Расплата за нажитое богатство или божественная миссия: почему купцы строили храмы и богадельни

В XIX в. едва ли не мечтой каждого купца или промышленника в России было построить на собственные деньги храм или хотя бы небольшую богадельню. В любом старом городе в нашей стране практически на каждой улице стоит церковь. И большинство из этих храмов когда-то были построены на деньги богатых промышленников и купцов.

Но почему же российские предприниматели так любили строить храмы? Считали ли они это искуплением за богатство, которое в глазах православных считается почти грехом? Или же купцы считали возведение церквей на свои деньги чем-то вроде собственной божественной миссии? На самом деле мотивы меценатства в России практически всегда были смешанными.

Российское купечество

Бесспорно, среди российских купцов было большое количество людей грубых, не слишком образованных, любящих проматывать огромные деньги, когда другие люди рядом голодали. Отечественные промышленники часто нещадно эксплуатировали своих рабочих и зарабатывали на них огромные деньги, которые затем тратили на собственную роскошь и удовольствие.

И все же в среде российских предпринимателей были люди с большим сердцем и высоких моральных качеств. Именно такие купцы и промышленники чаще всего и занимались искренней благотворительностью, не ища в этой деятельности никаких корыстных выгод для себя.

Мотивы меценатства

Исследования современных историков показывают, что мотивы благотворительной деятельности промышленников и купцов в России могли быть самыми разными. Единой идеологической основы для меценатства в стране никогда не существовало. В большинстве случаев действовали одновременно как альтруистические, так и корыстные мотивы.

Какими могли быть корыстные мотивы

Купец, решивший построить храм, тем самым сразу же резко повышал свою деловую репутацию. Ведь для строительства церкви были нужны очень немалые деньги. Человек, способный выделить такую сумму на благотворительность, воспринимался обществом, как стабильно богатый предприниматель, способный стать отличным деловым партнером.

Кроме того, занимаясь благотворительностью, многие купцы и промышленники рассчитывали получить всевозможные льготы и привилегии от государства — чины, звания, ордена. Известно, что за активную меценатскую деятельность в России могли даровать даже дворянство.

Дворяне в России могли заниматься благотворительностью просто в угоду какому-нибудь государю, ратовавшему за просвещение страны. Милость и хорошее отношение правителя, конечно, всегда стоили дорого.

Религиозность и патриотизм

Одновременно с экономическим мотивом меценатство купцов и промышленников могло быть связано и с их собственной религиозностью и любовью к русской православной культуре. Недаром многие предприниматели в России в прошлом даже не афишировали своей меценатской деятельности. Заподозрить таких благотворителей в желании получить орден или чин попросту невозможно.

Такие меценаты действовали по принципу "давайте, и воздастся вам". Считая, что Вселенная безгранична и только человек определяет свою способность принимать ее дары и благословение, бескорыстные купцы и промышленники могли жертвовать на благотворительность просто огромные деньги.

В силу своей социальной ответственности отечественные купцы часто также были настоящими патриотами. Чувство высокой ответственности перед народом и страной побуждало их заниматься подвижничеством. Купцы строили не только храмы и богадельни, но и больницы, и школы. Многие меценаты сосредотачивали свои усилия и на отечественной культуре, создавая бесценные коллекции картин, спонсируя театры и т. д.

Помощь ближнему

Помощь ближнему в христианстве всегда ценилась очень высоко. И желание облегчить жизнь страдающим для многих меценатов было основным мотивом. На Руси помощь больным и страждущим воспринималась народом как богоугодное дело, одна из добродетелей христианства. Постулат помощи ближнему содержался в текстах многих древнерусских поучений и наставлений. Даже сами нищие и страждущие на Руси всегда воспринимались как воплощение Иисуса Христа.

Великие князья и цари на Руси очень часто сами показывали пример благочестия, занимаясь благотворительностью. К примеру, московский князь Иван получил свое прозвище Калита по тому мешку, из которого он раздавал деньги нуждающимся. Царь Алексей Михайлович содержал в своем дворце группу нищих и т. д.

Искупление грехов

В некоторых случаях строить храмы купцы могли, конечно, и во искупление своих предыдущих грехов. Даже само их богатство часто воспринималось предпринимателями как некое прегрешение. Русская православная народная этика создавала в дореволюционной России атмосферу справедливости, добра, правды и нестяжательства. В нашей стране над материальными всегда преобладали духовно-нравственные мотивы. Ф.М. Достоевский когда-то писал, что русский народ — единственный европейский народ, устоявший перед властью денежного мешка и золотого тельца.

Особая миссия

К богатству и богачам в России издавна относились с подозрением. Многие люди считали, что богатство всегда связано с грехом. Идея богатства ради богатства всегда была чужда русскому народу. Традиционно стяжательству в России противопоставлялась идея преображения жизни путем самоотверженного подвижнического труда. Труд в православной этике был безусловной добродетелью и жизненным наслаждением, приближающим человека к Богу.

Таким образом, при всем различии побудительных мотивов благотворительность купцов всегда являлась как бы искуплением за нажитые богатства. Российские купцы, в отличие от западных, смотрели на свою деятельность не только как на источник обогащения, но и на особую миссию, возложенную на них судьбой и Богом.

Немного истории

Собственно, сама традиция благотворительности существовала на Руси с давних времен. Но по большей мере это была государственная или церковная деятельность, направленная на помощь обездоленным. Первые же ростки подлинного меценатства, то есть не государственной или общественной, а частной благотворительности, относятся все же к середине XVII в.

В 1648 г. недалеко от Москвы, вблизи Воробьевых гор, был выстроен Андреевский монастырь, а при нем — школа для вольнослушателей. Деньги на строительство обители выделил царский любимец Ф. Ртищев. Последствия этого поступка Ртищева были очень значимыми для всего русского общества. Строительство Андреевского монастыря стало первым случаем меценатства, зафиксированным историками.

Интерес к меценатству в России в XVII в. начал складываться в связи с развитием светской культуры. Изначально такая традиция начала формироваться в дворянской среде. В последующем она распространилась и на другие слои населения. До XVIII в. случаи меценатства, однако, еще были достаточно редки в России. Но в эпоху Екатерины с расцветом просвещения появилось огромное количество людей, желающих покровительствовать науке, образованию, культуре.

Еще больше меценатов в России появилось во второй половине XIX в. Именно в эту пору свой вклад в развитие культуры страны и начали вносить купцы и промышленники. Размах меценатства в этот период истории страны стал поистине небывалым. Имена известных благотворителей были у всех на устах: П. Третьяков, С. Мамонтов, П. Щукин, С. Морозов и т. д.

Дворянское меценатство

С развитием промышленности и, соответственно, торговли российские предприниматели становились все более богатыми. В XIX в. большинство меценатов было представителями именно купечества. Но дворянское меценатство также не потеряло своей значимости. Известно, что многие дворяне в России в XIX в. также активно занимались благотворительностью.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете, должны ли современные предприниматели уделять внимание благотворительности?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.