Из самых, извините за слово, «распопсованных» в народе рыцарских орденов именно Тевтонскому ордену крайне не свезло в качество мифологизации. Взять, к примеру, тамплиеров. О! Там мистика, там история предательства, там художественные вымыслы высокой пробы и с изрядной долей трагизма. А тевтонцы? А тевтонцы – «псы-рыцари». По крайней мере в нашем советском и постсоветском миросозерцании они именно так и просматриваются сквозь завесу интерпретаций исторического, процесса. А почему, собственно, они «псы»? Тому есть несколько причин.
Начало славных дел
Между тем, во внутренней, да и не только внутренней, но точно «не нашей» истории, путь Тевтонского ордена воспринимается и славным, и трагическим. Да, в ней, в отличие от истории тамплиеров, все больше политики и кровавых войн, нежели околохристианской мистики, но тем не менее. Начиналось все, как водится у рыцарских орденов, в землях Палестины. В 1190 году при осаде Акры, во время Третьего Крестового похода, некие бременские купцы организовали госпиталь для лечения немецких солдат.
Главное - война
Очень быстро он превратился, стараниями не кого-нибудь, а сына известного Фридриха Барбароссы герцога Фридриха Швабского, в орден. В духовный. Создание его было одобрено Римом. Мало того, через пять лет папа Целестин Третий утвердил орден не просто как духовный, но как духовно-рыцарский. С наименованием «Орден братьев госпиталя святой Марии Немецкого дома в Иерусалиме». Теперь основным делом ордена стало дело военное. Его освободили от епископской власти, в нем сами выбирали себе магистра. Правда, если тамплиеры подчинялись только Римскому папе, тевтонцы находились и под властью императора Священной Римской империи. Но главное, что орден заимел свою армию. А папа Иннокентий Третий определил его первоочередные задачи: защищать немецких рыцарей, бороться с врагами церкви, естественно, Католической, ну, и лечить больных. Исходя из задач, появился и девиз ордена: «Помогать – Защищать - Исцелять».
Структура ордена
Главой ордена был гроссмайстер с резиденцией в Акре. У гроссмайстера были целых пять замов – гроссгебитеров. Они же «великие повелители». Первый, если можно так выразиться, зам – Великий комтур. Четверо других отвечали каждый за свое направление. И это видно уже из самих наименований «должностей». Так, Верховный маршал должен был следить за должной подготовкой войска и управлять им. Квартирмейстер и казначей занимались собственно хозяйственными делами и деньгами. Верховный госпитальер заботился по преимуществу организацией, так сказать, исцеления. Еще были ланд-комтуры, управлявшие провинциями, и кастеляны, командовавшие крепостными гарнизонами. Вообще, структура напоминает государственную. Но орден фактически и был своеобразным государством. Можно сказать, «квази-государством». Но войны Тевтонский Орден вел по-взрослому. И вел их именно против государств.
Смотри не перепутай
В принципе, «тевтонцев» было сложно с кем-то перепутать. У них было очень узнаваемое одеяние: белый плащ с черным крестом. Как говорится, что здесь непонятного? Правда, этот символ-эмблема – принадлежность именно братьев-рыцарей. Остальные довольствовались серыми плащами. В сером же плаще появлялся и командир наемников – так называемый туркопольер. Разумеется, рыцарь не мог позволить себе всякие походные заботы. На то были слуги-оруженосцы. У каждого рыцаря их было несколько. Но что интересно, лошади были даже «круче» рыцарей. Их берегли. У рыцаря, само собой, был боевой конь. Он использовался только для боя. А еще были походные лошади. И они использовались как вьючные животные. Спрашивается, как передвигались рыцари в паузах между сражениями? А пешком. Как и другие воины.
Тевтонское «государство»
Вот и снова слово «государство» в кавычках. Но тамплиеры или госпитальеры фактически и были государством в государствах, достаточно быстро обзаведясь владениями в разных странах. Что касается «тевтонцев», то к ним это относится, пожалуй, даже в большей мере. Во времена своего пикового могущества они были государством. Фактически полноценным государством. И войны вели, как было сказано выше, с государствами. Поначалу, кроме земель в Палестине, они заимели земли в Германии и Австрии, Апулии и Ливонии, Греции и Армении. Правда, в самой Палестине дела у них шли кое-как. Но они уже нацелились на Европу. По крайней мере, главные силы, перебрались в Эшенбах, что в Баварии.
Далее – везде
Далее, собственно, и была славная история с точки зрения самого ордена. Он все дальше продвигался на европейский восток, действовал в Пруссии и Прибалтике. И это были не одни только военные дела. Строилось, например, множество замков. Много всякого было в истории «тевтонцев». Между тем, в 1202 году в той же Прибалтике был организован собственный местный орден. Назывался он Братством рыцарей Христа Ливонии. Но знают его, в основном, как орден Меченосцев. И его существование в дальнейшем очень отразилось на делах Тевтонского ордена.
Господин Великий Новгород
Великий наш Новгород, взимавший дань с окрестных племен, был зело недоволен новыми соседями, потому что они, меченосцам же тоже надо кормиться, постоянно пытались сами «крышевать» те же племена. Поэтому время от времени Новгород «идет» походами на меченосцев. Вот, к примеру, в 1234 году от души приложился по ордену папа Александра Невского – князь Ярослав. При этом какой-то такой уж непримиримости в отношениях между русскими и меченосцами не было. «Только бизнес», как сказали бы сейчас. Когда того требовала общая выгода, могли и объединиться для решения каких-то локальных задач. Причем, конфигурации менялись. Например, псковичи могли воспользоваться услугами ордена, чтобы совместными усилиями дать укорот не в меру расходившимся новгородцам. И такое было.
Не стоило лезть в Литву
Но как же наши тевтонцы? Они, в конце концов, взяли меченосцев под свое крыло. Те, не рассчитав сил, решили повоевать с Литвой. К ним прибыло подкрепление из Саксонии и двести псковских воинов. И в 1236 году это объединенное славное воинство потерпело сокрушительнейшее поражение при Сауле, читай Шауляе. Литовцы были злы и безжалостны. Погиб магистр меченосцев, погибли сорок восемь рыцарей ордена. Очень сильно потрепали и саксонцев, и псковичей. Короче говоря, орден оказался буквально на краю исчезновения. Для спасения оставалось только присоединиться к могущественному Тевтонскому Ордену. Что и было сделано. Меченосцы стали фактически подразделением «старшего брата», усиленным пятьюдесятью четырьмя тевтонскими рыцарями. А называться подразделение, ландмайстерство, стало Ливонским Орденом. Вот с ним-то и имел после дело на Чудском озере впоследствии возведенный в ранг святого Александр Невский.
«Ледовое побоище»
Итак, битва на Чудском озере в 1242 году. Событие это серьезное, известное, но очень уж «распиаренное». «Ледовое побоище» по своим масштабам уступает разгрому ливонцев в 1268 году у Раковора. Там союзные силы псковского князя Довмонта, новгородского посадника Михаила, сына Александра Невского Дмитрия, растерзали войска Ливонского Ордена и помогавших им датчан. Но потери обеих сторон были устрашающими – тысячи, как сказано, воинов. Причем, воинов-профессионалов. В тринадцатом столетии в Европе это выглядело очень внушительно. Но конечно «Ледовое побоище» стало как бы прологом.
Кровавый «туризм»
Нельзя не упомянуть одну «людоедскую» традицию, появившуюся в Европе как раз во времена могущества тевтонцев. Скучающие рыцари из разных мест и стран, причем очень даже знатных, ездили в Пруссию для участия в военных схватках ордена с Литвой. Приезжали, порой, целыми отрядами. Тогда орден просто выделял проводника, давал своего командира и... езжайте – воюйте. Этих «туристов» называли «гостями» ордена. И вот одним из таких «гостей» два раза становился Генри Болингброк. В 1390 и 1392 годах. В 1399 году он стал королем Англии Генрихом IV, основателем Ланкастерской династии.
Наши дни
Между прочим, Тевтонский Орден, если подходить исключительно формально, существует до сей поры в виде «сестер», которые работают в медучреждениях Германии или Австрии. Ни о каких рыцарях, ни о каком могуществе, ни о какой славе речь, разумеется, уже давно не идет. В свое время, в 1933 году, духовными наследниками Тевтонского Ордена себя нагло объявили руководители III Рейха. Разумеется, никакими наследниками никакого ордена они не были, но своим заявлением подпортили тевтонцам карму. С момента разгрома гитлеровской Германии об ордене в политическом смысле уже и не вспоминали.
Монахи, они же «псы»
Так почему все-таки «псы»? Есть несколько версий. По одной псами-рыцарями тевтонцев стали называть из-за того, что они принесли в Европы жесточайшие методы ведения войны, усвоенные ими в Палестине. Ведь там их противниками были чужаки-неверные, мусульмане. Враги, в общем-то, не считали друг друга за людей. Плюс подлили масла в огонь уже упоминавшиеся руководители III Рейха. В частности, сам Гитлер, любивший ввернуть фразу о «тевтонском походе на Восток» или порассуждать о «тевтонской ярости». Ну, и вот отношение – как к злобным псам. Но есть и более мудреная версия. Дело в том, что рыцари ордена были фактически монахами. Они давали обет безбрачия, они не должны были иметь личной собственности. Так вот давайте вспомним, что псами-рыцарями их называли и называют именно на территории бывших советских республик. А почему? А потому, считают авторы этой версии, что на этой территории был в ходу не вполне корректный перевод части одной из работ Карла Маркса, где тот назвал тевтонцев монахами-рыцарями, а на немецком слово «монах» близко к слову «собака». Согласитесь, эта версия кажется уж слишком притянутой за уши. Есть и еще одна версия. Дескать, поскольку историю всегда пишут победители, а Тевтонский Орден по факту оказался среди проигравших, ему и приписали все, что только можно приписать из злодеяний и прочих гадостей. Заодно и прозвище дали похабное. Да и на Руси, судя по некоторым художественным произведениям, нередко супостатов собаками называли. Да и не только на Руси, кстати. Так и остались в нашей истории ливонцы, да тевтонцы псами-рыцарями.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание