст, они применяют его к подобной ситуации. Кроме того, есть частичная эхолалия. В этом случае ребенок берет часть вопроса и добавляет к нему свою мысль. Тогда получаются ответы довольно близкие по смыслу, но с искаженной грамматикой.

Обратите внимание, если ребенок говорит очень много, но при этом не отвечает на вопросы. В более взрослом возрасте у ребят накапливается довольно много шаблонных фраз, и, услышав вопрос, они ищут в памяти стихи, песенки или некие "шаблоны" из мультиков, которые и пытаются применить в ответе.

Почему у ребенка с эхолалией такая хорошая память

Этот вопрос задают практически все родители, которые столкнулись с такой проблемой. Действительно, возможность ребенка запомнить практически с первого раза длинную сказку или поэму Пушкина, а потом рассказывать ее снова и снова - это удивительный дар. Но каково родителям жить рядом с маленьким "магнитофоном", который раз за разом прокручивает надоевшую "пластинку"? На самом деле ответа у психофизиологов пока нет, это остается фактом и даже определенным критерием. Не должен ребенок в 2 года пересказывать поэмы, не прилагая к заучиванию никаких усилий.

Почему ребенок задает один и тот же вопрос

Еще иногда родители спрашивают, почему ребенок к концу коррекции начал задавать один и тот же вопрос. Он задает, родители отвечают, и он задает его снова. А вот это нельзя считать эхолалией. С нормотипичными детьми мы не обращаем внимания на повторяющиеся вопросы. Ребенок произносит вопросы, ответы, новые слова, это та самая автоматизация, которая помогает ему встроить слово в жизнь.

С "речевыми" детьми такое происходит в самом конце коррекционной работы. У нормотипичных детей этап "повторюшек" наблюдается гораздо раньше, а у дошкольников такая тенденция немного пугает. На самом деле это просто тот этап, который они не прожили в норме.

Заключение

Если у ребенка нет эхолалии, это не говорит о том, что у него не будет речевых проблем. Этот парадокс нельзя упускать из вида. Нарушений речевого развития очень много, поэтому родителям нужно внимательно наблюдать и слушать свою интуицию. Если вы не понимаете, что сейчас происходит, обратитесь за консультацией к неврологу, дефектологу или грамотному логопеду.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А у вас был опыт общения с ребенком-эхолаликом? 
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.