Управляемые автоматикой поезда и автомобили – с этой мыслью мы уже начали свыкаться. А как насчет беспилотного самолета? По правде, большинству пассажиров было бы не по себе при мысли о том, что в кабине пилота никого нет.
Вы боитесь летать?
Многие из нас боятся авиаперелетов и испытывают настоящие панические атаки, едва шасси самолета оторвутся от земли. Конечно, страх высоты, осознание, что под тобой десяток километров – все это может выбить из колеи. Но больше всего вызывает неуверенность профессионализм пилотов: достаточно ли они опытные, в каком они сегодня состоянии, не было ли у них стресса перед полетом?
Значит ли это, что было бы приятнее лететь самолетом, управляемым бортовым компьютером, без человеческого фактора?
Будущее уже рядом
Технология уже вроде бы есть – дроны не особо новое изобретение. В армии давно используют беспилотный самолет в зоне военных действий, и они управляются дистанционно. Есть беспилотные вертолеты, которые доставляют медикаменты в опасные и труднодоступные места с потрясающей точностью.
Сегодня аварии на воздушном флоте редки, но если они случаются, все сложнее бывает выяснить причину крушения. Поэтому исследования часто фокусируются на человеческом факторе, выявлении психологических и физиологических проблем у пилотов в качестве вероятной причины.
Аргумент у тех, кто ратует за перевод гражданской авиации на компьютерное управление, звучит примерно так: если 95% всего времени перелета проходит на автопилоте, почему бы не автоматизировать оставшиеся 5% - взлет и посадку? Компьютеры и наземные системы управляют полетом сверхточно, повторяют все нужные траектории, никогда не бывают пьяными. Они не устают и не отвлекаются. И потому логика проста: лететь без пилота безопаснее.
Что на сегодня?
На выставке потребительской электроники (CES) в Лас-Вегасе китайская компания Ehang представила первый пассажирский беспилотник, электронный квадрокоптер Ehang 184. В него может поместиться один человек с небольшим рюкзаком, и даже есть кондиционер и свет. Чтобы взлететь, пассажир должен задать план полета нажатием кнопки «Взлет» и «Земля» на планшете, а компьютер сделает все остальное. Со сложенными винтами летательный аппарат занимает столько же места, как небольшой автомобиль.
Есть и другие подобные усилия по разработке персональных воздушных транспортных систем. В США экспериментальный самолет с двумя пассажирскими местами прошел летные испытания в прошлом году. Выпускаемое компанией Aurora Flight Sciences Corp детище называется «Кентавр», оно может эксплуатироваться пилотом из кабины или с земли, а во время испытания аппарат успешно летал без людей на борту.
В Великобритании исследования гражданских концепций беспилотной авиации проводились консорциумом государственных и частных компаний под названием Astraea. В 2013 году британским правительством было выделено 62 миллиона фунтов стерлингов для продолжения экспериментов. Цель состояла в том, чтобы разработать новейшие технологии, например, для обнаружения и предотвращения столкновений, защиты коммуникаций и т. д.
Эксперименты экспериментами…
Но будь то самолет, управляемый дистанционно или с помощью системы искусственного интеллекта, нажатием кнопки или наземной командой, - нужно ответить себе на один фундаментальный вопрос. Будем ли мы чувствовать себя в своей тарелке в самолете, если мы не можем видеть двух нарядно одетых пилотов за штурвалом, которые приветствуют нас на борту, спокойно объявляют информацию о полете и о погоде? Может, все дело в привычке? В том, что безопасный полет мы ассоциируем исключительно с экипажем и его профессонализмом?
Люди чаще всего считают, что легче контролировать ситуацию, находясь в транспортном средстве, чем удаленно. Большинство людей не очень-то доверяет пульту дистанционного управления автомобиля или самолета.
Стоит подумать и о том, что сегодня никто не задумывается дважды, прежде чем попасть в лифт, хотя несколько десятилетий назад для их безопасной эксплуатации требовался оператор, или лифтер. То же самое можно сказать и о беспилотных поездах и автомобилях с автоуправлением. Это показывает, что общество сейчас переживает психологический сдвиг в сторону автономных транспортных средств. Нет сомнения, что будущее поколение будет жить в обществе, где автомобили ездят сами, и беспилотные летающие аппараты станут обыденностью. Скорее всего, не станут исключением и большие пассажирские самолеты, которые летают сами по себе.
Автомобиль – не самолет
Да, это тоже резонный вопрос. В конце концов, если сломается автоматика на автомобиле или в поезде, всегда остается резервное механическое управление. А если откажет автопилот у самолета, он упадет. И потому понятно, почему многие люди заранее беспокоятся о полете, в то время как не многие из нас нервничают по поводу езды на машине или на поезде.
Но, опять же, компьютеры не страдают от умственных нагрузок, что приводят к инцидентам, таким, который произошел с участием пилота Андреаса Любица, который в 2015 году направил пассажирский самолет авиакомпании Germanwings в гору во французских Альпах. Беспилотные самолеты могут потенциально предотвратить подобные инциденты. Это не для того, чтобы очернить живых пилотов, в конце концов, нет пока автопилота, который смог бы сесть на шоссе или реку, как это может человек. Но машина не устает, не поддавается эмоциям, не позволяет страху или усталости влиять на ее производительность и не принимает неправильные решения. Она просто делает то, что запрограммирована делать. И потому исследователи уверены: в долгосрочной перспективе они будут безопаснее.
Когда это будет?
Скорее всего, не сегодня и не завтра. Возможно, через несколько десятилетий вы будете пить свой кофе или вино там, где раньше были кабины для персонала и пилотов. А до тех пор будьте готовы выслушивать объявления капитана воздушного корабля и знайте, что они видят тот же вид из окна, что и вы, правда, у них обзор лучше. Приятного полета!
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание