История неимоверно светлой и сильной любви Нино Чавчавадзе и Александра Грибоедова продлилась почти 30 лет, но грузинская княжна бережно хранила ее даже после потери возлюбленного. Переписка пары поражает нежностью и преданностью, как и верность Нино, за которую ее назвали Черной Розой Тифлиса.
Пророческие слова
Отцом княжны Нино был Александр Чавчавадзе, служивший генерал-майором русской армии, ставший крупнейшим грузинским поэтом и литератором. Он исполнял обязанности губернатора-наместника и был создателем в Тифлисе своеобразного культурного центра притяжения светского общества, куда входили военные и интеллигенция. Именно в это общество и попал Грибоедов, который в это время нес службу в Тифлисе.
Александр Сергеевич давал кареглазой княжне Нино уроки игры на фортепиано. Юная красавица называла его «дядя Сандро», и однажды Грибоедов произнес фразу, ставшую судьбоносной. За прилежное обучение он полушутя пообещал девочке жениться на ней. Следующая встреча учителя и ученицы случилась по прошествии нескольких лет и стала главным событием всей их жизни.
Да и как было не влюбиться в девушку необыкновенной красоты, княжну с изысканными манерами и широкой душой. По описанию современников, Нино была стройной красавицей с темными волосами, грациозной внешностью и чрезвычайно приятными чертами лица. Темноглазая княжна напоминала Грибоедову Мадонну с картины Бартоломае Мурильо.
Писатель признался в любви Нино во время обеда в гостях у Прасковьи Николаевны Ахвердовой, большого друга семьи Чавчавадзе. Сохранилось письмо Александра Сергеевича его другу, в котором влюбленный описал момент признания.
Я обедал у старой моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел против Нины Чавчавадзевой… Все на нее глядел, задумался, сердце забилось, не знаю, беспокойства ли другого рода, по службе, или что другое придало мне решительность необычайную, выходя из-за стола, я взял ее за руку и сказал ей: «Пойдемте со мной, мне нужно что-то сказать».
Она меня послушалась, верно, думала, что я усажу ее за фортепьяно, вышло не то… Мы взошли в комнату, щеки у меня разгорелись, дыханье занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и все живее и живее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал ее… нас благословили, я повис у нее на губах, во всю ночь и весь день.
Знаки судьбы
Самой сильной любви часто уготованы непреодолимые препятствия. 33-летний Грибоедов был старше 15-летней Нино более чем в два раза. Но родители княжны дали согласие на свадьбу, относясь к жениху с большим уважением.
Во время венчания у Александра Сергеевича была лихорадка, и он не удержал в руках обручальное кольцо, что можно расценить как дурной знак. Подобная ситуация случилась с другим великим Александром Сергеевичем - Пушкиным.
Влюбленным была уготована короткая, но яркая совместная жизнь, до краев наполненная любовью. Грибоедову по долгу службы следовало отбыть в Персию, а беременная супруга трудно попросила дорогу, болела, поэтому была вынуждена вернуться. Хотя в одном из писем родственникам Грибоедов хвалит Нино за терпение и выдержку.
Вот текст письма, отправленного любимой за 2 недели до трагической гибели писателя:
Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя, и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже.
Потерпим еще несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда боле не разлучаться… Вчера меня угощал здешний Визирь, Мирза Неби, брат его женился на дочери здешнего Шахзады, и свадебный пир продолжается четырнадцать дней…
Однако, душка, свадьба наша была веселее, хотя ты не Шахзадинская дочь, и я незнатный человек. Помнишь, друг мой неоцененный, как я за тебя сватался, без посредников, тут не было третьего. Помнишь, как я тебя в первый раз поцеловал, скоро и искренно мы с тобой сошлись, и на веки… Прощай, Ниночка, Ангельчик мой. Теперь 9 часов вечера, ты, верно, спать ложишься, а у меня уже пятая ночь, как вовсе бессонница. Доктор говорит – от кофею. А я думаю, совсем от другой причины.
Прощай, бесценный друг мой еще раз, поклонись Агалобеку, Монтису и прочим. Целую тебя в губки, в грудку, ручки, ножки и всю тебя от головы до ног. Грустно весь твой А. Гр. Завтра Рождество, поздравляю тебя, миленькая моя, душка. Я виноват (сам виноват и телом), что ты большой этот праздник проводишь так скучно, в Тифлисе ты бы веселилась. Прощай, мои все тебе кланяются.
Любовь навсегда
В конце января 1929 года Грибоедова зверски растерзала толпа исламских бунтарей. Его опознали только по простреленной кисти руки. Нино долго не решались сказать о случившемся. А когда сообщили, у нее случились преждевременные роды в Тифлисе, куда она вернулась по настоянию родственников. Ребенок не выжил, но его успели окрестить и нарекли Александром.
Вот воспоминания несчастной княжны о тех страшных временах:
Спустя несколько дней после моего приезда, когда я едва отдохнула от перенесенной усталости, но все более и более тревожилась в невыразимом, мучительном беспокойстве зловещими предчувствиями, сочли нужным сорвать завесу, скрывающую от меня ужасную правду.
Свыше моих сил выразить вам, что я тогда испытала… Переворот, происшедший в моем существе, был причиной преждевременного разрешения от бремени… Мое бедное дитя прожило только час и уже соединилось со своим несчастным отцом в том мире, где, я надеюсь, найдут место и его добродетели, и все его жестокие страдания. Все же успели окрестить ребенка и дали ему имя Александр, имя его бедного отца….
С того дня и до конца своей жизни Нино Нина Чавчавадзе-Грибоедова не снимала траура по ушедшим мужу и сыну. Она была красива и богата, но не принимала ухаживания многочисленных поклонников, в основном занимаясь благотворительностью.
Прощание
Вдовы не стало в 45-летнем возрасте, по причине заражения холерой во время бушующей тогда эпидемии. Она смогла выходить родственника, а сама не пережила. Последними словами, произнесенными княгиней, были: «Меня… рядом с ним».
Попрощаться с Черной Розой Тифлиса сошлось без преувеличения все населения города. Удивительная женщина обрела покой, встретившись со своими любимыми на небесах. А ее трагическая, но вместе с тем прекрасная история любви навсегда останется в памяти потомков.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание