Уроки правописания для дошкольников - это весело и интересно. Орфографические игры, в которые можно играть дома

Орфография — очень полезный навык для школьника, но развивать его нужно начинать до того, как ребенок пойдет в первый класс. Писать дети учатся в несколько этапов: сначала учат алфавит, потом начинают писать отдельные буквы, слоги, слова. Последний этап – освоение сложных правил правописания. Вот как обучать дошкольника основам орфографии в игровой форме с самого раннего возраста.

Буквенный переключатель

Напишите буквы на карточках или купите магнитный буквенный набор. Еще в продаже есть кубики с буквами – их тоже можно использовать. Затем проговорите простое слово (например, кот) и сложите его из букв. Пусть ребенок посмотрит и запомнит их. Потом дайте ему сложить это слово самому.

Если ребенок уже знает алфавит, задачу можно усложнить. Сначала пусть он сложит слово, которое вы назовете (например, сок), а потом скажите: «Поменяй в этом слове первую букву так, чтобы получилась часть тела» (ответ – бок). Начинайте именно с первых букв – так проще. Потом можете переходить к замене любой другой буквы.

"Создай новое слово"

Для этой игры понадобятся те же самые карточки с буквами. Придумайте слово, отберите нужные для него буквы и положите перед ребенком в произвольном порядке. Пусть он сам соберет нужное слово (или придумает свое новое).

Если это для него слишком сложно, расставьте несколько букв сами, а ребенок заполнит недостающие. Со временем уровень сложности можно повысить, увеличивая количество букв. И пусть малыш придумывает свои слова из набора, предложенного вами.

"Вырезай и клей"

Дети лучше усваивают буквы и слова, когда видят их перед собой. Методика визуализации считается самой эффективной в обучении орфографии. Поиграйте с ребенком в интересную игру «вырезай и клей». Для этого разложите перед ним несколько старых газет и журналов. Потом загадайте простое слово (например, стул), и пусть ребенок ищет нужные буквы, вырезает их и наклеивает на чистый лист бумаги.

Для большей наглядности можете попросить найти картинку к этому слову, вырезать и наклеить рядом. В конце игры у вас получится целый набор картинок и слов. Повесьте его на стену в детской комнате, чтобы напоминать ребенку, какой он молодец и как хорошо умеет складывать буквы в слова. Не забывайте поощрять его каждый раз после правильно выполненного упражнения. Со временем ребенок научится обходиться без призов, радуясь уже самому факту успеха.

Удаление буквы

Следующие игры рассчитаны на учеников начальной школы. Вам понадобится набор магнитных букв или специальная доска с мелками. Сложите или запишите три простых слова, потом скажите ребенку закрыть глаза. Уберите по букве из каждого слова, и пусть он найдет их и вставит туда, куда нужно.

Как только уровень знаний первоклассника повысится, убирайте уже по две буквы, потом по три, записывая все более длинные слова. Добавьте ограничения по времени и записывайте рекорды ребенка, чтобы ему было к чему стремиться. Это очень полезное упражнение, такие навыки будут нужны школьнику постоянно. Их очень не хватает современным детям.

Слова на плакате

Выберите слова, которые ребенку трудно даются, в которых он часто делает ошибки и не может запомнить. На листе бумаги или картона нарисуйте это слово по буквам, а над ним пять пустых квадратиков. Пусть буквы будут красочными, яркими, чтобы сработал эффект визуализации. Повесьте плакат на стенку на уровне глаз ребенка.

Пусть он почаще смотрит на слово, затем пишет его по памяти. Как только получится без ошибок, пусть ребенок поставил жирную галочку в пустой квадратик на плакате. Когда галочек наберется пять, плакат замените на новый с уже другим словом. Обычно после пяти удачных попыток слово откладывается в памяти ребенка, и он уже не будет ошибаться в нем.

Расшифровка слов

Вам снова понадобятся магнитные буквы. Придумайте три простых слова, отбелите буквы для них и перемешайте. Пусть ребенок расшифрует нужные слова. Дайте подсказки, например, это все названия домашних житных или фруктов.

Усложните задачу, сказав установив таймер на определенное время. Пусть ребенок научится сначала складывать самые простые слова, затем более сложные. Можете устроить соревнования между несколькими детьми – так будет еще интереснее.

Игра в снеговика

Сначала загадайте слово, потом на бумаге нарисуйте несколько пустых квадратов по количеству нужных букв. Скажите подсказку: «Это название животного с длинной шеей». Попросите ребенка называть буквы по одной, пусть сам вписывает их. За каждый неверный ответ рисуйте по одной части снеговика – три круга, руки, нос, глаза и улыбку.

Как только снеговик будет собран, ребенок проиграл. Интереснее будет, если детей несколько. Тогда получится интересное соревнование. Смысл в том, чтобы угадать слово правильно, пока снеговик еще не закончен. В эту игру можно играть также в обратном порядке – «лепите» снеговика за каждый верный ответ.

Прыжки по кувшинкам

Напишите буквы на альбомных листах бумаги. Это будут ваши «кувшинки». Выложите их на полу, затем произнесите слово. Пусть ребенок прыгает по нужным буквам, проговаривая их вслух. Вначале загадывайте более короткие слова, потом количество букв увеличивайте. Прыгая по бумажным «кувшинкам», ребенок будет словно выписывать слово, запоминая его написание.

Игра с мячиком

Все, что вам понадобится, это легкий мячик. Теперь пусть участники игры (их должно быть несколько) встанут в круг. Ведущий должен назвать слово и бросить мяч следующему игроку, тот называет первую букву и бросает дальше. Каждый новый игрок называет следующую букву слова.

Кто назвал неправильно, тот выбывает. Темп игры постепенно увеличивайте. Эта игра – прекрасная тренировка для школьника перед диктантом, а также хороший способ запомнить правописание сложных слов.

Рифмующиеся слова

Рифмы помогают детям легко запоминать слова и фразы. Это называется фонологическое восприятие, и без него невозможно научиться грамотно писать. Зато потом ребенку, который умеет правильно писать слово «педаль», будет легче освоить слова «деталь», «медаль» и т.д.

Фонетическое написание

Есть слова, которые слышатся и пишутся по-разному. Пусть ребенок сначала напишет слово так, как слышит его. Это и есть фонетическое написание. Потом обсудите каждую букву, найдите ту, которая отличается на слух и в написании. Покажите ребенку, как писать правильно, и пусть они запомнит этот вариант. Лучше, если все это будет наглядно – на листе или классной мини-доске.

Чтение – главный ключ к навыку грамотности

Когнитивное и языковое развитие ребенка невозможно без регулярного чтения. Это занятие имеет много преимуществ, включая развитие интеллекта, воображения, грамотности в написании слов. Сделайте чтение своим приоритетом, покупайте книги, отведите им почетное место в доме.

При чтении можете, например, подчеркивать сходные по написанию слова, чтобы ребенок лучше запоминал их. Если книги станут для него постоянными спутниками, грамотное написание автоматически станет откладываться в мозгу ребенка. Он легче распознает знакомые слова, будет правильнее расставлять в предложениях знаки препинания «на слух», даже не зная правил.

Главное, чтобы такие уроки правописания не были скучными и не превратились в рутину. Поощряйте ребенка на интересные игры, вознаграждайте его каждый раз, когда у него будет получаться. Не останавливайте упражнения, даже когда ребенок уже будет бегло читать и писать сложные диктанты. Тогда навыки правописания закрепятся на всю жизнь.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы учили своих детей правописанию? 
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.