С принятием православия русский народ стал жить в соответствии с заповедями Христа. Подавать милостыню на Руси стало богоугодным делом. Эта благочестивая традиция привела к тому, что к XVII веку в стране появилось огромное количество профессиональных нищих, работе предпочитающих безделье.
Армия лентяев
Людей, по-настоящему нуждающихся в помощи, на паперти в те времена сидело очень мало. Основную часть нищих составляли беглые каторжники и крепостные крестьяне, а также просто порочные люди, привыкшие жить на подаяния. Вся эта братия представляла опасность для остального населения страны. Нищие пьянствовали, воровали, устраивали массовые побоища. В итоге попрошайки в России представляли собой уже настоящее государство в государстве. У них были свои законы, начальство и идеология безделья.
![](/media/i/2/5/6/9/8/7/1/i/2569871.jpg)
Первый указ Петра I
Разумеется, такое положение дел очень не нравилось Петру I. В 1700-1701 годах царь издал указ, в котором нищим запрещалось бродяжничать. Пойманных при переходе из одного города в другой нищих били батогами. Однако проблему решить указ не помог. Нищих в России меньше не стало.
![](/media/i/2/5/6/9/8/7/2/i/2569872.jpg)
Штраф за милостыню
Тогда в 1705 г. император издал еще один указ. Пойманных попрошаек, согласно распоряжению царя, продолжили пороть. Но при этом беглых крепостных начали возвращать помещикам. Отдавали хозяевам крестьян и найденные при них поданные деньги.
Кроме того, царь повелел штрафовать тех граждан, которые подают милостыню нищим. Тем, кто желал помочь бедным, император предлагал отдавать деньги в приюты и больницы. Однако и этих мер оказалось недостаточно.
![](/media/i/2/5/6/9/8/7/3/i/2569873.jpg)
В 1708 г. Петр I еще больше ужесточил меры, принимаемые против нищенствования. К примеру, подавший милостыню проходящему мимо попрошайке помещик отныне должен был содержать его пожизненно на свои средства.
В 1712 г. царь издал указ о полном запрещении нищенствования в Москве. Пойманных нищих теперь полагалось распределять по приютам и богодельням. Крестьян по прежнему возвращали помещикам. Штрафы за милостыню Петр I ввел очень большие. В первый раз с подавшего взималось 5 рублей, во второй — 10 руб. Суммы это были действительно огромные. Полевые пехоты, к примеру, в те времена получали жалование в 11 рублей, рядовые же — от 4 до 6,5 руб.
![](/media/i/2/5/6/9/8/7/8/i/2569878.jpg)
Работа для нищих
В том же 1712 г. вышел еще один указ, согласно которому пойманных нищих начали отправлять на работы в Петербург. И на этот раз принятые Петром меры помогли не слишком хорошо. Нищие пережидали бурю, попрятавшись по щелям, а затем снова появлялись на улицах городов.
![](/media/i/2/5/6/9/8/7/4/i/2569874.jpg)
В 1718 г. Петр ввел еще более жесткие меры против нищих. Попрошаек стали отлавливать везде, пороть и отправлять к помещикам. Помещикам же предписывалось приобщать возвращенных крестьян к работе, заставляя их трудится. В случае неудачи помещики штрафовались на 5 рублей. Пойманных повторно крестьян прилюдно наказывали батогами и отправляли уже на каторгу.
Нищенок-женщин начали определять в прядильные дома, подростков после наказания батогами — на мануфактурные фабрики. Пожилых и действительно больных людей с 1722 г. пристраивали в больницы и богодельни.
![](/media/i/2/5/6/9/8/7/6/i/2569876.jpg)
Социальная система
Конечно, Петр I применял к нищим не только карательные меры. Во времена его царствования была создана целая система, назначение которой была помощь по-настоящему нуждающимся в ней людям. По всей стране были выстроены разного рода богоугодные заведения. В них старики и инвалиды содержались за счет магистратур.
![](/media/i/2/5/6/9/8/7/7/i/2569877.jpg)
Для гуляк появились специальные смирительные дома. Также в государстве построили много новых больниц. На власти царь наложил обязанность по обучению в церковных школах детей из бедных семей арифметике, чтению и письму.
Контролировалась социальная система помощи нищим и беднякам Синодом, Монастырским и Патриаршим приказами. Позже бразды правления были отданы в руки магистратур, старост и сотских.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание